Природа как предмет филосовского осмысления .Проблема истины в теории познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 00:46, контрольная работа

Описание

Понятие "природа" - одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово "природа" ассоциируется главным образом с двумя значениями:
1) природа в смысле естественной среды обитания человека и
2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания).

Содержание

1.Природа как предмет философского осмысления.
2.Проблема истины в теории познания.
3. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

кантрольная философия.docx

— 46.35 Кб (Скачать документ)

Истина - это объективное  содержание сознания, адекватное отражение  предметов и явлений действительности. С истиной справедливо связывается  самое благородное, возвышенное  и значимое в процессе познания мира, человека, общества. Истина есть процесс  адекватного (верного, правильного) отражения  действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный  аспекты, которые в свою очередь  можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества. Сказанное не следует понимать так, что истина возможна и существует вне субъекта. В самой по себе действительности истин нет. Истиной характеризуется лишь наши познавательные образы, наше знание о действительности.

Поэтому истина и  субъективна (не путать с субъективизмом). Вот, скажем, стол. Он не истинен и  не ложен - просто стоит, существует. Истинным или ложным может быть только наш  образ, наше восприятие стола - не как  у дальтоника или, наоборот, человека близорукого. Правда, мы употребляем  еще такие выражения, как "истинная политика", "истинный человек". Но ясно, что в подобных случаях  истина используется в своей вторичной, оценочной функции, и мы знаем, что  такое истина политики и человек  как истина.

Истина всегда субъективна  по своей форме, однако по своему содержанию, т. е. по тому, что содержится в знании, она объективна. Содержание этого  знания не зависит от сознания людей. Оно соответствует действительности, законам, явлениям природы и общества. К примеру, законы механического  движения были открыты и сформулированы И. Ньютоном. Но эти законы существуют независимо от основателя классической механики.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое  и развиваемое, последующим развитием  науки. Такие истины нам, естественно, недоступны. Абсолютная истина - это  только регулятивная идея, т. е. некоторый  идеал, к которому, безусловно, нужно  стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности  человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание.

К абсолютным истинам  нередко относят "вечные" или "окончательные" истины, истины факта (Маркс родился 5 мая 1818 г.). Хотя и здесь есть относительный  момент - само летосчисление. В исламском  летосчислении (от хиджры) цифры, понятно, будут другими. Наиболее корректным можно считать определение абсолютной истины как совокупности моментов завершенного, непреходящего знания в составе  истин относительных. Возьмем в  качестве примера атом. Древние считали, что он неделим. В начале ХХ в. он "состоял" из электронов. В наше время он "состоит" уже из массы элементарных частиц. И число их постоянно растет. Все эти образы атома - знание относительное. Но сам факт, что атом - это реальность, что он существует, относительно устойчив, - сам этот факт является знаком, элементом абсолютного знания.

Понятие "относительная  истина" служит для обозначения  конечных, ограниченных моментов человеческого  познания мира, приблизительности и  несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность . Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и исследований.

Абсолютная и относительная  истины - истины объективные. Разница  между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле - неразрывные аспекты  истины объективной.

Правда - это соответствие высказываний субъекта его мыслям, основание взаимного доверия  в пределах диалога, целесообразность которого ставится под сомнение, когда  место правды занимает ложь.

Но и правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать  как частный случай истины. Правда не столько гносеологический, сколько нравственно-психологический феномен.

Проблема соотношения  правды и истины решается через определение  меры истины. Можно констатировать следующие различия между «правдой»  и «истиной»1:

1. Истина - это категория  логики и теории познания, выражающая  соответствие наших знаний о  мире самому миру. Правда - категория  психологии взаимопонимания, выражающая  не только соответствие знаний  миру, но и отношение человека  к истинному знанию. Истину мы  познаем, а правду понимаем (не  только умом, но и чувствами). Правда  всегда содержит зерно истины, без этого она не может быть  правдой. Но этого зерна еще  недостаточно. Правда - это такая  истина, которая получила субъективную  оценку, моральную санкцию общества. Это обстоятельство приводит  к тому, что при осмыслении  одной и той же истины возможно  появление различных вариантов  правды.

