Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:23, реферат
Человек – одна из самых больших загадок для человека, самое непостижимое явление природы.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Философское осмысление человека……………………………………...5
1. 1 Понятие «человек» и природа человека…………………………5
1. 2 Эволюция представлений о человеке…………………………...7
2. Бытие человека в мире…………………………………………………….13
2. 1 Социальное и культурное бытие человека……………………..13
3. 2 Человек, индивид, личность…………………………………….17
3. Перспективы человека…………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………
С о д е р ж а н и е
Введение…………………………………………………………
1. Философское осмысление человека……………………………………...5
1. 1 Понятие «человек» и природа человека…………………………5
1. 2 Эволюция представлений о человеке…………………………...7
2. Бытие человека в мире…………………………………………………….13
2. 1 Социальное и культурное бытие человека……………………..13
3. 2 Человек, индивид, личность…………………………………….17
3. Перспективы человека…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..26
Введение
Человек – одна из самых больших загадок для человека, самое непостижимое явление природы.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.
В философии и гуманитарных науках человек определяется как носитель разума, он принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает законы мироздания, открывает науки, изобретает технику, преобразует природу и создает новую среду обитания.
Кроме разумности можно указать на другие характеристики человека: только у него возникает вера в бога, различение добра и зла, осознание своей смертности, память о прошлом и вера в будущее. Только человек способен смеяться и плакать, любить и ненавидеть, судить и оценивать, фантазировать и творить.
Как биологическое существо человек является слабым и уязвимым по сравнению с сильными животными, поэтому до сих пор не ясно, как он мог успешно конкурировать с ними, и стал самой могущественной на Земле силой.
Актуальность настоящей работы в том, что проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых важных и в наше время. До сих пор ни один мыслитель не внес ясности в это проблему.
Цель данной работы – показать многообразие философских проблем человека.
Задачи работы:
дать интерпретацию понятия «человек»;
показать эволюцию взглядов на происхождение человека;
исследовать проблемы бытия человека в мире;
рассмотреть перспективы развития современного человека.
Поиск ответов на поставленные в работе вопросы ведется философами и учеными с древних времен до наших дней. Пожалуй, нет ни одного заметного ученого, философа, который бы не касался проблемы под названием «человек». Отразить в одной работе взгляды всех мыслителей и всех философских проблем человека невозможно, поэтому в рамках этой работы будет дана целостная картина раскрытия сущности человека.
В своей работе я использовала книги по философии и статьи из научного журнала «Вопросы философии» и научно-образовательного журнала «Социально-гуманитарные знания».
1. Философское осмысление человека
1. 1. Понятие «человек» и природа человека
Любой взгляд на человека исходит из наличия в нем природного и разумного.
В философских словарях определение «человек» разнятся. Так в словаре под редакцией Е. Ф. Губского: «Человек - высшая ступень живых организмов на Земле. Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т. е. «человекоподобным существам»), ближайшим соседям понгид (человекообразных: гориллы, шимпанзе); и те и другие восходят к третичному периоду. Существа, жившие около 550 тыс. лет назад, начали использовать огонь. О причинах, определивших становление собственно человека, можно высказать только предположения».[1]
Здесь человеку определено место в ряду живых организмов. Человек вписан в природу и противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
В «Философском словаре» под ред. И. Т. Фролова другое определение: «Человек – объект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающие членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами».[2]
Здесь наиболее общепринятое определение человека разумного. Но сразу же возникает естественный вопрос, даже два: что представляет собой разум и как возникает сознание?
Целостный образ человека складывается как сумма познаний философии и биологии. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого зависит от природы.
Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то надприродным и рассматривает человека в ряду живых организмов.
«Появление человека сопровождалось возникновением новых качеств, отличающих его от животных. Это осознание себя как отдельного, самостоятельного существа, это способность помнить прошлое и предвидеть, планировать будущее, обозначать различные предметы и действия с помощью знаков и символов; это способность разумного постижения и понимания мира; это его способность воображения, позволяющая ему достичь более глубокого познания, чем это возможно на уровне только чувственного восприятия. Человек – самое беспомощное из всех животных, но именно эта го биологическая беспомощность основа его силы, главная причина развития его специфических человеческих качеств».[3]
Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путем простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие.
Морфологическое сходство с млекопитающими и особенно человекообразными обезьянами обескураживало мыслителей, и вероятно поэтому остро встал вопрос о признаках, отличающих человека от животного. Можно указать следующие наследственные особенности человеческого организма, которые оказывают влияние на его общественную жизнь:
прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку лучше охватывать взглядом окружающую обстановку;
следствие прямо хождения — свободные руки с подвижными пальцами;
центральное бинокулярное зрение для улучшенной ориентировки в пространстве;
большой утонченный мозг и сложная нервная система;
сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи.
