Природа как предмет филосовского осмысления .Проблема истины в теории познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 00:46, контрольная работа

Описание

Понятие "природа" - одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово "природа" ассоциируется главным образом с двумя значениями:
1) природа в смысле естественной среды обитания человека и
2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания).

Содержание

1.Природа как предмет философского осмысления.
2.Проблема истины в теории познания.
3. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

кантрольная философия.docx

— 46.35 Кб (Скачать документ)

План:

1.Природа как предмет  философского осмысления.

2.Проблема истины  в теории познания.

3. Список литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие "природа" - одно из важнейших философских  понятий. Нельзя уяснить сущность  многих фундаментальных философских  понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении  с природой. В сознании современного  образованного человека слово  "природа" ассоциируется главным  образом с двумя значениями:

1) природа в смысле  естественной среды обитания  человека и 

2) природа как  объект специального научного  исследования в рамках целой  совокупности так называемых естественных наук (естествознания).

 В этих своих  значениях термин "природа"  восходит к латинскому слову  "natura", которое было воспринято и усвоено практически всеми народами и языками христианского мира. Отсюда и " натуралисты" в  смысле - исследователи ("испытатели") природы, и "натурализм" как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно "природы" при рассмотрении и решении центральных  философских вопросов бытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.

 Более внимательный  анализ  историко - философского, историко -научного материала и материала, относящегося  к истории европейской культуры в целом, показывает, что, во-первых, термин "природа" имел и до сих пор сохраняет и другие существенно важные значения, а, во-вторых, за всеми этими значениями (включая и общепринятые) стоят глубокие идейные и культурно-исторические основания, без осознания которых невозможно понять роль понятия "природа" в постановке и решении именно философских проблем.

 Отсюда необходим  более полный перечень существенно   важных  значений  термина "природа":

1) Природа в смысле  внутренних особенностей, сущности  той или иной вещи (явления,  системы и пр.). Наличие и специфика  этого значения становятся особенно  очевидными при сопоставлении  таких выражений, как "красота  природы" и "природа красоты"; "явление природы" и "природа  явления" и т.д. 

2) Природа в смысле  сущего в целом, во всем многообразии  его существования в мире. В  этом своем значении термин "природа"  соотносителен с такими понятиями  (а иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д. 

3) Природа как  материальное начало в самом  человеке. В этом смысле "природа", "природное" противопоставляется  "духу", "духовному" в человеке  как основе его нравственной  свободы. 

 Эти значения  выработаны задолго до отмеченных  выше двух привычных  нам сегодня значений термина "природа", которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания. Выпишем

теперь эти отмеченные ранее два значения в общем  перечне и в более точной формулировке:

4) Природа как  совокупность естественных условий  существования человека, человеческого  общества и человеческой культуры  и как источник необходимых  ресурсов (материальных, энергетических  и пр.) их существования. 

5) Природа как  объект специального научного  познания в рамках целого комплекса  дисциплин - "наук о природе"  или "естественных наук" (естествознания). В этом своем значении понятие  "природа" формируется лишь в Новое время, в период становления промышленного капитализма и науки в современном ее понимании и носит ярко выраженный нормативный характер.

 Хотя понятие  "природа" в значении сущего  в целом, космоса сыграло важную  роль в развитии философии,  особенно в античности, особое  значение в обсуждении философских  проблем оно обрело после осознания  важности таких противоположностей, как "природа - культура" и  "природа - дух". По времени  это совпадает с периодом гуманистического  поворота в развитии древнегреческой  философии. Уже софисты стали  придавать большое значение различению  того, что существует только "по  природе", и того, что существует "по положению", то есть по  условным (принятым) мнениям, обычаям  и другим человеческим установлениям.  К этой области условного они  относили все нравственные основы  и нормы личной и общественной  жизни, лишая их таким образом внутренней обязательности. С другой стороны, начиная с Сократа, в философии зарождается линия на понимание нравственности, добродетели как того, что укоренено в самой природе и затем постигается естественным разумом человека. С этой точки зрения к условному относится как раз все то, что создано самим человеком, все гражданские и культурные установления и учреждения, не исключая даже государства. Этот взгляд позднее особенно последовательно был развит стоиками, для которых выражения "жить по природе", "жить по разуму" и "жить добродетельно" были синонимами. Это противопоставление "жизни по природе" (как нормальное, естественное и добродетельное) "жизни по культуре" (как чего-то условного, противоестественного и недолжного) вспыхивает вновь в лоне романтических течений в XVIII-XIX веках во взглядах Ж. Ж. Руссо и других, а в своих крайних формах находит выражение в молодежных контр культурных движениях уже XX века.

 Во второй половине  XX века, однако, когда была осознана вся серьезность возможного глобального экологического кризиса и наивность любых крайних подходов к решению будущего человеческой культуры, стали вырабатываться более реалистические концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция устойчивого развития и другие. Столь же далеко идущие последствия имела и формулировка другой пары противоположностей - "природы" и "духа".

 В ясной  форме она сформулирована уже  в философии Платона с его  четким противопоставлением "мира  идей" "миру вещей". Этот дуализм  природы и духа был воспроизведен  в Новое время, причем в двух  наиболее влиятельных философских  системах - в учениях Декарта и  Канта. У Декарта указанный  дуализм существовал в виде  представления о двух субстанциях,  лежащих в основе каждой из  этих областей бытия, а именно  субстанции мыслящей и субстанции  протяженной. Кант же противопоставил,  во-первых, природу как царство  необходимых законов нравственной  свободе человека, а, во-вторых, природу  как мир познаваемых в опыте  явлений непознаваемому миру "вещей  в себе". Эта дуалистическая  установка была в конце XIX - начале XX века воспроизведена в виде противопоставления "наук о природе" "наукам о духе" (по другой терминологии - "наукам о культуре"), что вылилось в расхождение двух культур – естественно - научной и гуманитарной - и самым серьезным образом сказалось на развитии общечеловеческой цивилизации в XX веке.

