Предмет философии. Специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 09:26, реферат

Описание

Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей.

Содержание

Введение......................................................................................................2

1. Предмет философии...............................................................................4

1.1 Истоки возникновения науки..............................................................8

1.2 Основные функции..............................................................................11

2. Специфика философского знания........................................................14

3. Основные вопросы философии............................................................15

Заключение.................................................................................................19

Список литературы....................................................................................20

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат на 5 222222.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

     Наряду  с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом  и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

     Дуализм – это философское направление, которое утверждает, что в основе мира лежат два вечных начала – материальное и духовное. Следовательно, дуализм снимает вопрос о том, что первично: материя или сознание.

     Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы ни было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

     Основоположником  рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

  Основными средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование, являются диалектика и метафизика.

     Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

     Метафизика  – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

     В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

     Заключение 

     Философия возникает как первая наука, в  начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда – смысл, цель философии.

     Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам  философского мышления, его социокультурным  предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

     Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия  выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск  истины.

     Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  философия – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей. 
 

     Список  используемой литературы 

  1. Николаева Л.С., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Философия: экзаменационные ответы. – Ростов-на-Дону, 2002 г.;
  2. Голубенцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001 г.;
  3. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – Москва, 2001 г.;
  4. Основы современной философ. – СПб, 1997 г.;
  5. Кохановский В.П., Яковлев В.П. Философия. Учебник для ВУЗов. – Ростов-на-Дону, 2004.
  6. Моисеева Н.А., Сороковикова В. И. «Философия: Краткий курс». – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
  7. Спиркин А.Г. «Основы философии» - учебное пособие: М. Издательство политической литературы 2001 г.

Информация о работе Предмет философии. Специфика философского знания