Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:23, реферат
Человек – одна из самых больших загадок для человека, самое непостижимое явление природы.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Философское осмысление человека……………………………………...5
1. 1 Понятие «человек» и природа человека…………………………5
1. 2 Эволюция представлений о человеке…………………………...7
2. Бытие человека в мире…………………………………………………….13
2. 1 Социальное и культурное бытие человека……………………..13
3. 2 Человек, индивид, личность…………………………………….17
3. Перспективы человека…………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………
Только эпоха Возрождения осмыслила человека как существо свободное, богоподобное и всесторонне развитое. Ведь Бог, создавший человека по своему образу и подобию, наделил его свободой выбора: поднимется ли он до Бога в своем совершенстве или опустится ниже животного. Но самое главное – была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму, «потустороннему» призрачному миру.
Формально оставалось в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек. Человек олицетворяет собой творческое начало, будь это искусство, политика, религия и даже техническое изобретение. Довольно часто многие таланты присущи одному и тому же человеку. Например, Леонардо да Винчи был живописцем и изобретателем, Микеланджело – живописцем и поэтом. И оба они внесли существенный вклад в развитие философии.
Таким образом, основная принципиальная установка эпохи Возрождения – это антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.
Развитие наук и расширение знаний о мире сформировали представление о человеке, главная и определяющая способность которого – разум. Именно разумностью, способностью к познанию человек утверждает и возвышает себя.
Новую страницу в эпопее познания человеческой сущности открывает эпоха Просвещения. Главным завоеванием этой эпохи было учение о «естественном» человеке. Томас Гоббс в Англии и Жан Жак Руссо во Франции провозгласили, что человек свободен уже по своему «естеству», по рождению. Его свобода заключена в равноправии с другими людьми, и только противоестественная общественная среда делает его либо властелином, либо нищим. Именно она поставила человека на колени и объявила рабом. Поэтому человек должен стремиться к свободе, он должен бороться за нее.
ХYIII век соединил в образе человека разум и страсти, а родоначальник немецкой классической философии Эммануил Кант уже рассматривает человека с точки зрения его разума и с точки зрения темперамента, ищет мост от мира природы к миру свободы и находит его в эстетической сфере.
В эпоху развития капитализма сложилось полное представление о человеке, соединяющем в себе разум, волю и чувства. Но все эти стороны не были в гармонии, они бесконечно противоречили друг другу, вступая друг с другом в конфликт. Человеческая сущность становится полем битвы, человек постоянно находится в борьбе с самим собой и одновременно с внешним миром. Такова трагедия «лишнего» человека, обреченного на бесплодный поиск самого себя.
Но, кроме того, ХIХ век насыщен новыми знаниями и размышлениями о человеке, основанными на развитии естественных наук, антропологии, этнографии, появлении первых данных о стоянках первобытного человека. Английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин, создавая теорию о происхождении видов, делает вывод о том, что человек – существо биологическое, природное, которому удалось приобрести более развитое сознание в результате различных изменений в процессе естественного отбора.
«В ХIХ в. философская антропология обогатилась еще одним образом человека – человека деятельного (homo faber). Он нашел отражение в натуралистических, позитивистских и прагматических учениях. Эта концепция принципиально отличается от тех взглядов, которые сопутствовали «человеку разумному». Эта теория вообще отрицает особую, специфическую способность человеческого разума. Человек рассматривается внутри данной традиции только как особый вид животного».[4]
Сущность человека, согласно натуралистическим воззрениям не в том, что он обладает разумом, а в том, что он принадлежит природе. Все, что философы привычно называют мышлением, чувствами, желаниями, можно оценивать как символическое выражение инстинктивных импульсов. Человек всего лишь высокоразвитое животное существо. Дух, разум - это возведенные на новую ступень высшие психические способности животных.
ХХ век, изучая феномен человека, все глубже анализирует его как существо биологическое, но вопрос о социальной сущности человека занимает все большее внимание. Новым для ХХ века было понимание того, что человек может стать создателем своей судьбы. Появляется множество работ, в которых разработаны методики управления своими способностями и возможностями для достижения личного и общественно значимого результата.
«Мыслители ХХ в. придали понятию личности статус высшей ценности. Все другие обретения человечества – социум, история, государство – должны проверяться достоинством индивида, его непреходящей значимостью и ответственностью перед самим собой».[5]
Таким образом, взгляд на человека, как на особое существо в мире волновал мыслителей всех поколений человеческого общества, начиная с древнейших времен. Человек в разные периоды исторического времени являет собой «животность» и «божественность», несет в себе начала природно-биологические и социокультурные, космические и земные. В нем добро и зло, воля и разум, сознание и чувства и множество других свойств и противоречий. И все это имеет конкретно-исторический характер.
2. Бытие человека в мире
2. 1 Социальное и культурное бытие человека
Человек, с одной стороны, — часть природы, с другой — существо социальное, социальный индивид, член конкретного общества.
Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу. Еще в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как искусственно созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни – духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи.
