Проблема адаптации личности в меняющихся социальных и культурных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 12:54, реферат

Описание

Целью данного исследования является теоретическое изучение проблемы адаптации личности в меняющихся социальных и культурных условиях путём изучения современных научных исследований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………3
1. Проблема самоидентификации личности в современном обществе………….4
2. Решение проблемы смысла жизни как способ адаптации личности в изменяющемся мире……………………………………………………………………………………..7
3. Проблема соотнесения ценностей цивилизации, культуры и личности в изменяющихся социальных и культурных условиях……………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

реферат по философии 1 курс.docx

— 44.53 Кб (Скачать документ)

           Новый,  исторически   третий  этап  цивилизационного   развития   формируется   на  основе   «сверхлокальных   ценностей».   Эти  ценности   коррелируются   с   обширным   комплексом   духовных   знаний,  выработанным  всем  человечеством   и   способствующим   преодолению   замкнутости   и   обособленности   локальных    цивилизаций.

           Другими   словами,   детерминантой   третьего   этапа цивилизационного   развития  является   дкховность,  накапливаемая  и фиксируемая   мировой   культурой,  и в этом  смысле   его логично называть   культурогенным.  Духовное   начало   пронизывает все,  что связано   с   человеком   и его культурой;   оно определяет   сферу   культуры   особой   энергией,  которая    придаёт   ей   способность   подчинить   себе   материальные   силы   цивилизации.   Материальный    прогресс,   обеспечивая   человечеству    господство   над   силами   природы,   одновременно    с   этим   оставляет     его незащищённым    перед лицом развёртывания   техногенного   наступления.   Лишь   благодаря   духовной   энергии,   изначально   заложенной    в   человеческой   культуре,    человечество   способно  противостоять   натиску  социоинформационных  и технических   сил.   Очень важно понять,  что человечеству   и не  на  что больше  рассчитывать,   как   на   силу   духа,  на  духовное  (ценностное)  возвышение   человеческих    потребностей    и   деяний.  Именно  ценностно – смысловые   принципы   образуют   «ядро»  цивилизации,  её   глубинную   структуру.

          Не  вызывает   сомнения  и   то    обстоятельство,   что   именно   потребительский    дух   техногенной  цивилизации   породил  социально – экологический   кризис.   Сегодня   человечество   переживает    переломный   момент   своей   истории,   подобный   появлению   феномена   материальной    цивилизации,   охватывающей,  по  сути  дела,  весь  период  цивилизационного  развития   от   неолитической   до  информационной   революции.   Речь   идёт  о становлении   нового  « исторического суперцикла»,  в   ходе  которого   возникает    новая   глобальная   цивилизация,  основная    на  духовно – экологических  ценностях   и   принципах   устойчивого  развития.

            Важнейшим   условием  формирования   новой   эколог – гуманистической   цивилизации  является    преодоление   вышеназванных   черт   материальной   цивилизации,   прежде  всего  осуществление   радикальных   изменений   в   характере   человеческого   труда,  обусловливающих    его   трансформацию   в  творческую   деятельность.

           Таким  образом,  обретение   смысложизненных   ориентиров   в   контексте   ценностей   новой   эколого – гуманистической   цивилизации    может   стать   эволюционным    путём   адаптации личности    в   изменяющемся   мире. 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня    российское   общество   стоит  перед  историческим   выбором   между  двумя   альтернативами:   либо   воспроизводить  ценности   западного  потребительского   общества,   либо   выработать   новую   парадигму   общественного   развития.   Первый   путь   настраивает   нас   на   безоговорочное    принятие    западных  (а   на  самом  деле,   просто  последовательно   модернистских)  ценностей.   Второй  путь  связан   со  стратегией   саморазвития,  то  есть  с  поиском  путей  устойчивого  цивилизованного  развития  на  основе   возрождения,    поддержания   и   совершенствования,   собственных   социокультурных   форм  жизнедеятельности.  В   итоге Россия   может выступить как носитель  специфической   модели  цивилизационного   развития,   во  многом  корректирующий  западный    путь  прогресса.   Историческая    преемственность,  общественная  идентичность,   восстановление    духовно -  экологических   оснований   человеческого бытия,   культурное   возрождение,  одухотворение  информационного   пространства   страны -  таковы   основные   ориентиры   выбираемого   пути   России.   Россия   обладает  высокой   культурной,  и  она   в  глубинных   своих   истоках   конгениальна   идеалу   духовной   цивилизации.

     Таким    образом,   проведённое   исследование   позволяет  сделать   вывод   о   том,  что   сегодня  наша   задача  состоит   не  в   том,   чтобы   «стать   Западом»,   а   в  том,  чтобы  разумно   использовать   особенности   российской   цивилизации,  её   огромный    социокультурный   потенциал   для   того,   чтобы   сделаться   равноправным    партнёром   Запада.   Вполне   можно   согласиться   с   выводом   И.А.  Василенко   о   том,  «что   русский   человек  не   научился    пользоваться   тем,  что  дано   ему    его   культурной,   он   не   осознал    своей   силы,    своих   возможностей,   соблазняясь   более   лёгким    примером     Запада,   идущего    по    пути    совершенствования    внешних   форм   общежития» 
 
 
 
 
 
 

                       СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Акопян К.З.  Пределы глобализации // Пределы  глобализации. Материалы  постоянно   действующего  междисциплинарного  семинара  Клуба 

    учёных  «Глобальный мир»/ Институт  микроэкономики.- М.,2002.

  1. Бердяев  Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии.- М. 1991.
  2. Бузский  М.П.  Субъектная  основа  бытия и регулирования общества.- Волгоград: Из – во ВолГУ, 2002
  3. Василенко  И.А.  Диалог  цивилизаций. – М.: Эдиториал  УРСС, 1999
  4. Вишневский  А.Г.  Модернизация  и  контрмодернизация :  чья возьмёт // Общественные  науки и современность.-2004.№1.- С.25
  5. Дилигенский  Г.Г. Конец  истории  или  смена  цивилизаций?// Цивилизации.  Вып.2. – М.: Наука, 1993.
  6. Келле В. Ж Соотношение формационного  и  цивилизационного  подходов  к анализу исторического процесса // Цивилизации. Вып.2.- М.: Наука,1999.
  7. Краткий справочник  по  философии/ Составитель Петров Г.В. Псков: ПГПИ, 2004.
  8. Мантатова  Л.В  Стратегия развития: Ценности  новой цивилизации.- Улан-Удэ: издательство  ВСГТУ,2004.
  9. Петров Г.В. Философия смысла  жизни. Псков. ПГПИ,2002
  10. Смысл жизни: Антология/ Общ. Редакция Н.К. Гаврюшина.- М., 1994.
  11. Сравнительное изучение цивилизаций.- М.: Аспект Пресс,1998.
  12. Толстых В.И.  Цивилизация и модернизация  в контексте глобализации// Философия, наука, цивилизация.- М.: Эдиториал УРСС,1999
  13. Трансформации в современной цивилизации (материалы «Круглого стола»)// Вопросы философии.- 2000-№1
  14. Штомпка П.  Социология социальных  изменений. М.: Аспект- Пресс, 1996.
  15. Яковец Ю.В.  Глобализация и взаимодействие цивилизации.- М.: ЗАО «Изд- во  Экономика»,2001.

           

             

            

               

                 
 
 
 
 
 

         
     
     
     
     

                   

            

             
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

            
     
     
     
     
     
     
     
     

                               

           

Информация о работе Проблема адаптации личности в меняющихся социальных и культурных условиях