 В настоящее  время, однако, все более осознается, что именно современное развитие "наук о природе", возникновение  неклассических, а затем и пост  неклассических научных концепций  создает условия для преодоления  этого раскола и выработки  единого языка для диалога  двух культур.

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась, и довольно противоречивым образом.

С одной стороны, по мере развития производительных сил  общества, по мере того как взаимоотношения  человека с естественной средой обитания все более опосредовались создаваемой  им "второй природой", человек  повышал свою защищенность от стихийного буйства природы. Совершенствование одежды, создание обогреваемых и искусственно охлаждаемых жилищ, строительство дамб, защищающих от наводнений, и сейсмостойких сооружений - все это и многое другое позволяет не только обеспечить людям более стабильные и более комфортные условия существования, но и осваивать для обитания и для продуктивного труда все новые территории Земли, а теперь и ближнего космоса.

Наряду с этими  процессами, ослабляющими зависимость  человека от природы, с развитием  производительных сил связана и  другая тенденция. В орбиту человеческой деятельности вовлекается неуклонно  расширяющийся спектр процессов, явлений  и веществ природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.

Изобретая, скажем, способы  получения и использования железа и его сплавов, человек резко  увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с тем с течением времени само развитие цивилизации оказывается зависимым от имеющихся на планете запасов железных руд, от их разведки и хозяйственного использования.

Или возьмем другой пример. Уголь и нефть долгое время  использовались почти исключительно  в качестве топливно-энергетического  ресурса, попросту говоря - сжигались. Однако затем человечество научилось  получать из угля и нефти обширную гамму продуктов самого разнообразного применения. Так, современная нефтехимия производит порядка 8 тыс. видов продуктов  различного назначения.

Подобного рода примеры  можно множить до бесконечности, и каждый из них будет раскрывать все ту же тенденцию возрастающей зависимости человека от природы. В  наши дни эта зависимость нередко  обнаруживается крайне драмматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования человечества, приводят к исчерпанию их имеющихся на планете запасов. В большей или меньшей мере это относится к рудам черных и многих цветных металлов, к имеющимся на Земле запасам нефти и угля, воды и древесины и т.п. Подсчеты специалистов говорят о том, что при сохранении сложившихся тенденций экономического развития, связанных с быстро растущим потреблением этих видов ресурсов, их запасы окажутся исчерпанными через несколько десятков лет.

Мы видим, таким  образом, что не только человек зависит  от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от масштабов, форм и направлений его деятельности. И эта зависимость природы  от человека проявляется не только в интенсивном, достигающем предельных значений вовлечении в его деятельность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействиях самой этой деятельности на окружающую среду.

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его  обитания в результате бурного роста  промышленного производства во всем мире, причем производства, которое  опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и определяется существо экологической проблемы.

В результате деятельности человека, в особенности в последние  десятилетия, в дикой природе  к настоящему времени исчезли  многие виды животных и растений. Не менее тревожно и то, что происходит неуклонное падение численности  и сокращение ареалов других видов.

Итак, последние десятилетия, на которые приходится развитие научно-технической  революции, принесли человечеству небывалое  прогрессивное изменение его  производительных сил, но и столь  же небывалое обострение экологической  проблемы, заставляющее всерьез задуматься о пределах исчерпаемости природных ресурсов и возможностях восстановительных процессов природы противостоять последствиям человеческой деятельности.

Перспектива разрешения экологической проблемы, стоящей  перед человечеством, требует развития гармонических отношений с природой, способствующих ее обогащению, очеловечению, гуманизации. Мы уже отмечали, что в период своего становления научное познание исходило главным образом из представления о необходимости "завоевания", "покорения" сил природы. Этот стереотип, имеющий вековую историю и еще не преодоленный сегодня, должен постепенно меняться; соответственно должно утверждаться убеждение в том, что современный человек не может ставить себя по отношению к природе в положение "завоевателя", не заботящегося о последствиях своей деятельности.

Поскольку экологические  проблемы носят ныне общечеловеческий характер, эти перемены должны быть взаимосвязаны с глубокими перестройками  международно-правового, политического  и культурного плана во взаимоотношениях между народами. С тяжелыми последствиями пренебрежительного отношения к природе люди сталкиваются непосредственно в своем повседневном существовании, причем перед обитателями каждого из регионов планеты экологические проблемы предстают в конкретных, своеобразных формах. Нисколько не преуменьшая всей важности и неотложности этих задач, необходимо вместе с тем особо подчеркнуть глобальное изменение экологической проблемы в целом.

Перед современным  человечеством стоят две основные опасности - опасность того, что оно  уничтожит себя в огне ядерной  войны, и опасность необратимого разрушения естественного базиса своего существования. Первая из них, впрочем, в достаточной степени осознается сегодня, хотя немало здесь зависит  от политики, проводимой силами, стоящими у власти в некоторых странах, не отрешившихся еще от устремлений "холодной войны", что мешает проведению практических мер по снижению и ликвидации ядерного противостояния.

Информация о работе Природа как предмет филосовского осмысления .Проблема истины в теории познания