Проблема человека в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:23, реферат

Описание

Человек – одна из самых больших загадок для человека, самое непостижимое явление природы.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человече­ства, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой при­роды. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Философское осмысление человека……………………………………...5
1. 1 Понятие «человек» и природа человека…………………………5
1. 2 Эволюция представлений о человеке…………………………...7

2. Бытие человека в мире…………………………………………………….13
2. 1 Социальное и культурное бытие человека……………………..13
3. 2 Человек, индивид, личность…………………………………….17

3. Перспективы человека…………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Проблема человека в философииИТОГ.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

 

 

2. 2 Человек, индивид, личность

 

Итак, человек есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. Однако такой подход недостаточен для того, чтобы определить, почему люди отличаются друг от друга, почему одни известны всей стране, а о существовании других знает ограниченный круг. С целью качественной характеристики людей используются такие понятия как индивид и личность.

Для правильного понимания сущности личности необходимо отдифференцировать это понятие от близких к нему по значению понятий «человек» и «индивид».

Понятие «человек» есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие это включаются как его общесоциальные черты, так и биологические, ибо носителем его социальной сущности является живой человеческий организм.

Индивид есть отдельный, конкретный человек, которому наряду с родовыми чертами нomo sapiens  присущи и сугубо индивидуальные черты. Это касается и его природных задатков, и психических свойств (особенности памяти, воображения, темперамента, характера) и особенностей его мышления (взглядов, суждений, мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, и, естественно, в первую очередь, относится к человеку, глубокое познание которого невозможно без его рассмотрения в качестве индивидуальности.

«Подлинная сущность человека заключается не в роде или типе, к которому он приближается, а в исторически единичном человеке, который не может быть заменен и замещен. Ценность каждого отдельного человека только тогда будет неприкосновенной, когда конкретных людей перестанут рассматривать как взаимозаменяемый материал для формирования по всеобщей мерке. Социальный и профессиональный тип, к которому мы приближаемся, мы принимаем только как нашу роль в мире».[8]

Личность — понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.

«В чем же особенность понятия «личность»? В повседневной жизни интуитивно легко улавливается различие  между понятиями «человек» и «личность». Если каждого из людей мы безусловно воспринимаем как человека, как индивида, как индивидуальность с неповторимыми, уникальными характеристиками внешнего вида, внутреннего мира, то иначе обстоит дело с понятием «личность». Чаще всего, чтобы назвать человека личностью, мы задумываемся над тем, насколько значительна, заметна его жизнедеятельность, каково его место в обществе, какая он личность: великая – ничтожная, прогрессивная – реакционная, выдающаяся – рядовая, т. е. оцениваются связи человека с другими людьми. Самое главное в личности заключено в ее социальных свойствах, которые обусловлены общественными отношениями и внутренней позицией человека».[9]

То, что де­лает человека личностью, — это его социальная индивидуальность, т.е. совокуп­ность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивиду­альность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие.

Соци­альная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном истори­ческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельно­сти и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это все­гда взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рас­сматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность.

Деятельность человека яв­ляется той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие лично­сти, и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятель­ности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он явля­ется в действительности, обнаруживается только в деле.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие уст­ремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является главным в личностном развитии. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в от­дельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существо­вания и духовного развития.

 

Таким образом, сущность человека определяется его местом в системе бытия.  Биологическое, социальное и культурное находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются: личность - как его социальное качество и организм – как природная основа.  Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

Такие человеческие качества как интеллект, духовность, свобода, творчество и создают культуру, роль которой заключается в том, чтобы удовлетворять те потребности людей, которые она сама порождает. Одновременно культура формирует новые потребности при этом окультуривая, облагораживая, одухотворяя, «возвышая» биологические нужды.  При этом вышеназванные качества человека привносят в жизнь новые, чисто культурные потребности: в чтении, слушании музыки, изучении наук, путешествиях, интеллектуальном общении с себе подобными.

В целом этот процесс можно назвать как очеловечивание жизни человека.

 

 

 

 

 

3.      Перспективы человека

 

Злободневность древнейшей проблемы человека в современных условиях определяется в результате собственной  деятельности человека (хозяйственной, социальной, политической, экологической, военной и др.), которая в корне изменила объективные условия и факторы существования миллиардов людей. Это явилось неизбежным следствием серьезных сдвигов в бытийной стороне жизни человека и  в перемене внутреннего духовного мира человека, требующего глубокого и всестороннего научного анализа.

В статье доктора философских наук В. С. Семенова «О перспективах человека в ХХI столетии», опубликованной в 9-м номере журнале «Вопросы философии» в 2005 г. выделено шесть самых необходимых и главных направлений развития, саморазвития и возвышения человека в историческом процессе ХХI столетия.

1. Развитие человека с жизненной ориентацией «Быть», а не «Иметь».

Бытие человека может быть  и примитивным существованием, и подлинной полнокровной жизнью. Ученый-гуманист Э. Фромм выразил это в краткой, но емкой формуле: «Иметь» или «Быть».

«Способ существования человека при ориентации «иметь», «обладать» зиждется на трех столпах: частной собственности, прибыли и власти. Приобретать, владеть и извлекать прибыль – вот священные и неотъемлемые права индивида в индустриальном обществе. Суть в том, что «природа обладания вытекает из природы частной собственности. При таком способе существования самое важное – это приобретение собственности и мое неограниченное право сохранять право сохранять все, что я приобрел.