2. Мотивы высказывания  истины и правды различны. Мотив  обнародования истины: очищение  общественного знания от заблуждений.  Мотивы высказывания правды зависят  от личных целей человека которыми могут быть:

а) корыстная цель - получение каких-либо благ - славы, ореола «правдолюбца», уничтожение  соперника;

б) самоутверждение, выражение своего кредо, «лучше горькая правда, чем сладка ложь»;

в) педагогическо-воспитательная цель: искреннее убеждение, что правда будет способствовать нравственному совершенствованию реципиента;

г) самосовершенствование  посредством высказывания правды, несмотря на возможные неблагоприятные последствия.

3. Для человека  правдой является только та  истина, в которую он верит; как бы ни были убедительны доказательства истинности сообщаемого факта, факт не воспринимается человеком как правда, пока он в него не поверит. Главное препятствие для веры в правдивость сообщения заключается в том, что оно не соответствует представлениям о должном, т. е. о том, что может и должно произойти в данной ситуации. Противоречие между разумом и чувствами становится психологическим барьером из-за которого истина воспринимается как ложь.

Ложь — утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно — и этим отличающееся от заблуждения. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Мудрость гласит, что все ложное болеет бессмысленностью.

Современное определение  лжи: ложь - умышленное (успешное или  нет) утаивание и умышленная фабрикация путем передачи фактической и  эмоциональной информации (вербально  или невербально) с целью создания (или удержания) в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине.

Широкое применение данного понятия неизбежно размывает  его содержание, нарушает семантические  границы его объема. Расширительное трактование понятия "ложь" приводит к тому, что оно начинает использоваться как синоним близких к нему по содержанию понятий, например, таких, как заблуждение, обман, вранье, дезинформация и ряд других.

Ложь, в отличие  от заблуждения, является сознательным искажением образа объекта (познаваемой  ситуации) в угоду конъюнктурным  соображениям субъекта.

Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сокрытие того, что имело  или имеет место.

В отличие от заблуждения, ложь является нравственно-правовым феноменом, а посему и отношение ко лжи  должно быть иным, чем к заблуждению. Поскольку ложь является сознательным извращением гносеологического  отношения в системе "субъект-объект", то любой факт лжи, в зависимости  от ее вероятностных последствий, может  рассматриваться как преступление, за которым должно последовать уголовное  дело и определение меры наказания.

Имплицитные (в  общественном сознании) виды лжи: фальсификация, неприкрытая ложь, недоговорка (умолчание), сказки для детей, белая ложь,  ложь во благо, ложь под присягой, блеф, введение в заблуждение, преувеличение, шутливая ложь, контекстная ложь превознесение, ложь из-за устаревания информации2.

Желательно, чтобы  во всех видах коммуникационной деятельности, на межличностном, групповом и массовом уровнях соблюдался принцип правдивости. Но понимается этот принцип по-разному. Есть три точки зрения.

Истина  ради истины (этический пуризм). Требуется полное освобождение коммуникационных сообщений от заблуждений, полуправды, лжи, обмана. Так, академик Д. С. Лихачев писал: «Полуправда есть худший вид лжи: в полуправде ложь подделывается под правду, прикрывается щитом частичной правды». Л. Н. Толстой заявлял: «Эпиграф к истории я бы написал: «Ничего не утаю». Мало того, чтобы прямо не лгать, нужно стараться лгать, отрицательно умалчивая».

Правда  и ложь во благо  (нравственно обоснованная коммуникация). Коммуникант, сообщая известную ему правду, стремится, прежде всего, принести пользу (благо) реципиенту или другому человеку, о котором идет речь, руководствуясь критериями справедливости и добра, а не прямолинейным правдолюбием. Если жестокая правда может быть использована кому-то во вред или психически травмировать не подозревающего ее человека, предпочтительнее умолчание.

