Предмет философии. Специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 09:26, реферат

Описание

Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей.

Содержание

Введение......................................................................................................2

1. Предмет философии...............................................................................4

1.1 Истоки возникновения науки..............................................................8

1.2 Основные функции..............................................................................11

2. Специфика философского знания........................................................14

3. Основные вопросы философии............................................................15

Заключение.................................................................................................19

Список литературы....................................................................................20

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат на 5 222222.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

     Древнеиндийская философия представлена ведами, в которых глубже просматривается вопрос о происхождении человека. В это время в ведах рассказывается, что Вселенная заполняется человечеством, которому предопределена карма, на весь период существования.

     В Древнем Китае была образована философская  школа – Даосская. Даосизм –  это учение о пути, которое отстаивали в этой школе. Философы считали, что  всё находится в пути, в движении, в изменении. Всё непостоянно  и конечно. Человек должен следовать установленному порядку, тогда он будет бессмертен.

     Особенности мифологии:

  1. Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, одушевлялись и очеловечивались: космос и все природные силы.
  2. Отсутствует разграничение мира и человека, мысли и эмоции, это было целостное миропонимание.

     Философия и религия выходят из мифа, они  походят тем, что решают мировоззренческие  вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск  истины.

     Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

     Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а  не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

     В VI веке до нашей эры философия представляла собой новый тип миропонимания, в основе которого лежал разум. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщение, выводы и доказательства стали вытеснять образы и вымыслы, т.е. мифологию. С развитием культуры менялось:

     • специфика философии;

     • статус (значение) философии;

     • связи с наукой, но мировоззренческие проблемы оставались.

     Смысл философии включает не только мировоззрение  и познание, но и у всех философов  всегда была система, которая завершалась  этикой.

     Исторические  типы философии:

  1. Философия Древнего Востока и античная;
  2. Средние века (тесная связь с религией);
  3. Эпоха Возрождения (связь с искусством);
  4. Новое время (связь с наукой);
  5. Просвещение;
  6. Классическая немецкая философия;
  7. Современная философия.

           
     

    1.2. Основные функции 

    Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени  полно, не затрагивая вопроса о её функциях.

     Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.

     Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую, объединительную.

     Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.

     Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности, проявляется характер взаимоотношения философии с другими науками. Философия с одной стороны опирается на те данные, которые получают все науки, с другой стороны философия передаёт всем наукам общие методы, приёмы, способы получения истинного знания. Сама философия выступает в отношении других наук, общим методом познания.

     Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

     Гносеологическая  – одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

     Роль  критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

     Аксиологическая функция философии (в переводе с греч. axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима, эпоха Возрождения, Реформация, кризис капитализма конца XIX – начала XX в. и др.).

     Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

     Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

     Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

     Общекультурная  функция. Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то её общекультурной функцией происходило, скорей всего, обратное: её роль в жизни общества непрерывно возрастала.

     Тем более это справедливо для  нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. Философия согласовывает и синтезирует достижение всех видов человеческого опыта (практического, научно-познавательного, ценностного). Она также выступает конструктором принципиально новых идей, новых картин мира, новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода мировоззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения, выявляя их «рациональное зерно».

     Практическая  функция. До сих пор философия рассматривалась исключительно как компонент духовного мира человека. Но человек, кроме всего прочего, ещё и действует. Русский философ П.Л. Лавров подчёркивал, что философия отождествляет мысль, образ и действие. Поистине, в своём миропонимании человек достигает стадии, когда уже невозможно удержаться от искушения действовать. Человек действует, реализует своё миропонимание. В отличие от животного, он действует именно таким образом, а не иначе. В своих действиях человек символизирует философию, она воплощается в объекты, в творения человека. Каждая цивилизация реализует свои философские ценности, каковыми являются, например, стремление к совершенству, свобода, справедливость.

     Нравственная функция заключается в том, что философия культивирует в обществе идеалы любви к ближнему,

     сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга.

     Философия консолидирует общество вокруг идей либо ради идей, выполняя при этом объединительную функцию. 
 
 
 

     2. Специфика философского  знания 

     Основная  специфика философского знания заключается  в его двойственности, так как  оно:

  1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
  2. однако не является научным знанием в чистом виде.

     Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия  является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных  человечеством знаний.

     Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

     Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой  точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

     Можно выделить также следующие особенности философского знания:

  1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);
  2. носит предельно общий, теоретический характер;
  3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
  4. во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
  5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.
  6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
  7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
  8. имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;
  9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
  10. в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;
  11. опирается на категории – предельно общие понятия;
  12. неисчерпаемо по своей сути;
  13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

     Философия – это знание личностное, так  как идеи, которые высказывает  мыслитель нельзя отделить от его  личности. 

     3. Основные вопросы  философии 

     Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических проблем, которые она призвана исследовать. Можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность и происхождение бытия; материя и её формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; человек и его; духовный мир человека; общество; перспективы человека, общества и многие другие вопросы.

     Основным  в философии традиционно считается  вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

     Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса  философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

     При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии  можно выделить такие направления, как материализм и идеализм, дуализм; а гносеологической (познавательной) стороны: эмпиризм и рационализм. 

     Материализм (так называемая «линия Демокрита») – это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и вторичности сознания. С точки зрения материализма, природа существует вечно, она несотворима и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле.

     Идеализм («линия Платона»)  – это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности сознания и вторичности материи. В идеализме существуют два течения – объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективные идеалисты первичным объявляют объективное, т. е. внечеловеческое сознание, называя его «мировым духом», «мировым разумом», «божественным сознанием». Субъективные идеалисты первичным считают субъективное, т. е. человеческое сознание. С их точки зрения, внешний мир комбинируется из человеческих ощущений.

Информация о работе Предмет философии. Специфика философского знания