Предмет эпистемологии и характер ее вопросов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:29, реферат

Описание

Эпистемология - это теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об объекте и составить о нем истинное представление. Иначе говоря, эпистемология – это теория, которая стремится выяснить вопросы, связанные с происхождением, методами, развитием и другими проблемами познания.

Работа состоит из  1 файл

Предмет эпистемологии и характер ее вопросов.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

Как только существование Бога доказано, оказываются ясными существенные Его качества, а именно бесконечность, всеведение и всемогущество, ровно как и честность (veracitas) как один из атрибутов Бога. Следовательно, гарантировано ясное и четкое познание.

Декарт развил учение о существовании Бога, о духовной и телесной субстанциях, или разуме и теле, при этом единственным независимым Существом в подлинном смысле слова является Бог, поскольку и разум, и тело зависят от Бога. Он утверждал также, что разум и тело, обладающие соответственно атрибутами мышления и протяженности, являются субстанциями, не зависящими одна от другой, то есть Декарт стоял на позиции дуализма.

Декарт доказал несомненность ясного и четкого познания, тем самым утвердив несомненность рационального познания, основанного на математическом методе.

 

10. Бенедикт Спиноза

Бенедикт Спиноза (1632-1677), подобно Декарту, считал, что истину можно познать с помощью неопровержимых доказательств, и стремился разработать логические умозаключения, в частности, посредством приложения к философии методов геометрии.

Исходный тезис философии Спинозы состоит в том, что, любая истина может быть познана разумом. Когда человек воспринимает вещи разумом "в аспекте вечности", а также оценивает их интуитивно в целом и в их необходимом отношении с Богом, он может получить достоверное знание. Спиноза разделил познание на три типа: воображение, научное познание (находящееся на уровне умозаключений) и интуитивное познание. Что касается воображения, то он считал Его несовершенным, если оно не упорядочено посредством разума. По мнению Спинозы, достоверное знание может быть получено с помощью научного и интуитивного познания, причем интуитивное познание неотделимо от разума и, пожалуй, даже основано на разуме.

Декарт считал дух, атрибутом которого является мышление, и тело, атрибутом которого является протяженность, субстанциями, не зависящими одна от другой. В противоположность этому, Спиноза утверждал, что Бог является субстанцией, а протяженность и мышление выступают как Его атрибуты. По мнению Спинозы, Бог и природа находятся в отношениях natura naturans (порождающая природа) и natura naturata (порожденная природа), то есть нераздельны. Таким образом, он разработал пантеистическое учение, утверждающее, что Бог – это природа

 

11. Готфрид Вильгельм Лейбниц

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) придавал большое значение математическим методам и считал, что они идеально подходят для того, чтобы из нескольких фундаментальных принципов выводить любые суждения. Он подразделял истины, познаваемые человеком, на две разновидности: первая – это истина , которую можно вывести логически посредством разума, вторая – это истина , которую можно доказать с помощью эксперимента. Истины первого типа он назвал вечными истинами, или истинами разума, а истины второго типа – истинами факта, или возможными истинами. Он утверждал, что залогом достоверности истины разума являются принцип идентичности и принцип противоречия, тогда как достоверность истины факта обеспечивается принципом достаточного основания, который гласит, что "ни одно явление не может оказаться истинным или действительным без достаточного основания".

Однако такое определение истины относится только к человеческому интеллекту, в то время как Божественный Разум постигает даже то, что считают истиной факта. Поэтому, в конечном счете, истины разума следует рассматривать как идеальные.

Лейбниц утверждал, что истинная субстанция – это монада, являющаяся "живым зеркалом Вселенной", которое отражает Вселенную. Он понимал под монадой не имеющую пространственной протяженности субстанцию, обладающую восприятием и памятью, благодаря чему возникает апперцепция как скопление мелких бессознательных перцепций. Монады разделены на три ступени: "простая монада" (или "спящая монада") – на материальной ступени, "душа" (или "чувствующая монада") – на ступени животных, которым присущи ощущение и память, и "духи" (или "разумные души") – на стадии человека, обладающего универсальным познанием. Кроме того, имеется Монада высшей ступени – это Бог.

 

12. Христиан Вольф

Христиан Вольф (1679-1754), основываясь на философии Лейбница, осуществил дальнейшую систематизацию рационалистических воззрений. Он утверждал, что достоверное знание обнаруживает себя как истина разума, которая логически выведена из фундаментальных принципов. Вольф считал, что все истины могут быть установлены только на основе принципов идентичности и противоречия. Он признавал существование эмпирических истин факта, но, согласно его воззрениям, истина разума не имеет ничего общего с истиной факта, а эмпирическая истина является не необходимой, а возможной истиной.