А это уродует человека и прямо подчиняет его стремлению  и принципу «иметь», подчиняет его приобретенным и имеющимся вещам».[10]

Противоположный способ существования человека  с ориентацией и установкой на «быть» имеет в качестве своих предпосылок независимость, свободу и наличие критического разума. Его основная характерная черта – это активность, продуктивное использование своих человеческих потенций. Быть активным – значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми – хотя и в разной степени – наделен каждый человек.

2. Приоритет духовно-нравственного развития человека. Это значит развитие и самоуглубление человека с приоритетом на духовность, на высокие ценности, прежде всего совести, честности и правды, на гуманную мораль и нравственность. В этом подлинная человеческая, а не животная, не примитивная, суть бытия и самопроявления, жизнедеятельности человека.

«В России в ее вековых исторических традициях постоянно присутствовала ориентация человека, большинства людей на приоритетность духовных, нравственно-ценностных начал бытия. В жизни славянских, среднеазиатских, кавказских народов упор делался именно на духовность (безрелигиозную или религиозную), а не  на потребительство, не на материальное, обывательское обогащение и насыщение. Архитектура, живопись, музыка, танцы, поэзия, философия, наука, народные промыслы – вот что оставило в виде шедевров культурное, цивилизационное развитие народов нашей страны».[11]

Данные позитивные, прогрессивные духовно-нравственные традиции следует не только возрождать в современной России, но и обновлять, осовременивать, возвышать. Это означает добиваться превалирования духовности, нравственности в принципах поведения, облика, взаимоотношения людей и целых народов, а не примитивного потребительства, обывательщины, мещанства.

3. Приоритет развития в человеке социальных начал, социальной справедливости, социального равенства, социального коллективистского общения.

В этом большая социальная сила и социальные преимущества человеческого типа бытия в России. А именно – приоритет социальности в деятельности и взаимоотношениях людей, отношение к человеку, как социальному (и духовному) субъекту, к целостной личности, а не как к одностороннему «экономическому» человеку, «делателю денег». Это – присущие российскому типу бытия действия людей, нацеленность на общее дело, отношения товарищества, братства, коллективизма в противоположность к крайнему индивидуализму, изолированности, трагическому одиночеству.

Подобная совместная, коллективистская социальность нацелена на требование обеспечения социальной справедливости в обществе, отношений социального равенства и товарищества. Это извечные требования людей и народов.

4. Всестороннее развитие личности человека.

Человек по природе богат и разносторонен, обладает огромным набором потребностей, требующих реализации. Но нацеленное на преимущественно экономическое производство и на материальное потребление частнособственническое общество «урезает» человека, уродует его, делает односторонним и убогим – превращает прежде всего в экономического человека. Но сам человек протестует против этого. Он борется и требует создания общественных условий для реализации его всестороннего потенциала. Тогда он и сам приносит большую пользу обществу, отдает ему больше и сполна. Такова взаимная диалектика совместного развития и прогресса всесторонне развитого человека и прогрессирующих общества и цивилизации.

 

5. Свободное развитие человека.

Свобода мыслится как возможность полной реализации человеком своего внутреннего потенциала. Но при этом свобода не сводится к волюнтаристскому произволу – «что хочу, то и ворочу», и одновременно не является полностью подчиненной, диктуемой внешними общественными силами, то есть  фатальной, заранее предопределенной и потому фактически несвободной. Как писал Э. Фромм: «Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой – развитие или разрушение, жизнь или смерть».[12]

6. Развитие человека к высшим устремлениям цельности и целостности.

Это высшая точка и конечная цель прогресса человека. Цельность означает фокусирование всей разносторонней деятельности человека на главную и решающую цель. То есть это его целеустремленность, его целеполагание, целенаправленность. Все эти качества присущи творчески активным, «продуктивным» людям. Продуктивные личности оживляют все, чего бы они ни коснулись. Они реализуют свои собственные способности и вселяют жизнь в других людей и в вещи.

Целостность представляет собой внутреннее сущностное богатство человека, которое он стремится субъективно реализовать. Это абсолютное выявление творческих дарований человека. Движение к целостности есть постоянный процесс, постоянное приближение конкретной личностью  к активно выявляемой богатой сущности человека.

Таким образом человек с его творящим и самотворящим бытием – самое удивительное и прекрасное среди всего живого на Земле. Его деятельностные возможности и перспективы безграничны и беспредельны. И будут дальше и неизменно нарастать, расширяться и углубляться, пока живет,  трудится, развивается и самореализуется человек.

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе работы установлено, что наука о человеке в настоящее время становится важнейшей среди всех наук. Ибо все, чем занимается человек на этом свете – наукой, искусствами, экономикой, политикой и т. п. – все это представляет собой смысл и цель жизни человека, делается человеком вокруг человека, в интересах человека, для самого человека, для обеспечения его жизнедеятельности на Земле и во Вселенной.

В первой главе работы дано понятие человека, его природы и эволюция представлений о человеке. Уже в античной культуре существовало представление «человека разумного». Вся дохристианская философия превозносила власть разума как высшую силу человека. До прошлого столетия, человек, его судьба и характер созданной им цивилизации были продуктом естественноисторического, стихийного развития рода человеческого на планете.

Информация о работе Проблема человека в философии