Предмет философии. Специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 09:26, реферат

Описание

Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей.

Содержание

Введение......................................................................................................2

1. Предмет философии...............................................................................4

1.1 Истоки возникновения науки..............................................................8

1.2 Основные функции..............................................................................11

2. Специфика философского знания........................................................14

3. Основные вопросы философии............................................................15

Заключение.................................................................................................19

Список литературы....................................................................................20

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат на 5 222222.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Федеральное агентство по образованию

       ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ   УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 

    УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 
     

  РЕФЕРАТ

по  дисциплине: «ФИЛОСОФИЯ»
 

на  тему: «Предмет философии. Специфика философского знания»

Выполнила   
группа    
 

               Преподаватель:  

Ростов  – на - Дону

2011г.

 

      Содержание 

Введение......................................................................................................2

1. Предмет  философии...............................................................................4

1.1 Истоки  возникновения науки..............................................................8

1.2 Основные  функции..............................................................................11

2. Специфика  философского знания........................................................14

3. Основные  вопросы философии............................................................15

Заключение.................................................................................................19

Список  литературы....................................................................................20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. 

     Само  понятие «философия», означающее «любовь  к мудрости», впервые объяснил древнегреческий  мыслитель и математик Пифагор, а в качестве названия особой науки употребил впервые древнегреческий философ Платон.

     В своем развитии философия проходит длительный путь становления. Человек  в процессе эволюции начинает выделять себя из окружающего мира природы  и тем самым осмысливать как  свою уникальность, так и уникальность окружающего мира, противостоящего ему и отличающегося от него.

     Изменяется  и понимание предмета философии. Так, смысл философии Пифагор  и другой древнегреческий философ  Гераклит видели в поиске истины, Платон - в познании вечных и абсолютных истин, по мнению его ученика древнегреческого философа Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия. Еще большее разнообразие в понимании своего предмета обнаруживает философия в XIX-XX вв., представленная множеством школ и направлений.

     При всем многообразии подходов к определению  предмета философии можно выделить то общее, что свойственно философскому знанию вообще.

Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру.

1. Предмет философии 

     Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру,  наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.  Философия вырабатывает  обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности,  социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

     Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления.

     Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

     Возникновение философии – сложный процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение "от мифа к логосу". Возникновение философии связано с особенностями как развития индивидуального человеческого бытия и сознания, так и с историческим развитием общественного бытия. Поэтому необходимо назвать те предпосылки, благодаря которым стало возможным появление философии и философского сознания. Речь идет об источниках философии.

     Первый  из них – психологический – удивление. Сущность его кратко можно выразить как знание о незнании. Только там и тогда, где и когда человек четко определил и отделил то, что он знает, от того, что он не знает, возникают основания для движения в познании, для озарения в сопричастности к чему-то удивительному. Знание о незнании – это не только источник удивления, но и источник принципиально нового отношения к действительности, к знанию.

     Второй  источник – теоретический. Однако среди философов нет единого мнения по поводу того, какой именно является определяющим в развитии философии. Часть философов придерживается мифогенной концепции генезиса философии (философия произошла из мифологии), другая – гносеогенной концепции (философия возникла из накопившихся знаний о природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой).

     В итоге философия представляет собой  результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой  установки мифа и эмпирической, наблюдательной установкой древней науки.

     Предпосылками  для возникновения философии являются:

     1. Возможности человека:

     - выделение умственного труда;

     - появление товарно-денежных отношений  (возможность заказать и купить  знания);

     - возникновение государственных  структур и правовых норм регулирования  общественной жизни;

     - постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

     И, как результат всего этого, появление  возможностей осмысления человеком  существующего мира и своего места  в нем;

     2. Потребности человека:

     - интерес человека не только  видеть (созерцать) мир, но и  понимать (иметь суждение, мировоззрение)  как он устроен, желание использовать  на практике полученные знания. 

     Первым, кто объяснил слово «философ», был  Пифагор. По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

     Знаменитый  древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

     По  мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

     Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья.  

     Итак, одни мыслители видели суть философии  в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

     Особенно  отчетливо это проявилось во второй половине XIX—XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования.

     Однако  сказанное вовсе не означает, что  различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить  существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Итак, структура философского знания состоит из следующих элементов:

     1. Исследование наиболее общих  вопросов бытия. При этом сама  проблема бытия понимается в  универсальном смысле. Бытие и  небытие; бытие материальное и  идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

     2. Анализ наиболее общих вопросов  познания. Познаваем или непознаваем  мир; каковы возможности, методы  и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т. д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).

     3. Изучение наиболее общих вопросов  функционирования и развития  общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место  в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

     4. Исследование наиболее общих  и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется  одним из важнейших для философии,  поскольку именно человек является  исходным и конечным пунктом  философствования. Творит и действует  не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

     5. Изучение вопросов, связанных с  природой ценностей, их месте  в реальности и о структуре  ценностного мира, т.е о связи  различных ценностей между собой,  с социальными и культурными факторами и структурой личности. Это учение о ценностях получило название аксиология (от греч. axia ценность и logos учение)

     6. Изучение способов достижения  истины в процессе познания  опосредованным путём, не из  чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее. Это логика (от греч. logos – учение, мысль, рассуждение, разум) - учение о способах получения знания с помощью применения законов логики и методов логического мышления. 

     1.1. Истоки возникновения  философии 

     Истоками  философии являются мифология и  религия.

     «Миф» в переводе с греческого языка  означает «предание», «логос» –  «учение, наука», таким образом, мифология  – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира, многие мифы посвящены космическим  темам, т. к. люди пытались ответить на вопрос о происхождении и устройстве мира, о мировой гармонии, о превращении хаоса в космос, а также любая мифология описывает гибель мира в будущем и его последующее возрождение.

     Мифология – это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В древности мифология являлась формой духовной культуры, которая объединяла в себе зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды и искусство. Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач, однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Информация о работе Предмет философии. Специфика философского знания