«Понятно, что происхождение человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному. После выделения человека из мира животных и прекращение естественного отбора процесс видообразования человека, как полагают ученые, прекратился, сменившись качественно иными законами социального и психического развития. Под влиянием социального изменяются потребности и чувства человека и по своему характеру, и по способу их удовлетворения. Человек иначе видит, слышит, утоляет голод, удовлетворяет все другие витальные потребности, нежели животные. Специфика человека по сравнению с другими живыми существами заключается в том, что он обладает членораздельной речью, сознанием, способностью к созидательной практической деятельности. Признавая существенность природной стороны человека, на первый план в диалектике биологического и социального выдвигается социальное начало».[6]
Таким образом, в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении нomo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. В становлении, существовании человека огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическим и социальным институтам. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных. Это стало возможным только благодаря их взаимовлиянию и диалектическому единству.
Известно, что нomo sapiens как человек и личность не может существовать вне других людей и человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, «воспитывались» ими, и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде.
Социальное в человеке - это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность.
Марксизм исходит из того, что люди никогда не жили, не живут, и не будут жить изолированно друг от друга. В процессе производства и потребления они всегда взаимосвязаны, их деятельность взаимообуславливается, именно в своем взаимодействии люди и составляют органическое целое — общество. Общественные отношения, взятые в их единстве, формируют человека как личность. По мнению Маркса человек живет до тех пор, пока он одержим творчеством и собственными усилиями преобразует мир.
Средством общения между людьми явилась речь. Язык является не только средством коммуникации, но и стимулятором развития у человека мышления. В свою очередь умственные способности человека, его мышление не только выделяют человека из животного мира, но и составляют основу его существования как личности. В современной жизни умственные способности обеспечивают человеку его благополучие, существование и функционирование научных, производственных и социальных институтов.
Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без общественной и политической активности. Собственно говоря, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми – в быту, на работе, во время досуга. Но кроме этого человек еще участвует с разной степенью активности в таких социально-политических событиях, как выборы представительных органов власти, принимает участие в деятельности политических, профсоюзных и других общественных организаций. Ни у какого другого представителя животного мира нет ничего подобного. Уже сказанного достаточно, чтобы с полным основанием утверждать, что без социальных условий существование нomo sapiens как человека было бы не возможно.
Философы, ученые определили качества человека, обеспечивающие культурогенез: интеллект, духовность, свобода, творческий характер деятельности.
Под интеллектом понимается общая умственная способность, которая наследуется, или развивается практической деятельностью. Не подлежит сомнению, что основными своими достижениями история культуры обязана интеллекту. Особенно это важно в наше время, поскольку если человечество может себя спасти от надвигающейся экологической катастрофы, опаснейших экспериментов генной инженерии и безрассудного мусульманского терроризма, то он это сделает только благодаря могуществу человеческого интеллекта.
Рядом с интеллектом и во взаимосвязи с ним в истории культуры сформировалась и другая энергия человеческой психики – духовность. Различия между интеллектом и духом состоят в том, что интеллект лежит в основе познания мира – природы, общества, человека. Дух же проявляется в отношении человека к другим людям, а затем и ко всей реальности, естественной и созидаемой людьми.
Духовная активность человека была необходимым условием объединения людей после утраты ими инстинктивной регуляции поведения. В наше время духовное единство человечества также необходимо. Ведь человечество оказалось перед альтернативой: либо смириться с гибелью духа и воцарением тотального прагматизма, либо приступить к поискам тех сил в современном практическом бытии, которым необходима духовная поддержка в новом культурном облике, который способен форму бытия общества сделать одухотворенной.
Такой формой духовности является нравственность, единственная форма ценностного сознания, которая объединяет людей независимо от их мировоззренческих и поведенческих различий.
Еще один потенциал культуры – свобода. В этом понятии следует усматривать не одну его составляющую – политическую свободу, а общую для всех форм деятельности человека возможность действовать в соответствии с собственными потребностями, интересами, желаниями, а не с приказами неких внешних сил.
«Сознавая свою свободу, человек хочет стать тем, чем он может и должен быть. Он рисует идеал своей сущности. Подобно тому, как сознание в ошибочном завершении превращает человека как предмет исследования в образ, его свобода фиксирует абсолютный идеал своего развития».[7]
Свободное действие человека предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок. Свобода и ответственность – это две стороны одного целого – сознательной человеческой деятельности.
Принимая решение и действуя с опорой на знание объективной необходимости, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности перед обществом за свои поступки. Ответственность обусловлена уровнем развития общественного сознания, уровнем социальных отношений, существующими социальными институтами. И даже тогда, когда человек несет ответственность перед самим собой, перед своей совестью, в нем отражаются современные ему социальные связи и отношения.
Еще одно отличие людей от животных, участвующее в порождении и развитии культуры – творческий потенциал. Созидательная деятельность человека становится творчеством, потому что вырабатываются каждым человеком в процессе его жизни в культуре, и не являются повторением одного и того же образца, а всякий раз в той или иной степени обновляются, видоизменяются и совершенствуются.
Развитие человека связано с фундаментальными движущими силами культуры, которые проявляются уже в мифе и культе, праве и порядке, общении и предпринимательстве, ремеслах и торговле, поэзии и философии. Овладев природными силами, современный человек гораздо хуже владеет своими желаниями, так как он утратил духовное единство с окружающим миром и попал под власть им же созданных технических, экономических и политических систем. Намечающаяся опасность кризиса современной культуры предполагает пересмотр некоторых устоявшихся представлений.