В случае этически оправданной  лжи требование правдивости преодолевается более сильным этическим императивом, известным из Нового Завета как «ложь  во спасение». Примеры подобной гуманной лжи: введение в заблуждение пациента врачом, руководствующимся медицинской  этикой; сокрытие аварии самолета ради избежания паники; молчание пленного перед лицом врага.

Правда и ложь во благо проявляется в повседневном этикете, в стереотипной вежливости. Прославленное женское кокетство и капризность, склонность к притворству и благосклонность к лести не раз служили мишенью для мужского остроумия. Стендаль утверждал категорически: «Быть вполне искренней для женщины - то же, что показаться на людях без платья». Д. Дидро: «Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду – каплями».

Конечно, женская  доля в начале XXI века значительно  отличается от образа жизни женщин XIX столетия, но разве психология женственности  изменилась коренным образом? Э. Рязанов, написавший: «Любовь - обманная страна, где каждый человек – обманщик», так же прав, как О. Бальзак, сказавший: «Любовь - это игра, в которой всегда плутуют».

Правда  и ложь по расчету  (корыстный прагматизм) имеет место тогда, когда правду раскрывают для того, чтобы скомпрометировать кого-либо, извлечь пользу лично для себя. Ложь по расчету - это обман в своекорыстных, партийных, государственных интересах, но не ради этических соображений. Обусловленная внеморальными соображениями ложь представляет собой коммуникационное насилие.

Правда и ложь по расчету распространяется не только на военное дело, разведку, контрразведку и прочие силовые структуры, но и на сферу бизнеса, предпринимательства и торговли, где этически чистые взаимовыгодные сделки столь же редки, как неподкупные суды. Недаром американский миллионер Морган говорил: «То, чего нельзя сделать за деньги, можно сделать за очень большие деньги».Массовые аудитории всегда рассматривались честолюбивыми и властолюбивыми индивидами и активными социальными группами как объект коммуникационного управления. Мало кто заботился о благе народа и поэтому торжествовал принцип - правда и ложь по расчету. Наше время особенно богато профессионалами в деле коммуникационного насилия. Реклама, имиджмейкерство, паблик рилейшенз - это области искусного манипулирования доверчивой публикой. Разве были бы возможны финансовые пирамиды типа МММ без рекламной деятельности? Особенно мощным потенциалом располагают средства массовой коммуникации, обслуживаемые армией талантливых технологов. Они умело используют умолчание, селекцию и искажение фактов, конструирование версий, распространение слухов. Ими создается отталкивающий образ врага и привлекательный образ своего «хозяина», оплачивающего коммуникационные услуги. Культ личности вождя был создан советскими писателями и газетчиками в соответствии с партийным заказом, а не возник самопроизвольно в народной среде.

Список литературы.

1. Чудинов Э. М. “Природа научной истины”, Москва 1977 г.

2. Уемов А. И. “Истина и пути ее познания”, Москва 1975 г.

3. Философская энциклопедия  Том 2, Москва 1970 г.

4. “Мир философии”  Часть 1, стр. 609-658.

5.Диалектика в  науках о природе и человеке. Человек, общество 

 и природа в  век НТР. - М., 2000.

6. Карпинская Р.С.  Философия природы: коэволюционная стратегия. –М:Интерпракс, 2002.

7. Безант А. Эволюция жизни: Сборник статей и лекций. Самара, 1993.

8.   Бердяев  Н. Философская истина и интеллигентская,  правда. // Вехи, М., 1995.

9.Зиммель Г. Философия  культуры. М., 1996.

10.Философия Учебник  для вузов под редакцией П.П.  Апрышко

11. Спиркин  А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2000.

12.Соколов А.В.  Общая теория социальной коммуникации : Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Природа как предмет филосовского осмысления .Проблема истины в теории познания