Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 12:54, реферат
Целью данного исследования является теоретическое изучение проблемы адаптации личности в меняющихся социальных и культурных условиях путём изучения современных научных исследований.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………3
1. Проблема самоидентификации личности в современном обществе………….4
2. Решение проблемы смысла жизни как способ адаптации личности в изменяющемся мире……………………………………………………………………………………..7
3. Проблема соотнесения ценностей цивилизации, культуры и личности в изменяющихся социальных и культурных условиях……………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………18
Кафедра философии и истории
РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ
Тема: Проблема адаптации личности в меняющихся социальных и
Культурных условиях.
1 курс, 2 семестр
Омск
- 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………18
Актуальность исследования. За последние десять лет постсоветская Россия жила в режиме «догоняющего развития». Особенностью догоняющего развития является формирование современных политических, экономических, социальных структур не в результате естественного саморазвития общества, а под воздействием на него экономики и культуры более развитых стран Запада. Модель «догоняющего развития» исчерпала себя хотя бы потому, что здесь современность отождествляется с индустриальной фазой общественного развития, а сегодня эта фаза сменяется другой, как бы её ни называли – постэкономическим обществом, ноосферной цивилизацией, глобальным устойчивым развитием и т.д. Принимая навязанную Западом модель потребительского общества, мы обрекаем себя на вечную «догоняющую модернизацию», на позорное отставание и экологическую катастрофу.
Всеобщая противоречивость объективного мира не просто фиксируется в сознании человека, а удваивается в смысловой картине этого мира, что придаёт последней ту удивительную подвижность, с которой человек сталкивается ежедневно, ежечасно, ежеминутно, ежесекундно. В этих условиях на первый план выходит проблема адаптации личности к меняющимся условиям общественной жизни.
Целью данного исследования является теоретическое изучение проблемы адаптации личности в меняющихся социальных и культурных условиях путём изучения современных научных исследований.
«Человек» - это родовое понятие, которое олицетворяет человеческий род в целом, это родовое существо.
«Личность» - это индивид, т. е. отдельный человек, который осознаёт себя субъектом общественной жизни, осознаёт своё собственное «Я».
«Индивидуальность» - это понятие, выражающие самобытность, своеобразие индивида. Чтобы стать личностью, индивид должен быть включён в социальное бытиё, в ту систему ценностей, прежде всего, этических норм, которые действуют в обществе. Индивид становиться личностью через осознание свободы и ответственности. Ответственность не существует без свободы, свобода не может быть абсолютной. Подлинное развитие личности возможно только в свободном обществе, в котором каждый индивид осознаёт свою ответственность за поступки.
Субъективной сущности индивида является не интеллект как таковой, его способность к развитому предметному или отвлечённому мышлению, а то наше внутреннему «Я», которое из глубин сознания наблюдает, оценивает, контролирует наши чувства, мысли, намерения, поступки.
Это то, внутреннее «Я», которое как бы стоит от нас в стороне, являясь внешним наблюдателем за всем, что происходит в нашей психике. У животных, даже высокоорганизованных, такого феномена «Я» нет. Животное не может отстраниться от самого себя и посмотреть на себя со стороны, а точнее, изнутри своей психики. Такой способностью обладает только человек.
Важно то,
что «Я» существует, причём,
за одним «Я» может стоять
второе, за ним - третье
«Я» и т. д. : « я знаю, что
я думаю», « я знаю, что я знаю,
что я думаю»…. Но если так,
то «Я» уходит в бесконечность
и в этом состоит неисчерпаемость
сущности субъекта индивида.
Бывает, что у индивида появляется
два или более одноуровневых «Я» одновременно,
тогда наступает раздвоение или даже
растроение личности, но
это область психиатрии. Что же
такое «Я» в полном, но внутренне
бесконечном объёме? Это личность.
Если раздвоение личности есть
случай психиатрии, то противоречивость
личности есть нормальное явление.
Нельзя не согласиться с Н.Бердяевым, что «человеческая природа двойственная, высокая и низкая, свободная и рабья, богоподобная и погружённая в низшее бытиё. Человеческая природа поляризована. И это пронизывает всю духовную жизнь человека».
Эту противоречивость личности З.Фрейд объяснял тем, что в ней «Я» (сознательное) выступает посредником (полем борьбы) между «Оно» (бессознательное) и «Сверх – Я» (императивы общества).
Возможны и другие объяснения, но очевидно одно - проблема смысла жизни есть проблема имманентно противоречивой личности. Трудно рассчитывать на то, что в сознании внутренне противоречивой личности может возникнуть непротиворечивая смысловая картина мира, тем более что её «кадры» постоянно сменяют друг друга.
Действительно, всеобщая противоречивость объективного мира не просто фиксируется в сознании человека, а удваивается, утраивается в смысловой картине этого мира, что придаёт последней ту удивительную подвижность, с которой человек сталкивается ежедневно, ежечасно, ежеминутно, ежесекундно.