Таким образом, континентальный рационализм не придавал большого значения познанию фактов, считая, что все может быть постигнуто рациональным путем, и, в конце концов, перешел на позиции догматизма[5, с.32].

 

13.  Сущность объекта познания

Рассмотрение процесса познания предполагает также исследование объекта познания. Сторонники реализма утверждают, что объект познания существует объективно и независимо от субъекта, тогда как субъективные идеалисты считают, что объект познания не существует в объективном мире, а присутствует только как идея в сознании субъекта.

 

14.  Реализм

Говоря о реализме, следует, прежде всего, упомянуть о наивном реализме. Он получил также название естественного реализма и относится к представлениям здравого смысла, согласно которому, скажем, объект состоит из вещества и существует независимо от субъекта, и более того, он именно таков, каким мы видим его. Иначе говоря, наше восприятие – достоверно копирует объект.

Существует также научный реализм. Согласно этим воззрениям, объект существует независимо от субъекта, но чувственное познание, как оно есть, не обязательно является истинным. Достоверное знание об объекте можно получить только путем добавления научного размышления к эмпирическим фактам, полученным от объекта, что можно осуществить посредством функции рассудка, который выходит за пределы чувственного познания.

Кроме того, есть и идеалистический реализм. Это воззрение называется также объективным идеализмом. Согласно этому подходу, сущность объекта является духовной и объективной, выходящей за рамки человеческого сознания. В частности, дух существует не только в людях, но Он существовал как источник мира еще до появления человечества, и этот Первоначальный Дух является подлинной реальностью мира и прототипом Вселенной. Из этого следует, что все предметы творения представляют собой различные выражения этого Духа. Например, Платон рассматривал идеи, которые являются сущностью вещей, как подлинную реальность и утверждал, что наш мир есть тень мира идей. Гегель говорил, что наш мир представляет собой результат саморазвития Абсолютного Духа.

В диалектическом материализме объект существует независимо от человеческого сознания, так что в сознании отражается объективная реальность. Следовательно, диалектический материализм – это также реализм. Однако в отличие от наивного реализма, диалектический материализм не считает, что объект существует таким, каким его видит субъект, а скорее признает возможность познания подлинной реальности через ее проверку практикой.

 

15.  Субъективный идеализм

Как указывалось выше, реализм рассматривает объект познания как существующий независимо от субъекта, будь объект материальным предметом или идеей. Субъективный идеализм, со своей стороны, утверждает, что объект не существует независимо от человеческого разума и его существование может быть понято настолько, насколько объект возникает в человеческом разуме.

Типичным представителем этого направления можно назвать Беркли, а его суждение "Существовать – значит быть воспринятым" (esse est percipi) красноречиво иллюстрирует его позицию. Кроме того, подобных взглядов придерживались И.Г. Фихте (1762-1814), утверждавший, что никто никогда не может с уверенностью сказать, существует ли внешний мир (объект) отдельно от функций субъекта, и А. Шопенгауэр (1788-1860), который считал, что "мир – это мое представление" (Die Welt ist mein Vorstellung).

 

 

 

 

16.  Методы познания в эпистемологии

Из вышеизложенного видно, что эмпиризм, рассматривающий опыт как источник познания, постепенно переходит на позиции скептицизма, а рационализм, считающий источником познания разум, впадает в догматизм. Причина этого заключается в том, что в них не исследовались вопросы, связанные с тем, как опыт становится истиной и как происходит познание разумом, то есть – метод познания. Проблема метода познания глубоко исследовалась Кантом, Гегелем и Марксом. Основные положения их методов будут изложены ниже.


17.  Трансцендентальный метод Канта

 

Иммануил Кант (1724-1804) синтезировал эмпиризм и рационализм и создал новый подход. Он рассматривал эмпиризм как ошибочный метод, поскольку последний приписывал себе способность познавать, не придавая значения разуму, но, с другой стороны, и рационализм он считал неверным, поскольку тот приписывал разуму всемогущество. Таким образом, по мнению Канта, для получения истинного знания важно, прежде всего, проанализировать, каким образом опыт может стать знанием. Чтобы достигнуть этого, человек должен либо принять на веру, либо подвергнуть критике функцию разума.

