Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:41, контрольная работа
Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".
Культура, психические функции и антропологическая катастрофа.
Представляется, что именно упомянутый выше разрыв между пониманием общечеловеческой сущности и знанием механизмов жизнедеятельности эмпирических людей, точнее практические следствия этого разрыва, во многом ответственны за сегодняшнюю ситуацию, достаточно единодушно признаваемую антропологической катастрофой [4]. В частности, выдвижение на первый план вопросов индивидуального самоопределения по отношению к социуму в передовых социально-экономических системах привел неоправданно поспешно, если не к снятию в них с повестки дня проблем социальной ситуации развития в масштабе общества в целом, то к существенному снижению антропологических требований к индивиду со стороны общества, что поддерживается практикой важнейших социальных институтов. Так, права человека формулируются в расчете на «оптимистический» образ человека, но злоупотребляют этими правами в массовых масштабах обычно люди, этому образу не вполне соответствующие. Если Декларация Независимости США ввела в политику образ свободного и ответственного избирателя, отстаивающего путем демократических выборов свои интересы, то в сегодняшней политической практике проблемой стала иррациональность и безответственность большинства избирателей; в результате определяющее влияние на исход многих выборов оказывают те «избиратели», которым по большому счету нет дела до выборов, и кого лишь с трудом удается затащить на избирательный участок, чтобы они отдали голос кому попало. Подобные, часто парадоксальные столкновения разных образов человека и построенных на них социальных практик обнаруживаются также в юриспруденции, образовании и т.п.
Здесь стоит вспомнить известное, хотя во многом впоследствии преодоленное разведение высших и низших психических функций по Выготскому. Идея Выготского заключалась в том, что у человека есть два ряда одноименных психических функций. Одни из них, имеющие естественную природу, аналогичны по своей структуре соответствующим функциям у животных — непроизвольное внимание, непроизвольная память, наглядное мышление. Их демонстрируют и животные, которые тоже обладают определенным объемом запоминания, подчиняются закономерностям привлечения внимания и т.п. Но у человека над ними надстраиваются высшие психические функции, которые основаны на интериоризованных механизмах взаимодействия людей. Они носят принципиально опосредованный характер, они имеют социальное происхождение, и они произвольны по своему способу функционирования. Когда мы наблюдаем фейерверк или смотрим голливудский боевик и следим за перипетиями действия, работают механизмы непроизвольного внимания. Когда мы читаем философскую или другую не очень простую книгу, то должны управлять своим процессом внимания, т.е. работают высшие функции.
Если человеческая культура в ее традиционном понимании направлена на культивирование высших психических функций и играет в этом огромную роль, то, что в ХХ веке получило название массовой культуры, отчетливо ориентируется на Homosimpissimus, руководствующегося принципом максимизации удовольствия при минимизации усилий. Она укрепляет, поддерживает, востребует, развивает и культивирует именно непроизвольные функции, основанные на естественных механизмах управления нашим сознанием и нашей психикой за счет яркости стимула, т.е. механизмы непроизвольного реагирования. Массовая культура создает и поддерживает культ низших функций, сам язык массовой культуры во многом связан именно с простейшим стимул-реактивным способом восприятия и поведения. Например, единственная характеристика понятия "звезда" — это яркость, то есть то, что привлекает непроизвольное внимание и обеспечивает непроизвольное запечатление помимо нашего желания. Другое ключевое понятие массовой культуры последнего времени — понятие «сексуальность» как один из элементов идеала «сексуального человека», кладущееся в основу многочисленных рейтингов не только шоу-звезд и спортсменов, но и, к примеру, политиков, означает не что иное как способность быть стимулом, вызывающим сексуальные реакции. Это форма межличностного взаимодействия на основе низших психических функций, задействующая низшие непосредственные механизмы реагирования. Культура же в традиционном, «высоком» смысле апеллирует в первую очередь к высшим функциям и связана с развитием более сложных опосредованных механизмов.
В ситуации свободной конкуренции две альтернативных культуры, которые можно назвать культура расслабления и культура усилия, находятся в неравном положении. Массовая культура, культура расслабления хорошо экономически и социально самовоспроизводится, благодаря тому что воспроизводится автоматически. Культура усилия в гораздо меньшей степени обладает такими способностями и поэтому требует государственной и общественной поддержки. Сравнительно немногие из современных цивилизаций сохранили сейчас эффективно работающие механизмы воспроизводства культуры усилия. В этом отношении в сравнительно более благоприятном состоянии, возможно, находится китайская культура. Западная же цивилизация, к которой сейчас правомерно относить и нашу страну, испытывает сейчас большие проблемы перед натиском культуры расслабления. Ее итогом становится отсутствие поддержки движения человека в направлении развития на основе сознательных и произвольных усилий, и наоборот, поддержка «естественного» движения человека в направлении расслабления и деградации.
Заключение.
Проблема
человечности предстает как далекая
от однозначного решения. Решение ее
на сегодняшний день просматривается,
но оно носит принципиально
Из универсальной, но не предопределенной сущности человека вытекает универсальное право устанавливать себе любые притязания, брать на себя соответствующую ответственность и двигаться по пути собственного развития — или не брать и не двигаться. Эмпирическое неравенство людей связано с тем, как мы себя определяем через наши потребности, через наши интересы и, в конечном итоге, через становление психологических механизмов саморегуляции, обеспечивающих разные формы и уровни жизнедеятельности. Известно, что большинству людей даже в наиболее продвинутых обществах присуще скорее бегство от свободы, ответственности и саморазвития, чем стремление к ним. Только в воображении можно представить себе ситуацию самоопределения людей, при котором объем их прав, в частности, возможности участия в демократических процедурах принятия решений в гражданском обществе, будет увязан с объемом ответственности, которую они добровольно готовы на себя взять, ограничивая свои гедонистические устремления. Это, однако, позволило бы исправить ситуацию, когда направление движения общества зачастую диктуется теми, кто на нем паразитирует, а не теми, кто вносит определяющий вклад в это движение.
Список литературы.
1. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.
2. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995. 548с.
3. Мамардашвили М.К. М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991
4. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. Тексты и беседы. М.: Логос, 2004, 272с.
5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.- 425 с.
6. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992, 430с:
Информация о работе Проблема человечности. Критерии определения человека