Относительную устойчивость смысловой картине мира в сознании индивида придаёт система ценностей, имеющих в неличностное происхождение. Наличие одинаковых ценностей в конкретном человеческом сообществе обеспечивает похожесть, узнаваемость смысловых картин мира, смысловых миров его членов. В свою очередь, различия в системах ценностей приводят к различным смысловым оценкам одного и того же явления.
Противоречивая, изменчивая и устойчивая одновременно смысловая картина мира индивида, ставшего личностью, образует ту идеальную реальность, в пределах которой вообще возможна постановка вопроса о смысле жизни.
В рамках этой реальности мы можем конкретизировать тезис о человеке как центре смыслового мира применительно к «Я» субъекта. Каждое поколение людей оставляет после себя вещественный «осадок» в виде тех изменений, которые оно привносит в окружающий мир, всё основательнее утверждая человечество в качестве преобразующего центра этого мира. Для каждого последующего поколения этот «осадок» становиться частью новой реальности, в которую оно вносит свои изменения и т. д. При этом онтологическая сущность этого процесса безразлична для его участников, которые руководствуются своими мотивами, желаниями, интересами, стремлениями, сотрудничая и воюя друг с другом.
Именно в области чисто духовной деятельности формируются смысловые миры индивидов, которые своими сложными путями влияют на научно - познавательную и предметную деятельность, в процессе которой человечество в целом, а не индивид, становиться преобразующим центром мира, т. е. вещей и явлений, существующих вне нашего сознания.
Компьютерная
революция, начавшаяся на
рубеже 70 – 80 гг. ХХ в.,
поставила человека в
новые для него условия
информационного общества,
которое открывает широкий
простор для всестороннего
развития личности и
возрастания человеческого фактора
во всех сферах
общественной жизни. Реализация
этой возможности зависит
от того, насколько
успешно гуманистический подход
к достижению науки и
техники будет преодолевать
технократический подход,
низводящий человека
до роли «винтика» в
социальных и технологических
процессах. Проблема в том,
что информационная технология
требует определённых социальных,
экономических и культурных
условий. В обществе
с неразвитыми идеалами
гуманизма, свободы и
демократии широкое распространение
информационной технологии
в принципе невозможно.
Применительно к отдельной
личности это означает необходимость
соединения высокой квалификации,
предельной компетенции в
своей специальности с
научным мировоззрением,
социальной ответственностью,
психологической устойчивостью
и общечеловеческими
нравственными ценностями.
2.
Решение проблемы
смысла жизни
как способ
адаптации личности
в изменяющемся
мире.
Наше время с новой силой обязывает осознавать неизменную роль вечных философских вопросов в жизни человека и общества. Стратегия современного развития России, как показывает неоднозначный опыт последнего десятилетия, не может исходить из односторонней ориентации на удовлетворение лишь материальных потребностей.
С одной стороны, требуется снизить давление грубого материального интереса на жизнь человека, а с другой - необходимо учитывать, что образование, культура, наука являются важнейшими факторами, определяющими вектор развития России в современном мире. Обозначившая в развитых европейских странах тенденция к увеличению значимости духовных ценностей в жизни людей способна и должна получить развитие в России, ибо традиционно в российском обществе велика тяга к духовно – нравственным идеалам.
Человек в современном мире, теряя многое из того, что было присуще людям прошлых эпох, начинает всё остро осознавать уникальность ситуации, в которой он оказался. Современный мир, отягощённый глобальными проблемами, ставит человечество и каждого отдельного человека в ситуацию, когда надо выработать и принять принципиально новые подходы к выживанию, существованию и развитию, либо деградировать как вид.
В контексте выше изложеннго проблема смысла жизни человека приобретает совершенно особое значение. Вопрос о том, что и как должен сделать человек принадлежит к числу важнейших. Однако главное - не масштаб деятельности человека и не место, на котором преодолевается « суета сует» повседневной обыденной жизни.
В истории человеческой мысли можно найти разные подходы к определению смысла жизни человека. Эта проблема имеет не только прагматическое, но и гораздо более важное - моральное значение, ибо в поступке проявляется смысложизненность человеческого бытия и именно в человеке скрыто решение этой проблемы.
В современном обществе, где нормы нравственности скорее сомнительны, нежели императивны, указанная проблема пре
приобретает особый смысл. Ведь нравственность или безнравственность каждого современного человека начинает оказывать всё более ощутимое влияние на характер социального развития общества, т. к. перед человеком всегда стоит задача выбора из возможных способов действия лишь таких, которые не разрушают фундамент культуры человеческого общества.
При осуществлении этого выбора неоценима роль философии как единственного в своём роде орудия универсального освоения мира и преодоления «этического вакуума», разрушающего духовную ткань современной жизни. Естественной реакцией человека на это во все времена являлся поиск более ценностных форм духовного опыта, где едва ли не важнейшим являлся поиск смысла жизни. В русской культуре подобный поиск выстраивался всегда на определённом недоверии к односторонне - рациональным ориентирам жизни и, как результат, длительной критической переработки духовного опыта Запада.
Информация о работе Проблема адаптации личности в меняющихся социальных и культурных условиях