Но дистанция между человеком и животным несимметрична: различие между инфузорией и шимпанзе не меньше, а может быть больше, чем различие между обезьяной и человеком. Очевидно, что различие человека и животного должно лежать в какой-то иной плоскости. Но тогда вообще исчезает основание для их сравнения. Следовательно, то странное упорство, которое ученые проявляли в сравнении человека именно с животным, не объясняется наличием «объективных» различий. Оно вызвано ценностными предпочтениями и жизненными ориентациями.
В истории культуры происходили существенные сдвиги в понимании как животного, так и человеческого. Прежде всего, теория эволюции выводила человека из животного и тем самым отбросила гипотезу о божественном творении. Абсолютное различие человеческого и животного подвергнуто пересмотру в ходе развития медицины и физиологии.
В XYIII и XIX вв. имел место всплеск интереса широкой общественности к археологическим раскопкам, обнаружившим черепа и скелеты древних людей, а также к анатомии. Сам термин «анатомический театр» - свидетельство того, что публичное вскрытие человеческого тела производилось не только с научной целью его изучения. Вместе с патологоанатомами люди предприняли интересное и увлекательное путешествие в глубь человеческого тела. Их взору предстал удивительный универсум – взаимосвязанная система костей, связок, мышц, нервов, кровеносных путей, химических и электрических реакций, связывающих внутренние органы. Но при этом не обнаружилось места для души, духа, разума и т.п. сущностных сил человека. Так, сцена религии и метафизики, на которой разыгрывались душевные драмы, уступила место иной сцене, на которой фигура человеческого принимала облик машины.
Метафора машины стала ведущей в европейской культуре, и ее важное значение состояло в том, что она объединила природное и божественное, духовное и телесное в человеке.
Размышляя о противоположности человека и животного, нельзя ограничиться абстрактными философско-теологическими и биологическими делениями. На самом деле в культуре произошли существенные сдвиги, изменившие традиционные границы. Так, биология, занимающаяся описанием жизни популяций животных, установила наличие у них кооперации, дифференциации, коммуникации, а также практического интеллекта, которые прежде приписывались только человеку. Наоборот, историки и культурологи отмечают важную роль биологических факторов даже в современном обществе. Историей правит не только разум, но и «основной инстинкт», и поэтому для понимания исторических событий приходится учитывать страсти и аффекты, желания и влечения, определяющие поведение людей.
Только человек имеет мир, тогда как животное лишь среду обитания. Это дает возможность свободы и творчества: отсутствие готовых инстинктов вынуждает создавать особый порядок. При этом человек может стать не только выше, но и ниже животного, так как мир людей полон противоречий, источником которых является самодостаточность, самовозвышение, автономность человека.
1. 2 Эволюция представлений о человеке
С самых древних времен появляется взгляд на человека, как на особое существо в мире, концентрирующее в себе всю специфику мира в целом: «Человек подобен небу и земле…», «человек есть мера всех вещей…». Человека видели богоподобным и богоравным. В более поздние времена его считали вершиной эволюции – и в полную противоположность этому – ошибкой природы.
Первые идеи о человеке начинают высказываться задолго до того, как появилась философия. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас мифы и первобытные религиозные представления.
Мыслители античности - в Древней Индии, Китае, Греции рассматривали человека недифференцированно, как часть космоса. Затем структурно человек рассматривался как состоящий из души и тела, которые представляют или две разнородные сущности, или две составляющие одной реальности.
Первым создателем учения о человеке является Сократ. Он обращает внимание на внутреннюю жизнь человека, сосредоточившись на человеке познающем. И хотя он суживает понятие человека до уровня нравственности, учения о душе, считая, что «человек – это душа», а «душа – это человек», можно с полным на то основанием утверждать, что сократовские идеи оказали мощное влияние на дальнейшее изучение сущности человека. Сократ был первым из античных мудрецов, кто опустил философию с небес космической проблематики на землю, в города и жилища людей, заставив граждан думать, размышлять в первую очередь о своей жизни, царящих нравах, добре и зле.
Платон считал, что сущностью человека является только душа, а его тело выступает лишь как более низкая и враждебная душе материя. В противоположность Платону, Аристотель рассматривает человека как единство его души и тела, тесно взаимосвязанных друг с другом.
Христианство обратило внимание на духовную сущность человека, поставив ее над телесной, считая тело «сосудом соблазнов», средоточием греха. Поэтому ради искупления греха и загробного блаженства нужно было «умерщвлять плоть» физическими страданиями: избивая себя кнутом, нося грубую одежду, выдерживая изнурительные посты. Человек христианского мира – существо изначально греховное, поэтому вся его жизнь должна быть постоянным искуплением греха, в котором он был рожден, а заслужить искупление можно только лишениями, верной службой Богу, отречением от себя.