Кант написал три критических труда, а именно "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и "Критика способности суждения", которые рассматривают соответственно проблемы, связанные с тем, как можно найти истину, как можно осуществить добро и как можно судить о вкусе. Согласно этому Кант рассматривал вопросы осуществления ценностей истины, добра и красоты. Среди этих работ проблемы эпистемологии исследуются в "Критике чистого разума".

 

18.  Основные положения "Критики чистого разума"

 

Кант пытался объединить эмпиризм и рационализм на основе того факта, что знание увеличивается посредством опыта, и что верное знание может иметь универсальную значимость. Само собой разумеется, что познание начинается с опыта, при этом Кант высказал суждение, что внутри субъекта познания существуют априорные формы познания (концепции). Иначе говоря, объект познания установлен, когда чувственное содержание (которое также называют материалом, ощущением, суммой неорганизованного опыта, представленного в чувствах, или материей ощущений), поступающее от объекта, приведено в порядок априорными формами субъекта. Все предыдущие философские системы исходили из того, что объект воспринимается таким, каков он есть; в противоположность этому, Кант утверждал, что объект познания является продуктом синтеза, выполняемого субъектом. Кант считал, что таким интуитивным подходом он совершил в философии такую же революцию, как Коперник в астрономии. Таким образом, в своей эпистемологии Кант не стремился получить знания о самом объекте, а стремился выяснить, каким образом можно получить объективную истинность. Он назвал свою доктрину трансцендентальным методом.

Для Канта знание всегда выражается в форме суждений. Суждение осуществляют в терминах высказываний, состоящих из субъекта и предиката. Знание увеличивается посредством суждения (высказывания), у которого в предикате появляется новая концепция, которой не было в субъекте. Такое суждение Кант назвал "синтетическим суждением". В противоположность этому, суждение, у которого концепция предиката уже содержится в концепции субъекта, получила название "аналитического суждения". В конечном итоге новое знание, по Канту, может быть получено только посредством синтетического суждения.

Среди примеров аналитического и синтетического суждений, приведенных Кантом, имеются следующие. Суждение "все тела имеют протяженность" можно считать аналитическим, поскольку понятие "тело" уже содержит в себе признак протяженности. Суждение "прямая линия, соединяющая две точки, является кратчайшим расстоянием между ними" – синтетическое суждение, поскольку понятие "прямая линия" указывает только на качество прямизны и не содержит количественной оценки длины. Поэтому понятие "кратчайшая линия" служит совершенно новым дополнением.

Однако, хотя новое знание может быть получено посредством синтетического суждения, оно не может стать адекватным знанием, если не имеет универсальной значимости. Чтобы знание имело такой характер, оно должно быть не просто эмпирическим, но иметь некоторый априорный элемент, не зависящий от опыта. Иначе говоря, чтобы синтетическое суждение оказалось универсальным, оно должно быть результатом априорного познания, а именно, быть априорным синтетическим суждением. Здесь Кант подошел к вопросу: как возможны априорные синтетические суждения?[5, с.55]

 

19.  Содержание и форма

 

Кант старался завершить синтез эмпиризма и рационализма с помощью объединения содержания и формы. "Содержание" относится к представлениям, которые получают наши чувства через стимулы, поступающие от предметов внешнего мира, и именно это – содержание нашего рассудка. Поскольку содержание – это сущность ощущения, привносимого извне, оно является апостериорным, эмпирическим элементом.

С другой стороны, "форма" относится к контуру, объединяющему материал или сумму неорганизованного опыта, представленного в чувствах. Кант утверждал, что априорные формы познания существуют внутри нас. Он доказывал, что посредством априорных форм становятся возможными синтетические суждения, имеющие универсальную значимость.

Прежде всего, внутри ощущений имеются априорные формы, представляющие собой интуитивное восприятие пространства и времени, "чувственная интуиция", то есть контур, воспринимающий сумму неорганизованного опыта, представленного в ощущениях пространства и времени. Однако познание основывается не только на чувственной интуиции. Чтобы познать объект, необходим рассудок, внутри которого имеются априорные понятия и формы мышления. Иными словами, познание реализуется, когда содержание, воспринимаемое интуитивно (ощущения), и формы мышления (понятия) соединены. Кант описал это следующим образом: "Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты"[5, c.99].

Априорные понятия, входящие в структуру рассудка, Кант называл "чистыми понятиями рассудка" или "категориями". Основываясь на формах суждений (формах рассудка), используемых в формальной логике со времен Аристотеля, Кант вывел следующие двенадцать категорий:

Информация о работе Предмет эпистемологии и характер ее вопросов