Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:13, курсовая работа
Государство - одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Это первый довод в пользу актуальности нашей работы.
С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1 Истоки формирования философского подхода к проблеме государства у Ницше…………………………………………………………….8
1.1. Политические события в Европе и на родине философа в 19 веке………………………………………………………………….8
1.2. Влияние взглядов других философов на позицию Ницше…….9
Глава 2.Оценка проблемы государства у Ф. Ницше…………………..14
2.1 Воля к власти как специфическое свойство всех явлений…………14
2.2. Идеальное государство………………………………….…………..17
Глава 3. Влияние идей Ницше на дальнейшее развитие европейской политической мысли…………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….31
СПИСОК используемой литературы…………………………………….32
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1 Истоки формирования философского подхода к проблеме государства у Ницше…………………………………………………………….8
Глава 2.Оценка проблемы государства у Ф. Ницше…………………..14
2.1 Воля к власти как специфическое свойство всех явлений…………14
2.2. Идеальное государство………………………
Глава 3. Влияние идей Ницше
на дальнейшее развитие европейской
политической мысли…………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК используемой литературы…………………………………….32
ВВЕДЕНИЕ
Государство
- одно из самых совершенных,
сложных и противоречивых
С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил. Возникший еще в античных государствах, исполненный трагизма конфликт между стремящейся к свободе человеческой личностью и жестокими ограничениями, налагаемыми на нее государством и обществом, не разрешен и по сей день. Это второй тезис, подтверждающий необходимость обращения исследователей к проблеме государства.
Рассуждения о сущности государства с давних пор относятся к числу дискуссионных. Разнообразие представлений по этим вопросам зависит от многих факторов. В первую очередь, на взгляды о сущности государства влияют исторические условия его развития. Представления о сущности государства зависят также от мировоззренческих позиций познающих: от их философских или религиозных убеждений. Это последний наш аргумент для определения актуальности этого исследования.
Фридрих Вильгельм Ницше
(1844-1900) - одна из значительных фигур
в истории философской и
Историография вопроса. Для начала определим степень изученности творчества философа. В историко-философской литературе можно выделить три этапа ницшеведения1. Первый этап, границы которого можно определить 90-ми годами XIX века с одной стороны и концом 20-х годов XX века с другой, связан с первичным осмыслением философских интенций Ницше. Второй этап (30-е - 40-е годы ХХ столетия) связан с креном большинства исследовательских работ о Ницше в сторону изучения влияния творчества немецкого философа на идеологию фашизма. Третий этап (1950-е годы - наши дни) отмечен переосмыслением творчества Ницше с принципиально новых позиций - период, из-за своей пестроты интерпретаций кажущийся просто калейдоскопическим. Существуют и другие периодизации ницшеведения, однако существенного расхождения между ними нет.
Мы живем в России. Возникает вопрос, а существует ли русское направление ницшеведения?
Понимание идей Ницше в России было далеко не единообразным и начало отсчета серьезных научных дискуссий вокруг ницшевских идей обычно относят к 1892 году - времени выхода в свет очерка В.Преображенского «Фридрих Ницше: критика морали альтруизма», первого специального исследования творчества немецкого мыслителя. А прежде имя философа упоминалось в печати лишь мимоходом, исключительно в связи с характеристикой какого-либо модного автора или умственного движения. Так, в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона 1885 года издания имя Ницше отсутствовало, хотя уже были опубликованы и стали известны европейскому читателю такие его работы, как «Die Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik» (1872), «Unzeitgemasse Betrachtungen» (1873), «Menschliches, Allzummenschliches» (1878), «Die Morgenrothe» (1881), «Die frohliche Wissenschaft» (1882), «Flso sprach Zarathustra» (т.1-3, 1883-1884). Позже дело приняло вообще курьезный оборот: в вышедшем в 1890 году переводе «Истории новой философии» Ибервега-Гейнце, выполненном Я.Колубовским, в указателе имен немецкий мыслитель фигурировал под двумя именами, принадлежащим якобы абсолютно разным писателям, - Ф.Ниче и Ф.Нитче. В словаре Брокгауза и Ефрона 1897 года (т.41, с.204-206) Ницше было отведено две неполных страницы: давалась весьма расплывчатая характеристика его взглядов: «Не будучи теоретиком в философии, а, скорее, сильным художником мысли, Ницше создал миросозерцание, соответствующее некоторым сторонам современного общества: в его учении получили яркое выражение индивидуализм, эстетизм, жажда личной свободы». При этом была допущена грубая ошибка: «В 1880 г. духовный недуг окончательно разразил его, и с тех пор Ницше живет больным». (На самом деле Ницше заболел в первых числах января 1889 года.)2
Даже в дореволюционной России рецензия западной мысли шла с опозданием на 10-15 лет. [Полные переводы «Рождения трагедии из духа музыки» (1872, появилось первым изданием в 1872) и «Так говорил Заратустра» (1883-1884, появилось в печати в 1884) - первых книг Ницше, завоевавших популярность в России, - были опубликованы соответственно в 1899 и 1898 годах]3. В России того времени существовала жесткая церковная цензура, сыгравшая главную роль в относительно позднем знакомстве отечественных читателей с Ницше. Как отмечает А.Лаврова: «Такому редкому по своей страстности и откровенности богохульнику, каким был Ницше, пришлось испытать и эту, специфически российскую форму тирании». Немецкие тексты философа были малодоступны из-за запретов цензуры: некоторые книги философа, например «Человеческое, слишком человеческое» и «Антихрист» вообще были запрещены в России за антирелигиозное содержание 4. Позже, когда стали появляться первые частичные, а затем и полные переводы произведений мыслителя, отдельные крамольные мысли просто изымались из текстов или же заменялись на «более подходящие», по мнению цензора. Следствием такого положения дел неминуемо являлось нарушение предусмотренной автором композиции, а, следовательно, искажался и сам смысл произведения. При этом все странности и разночтения приписывались душевной болезни философа. Широкая же публика не сомневалась в том, что читает «подлинного» Ницше.
В современной научной литературе встречаются разные подходы в обозначении проблемы государства: проблемы взаимодействия государства и рынка, проблема объекта и предмета теории государства и права, проблемы типологии государства и др. В нашей работе пойдет речь о философском подходе к проблеме государства. Поэтому для начала рассмотрим специфику философского мышления в сравнении с научным. Философия (в отличие от науки) не производит общепризнанное знание (или «истины»), но испытывает, подвергает критике имеющиеся и разрабатывает новые основания любых идей и представлений, претендующих на признание. В науке накапливаются открытия, факты, теории, которые практически не подвергаются сомнению (если не принимать во внимание потешные ассоциации в защиту идеи плоской Земли и проч.) и составляют основной корпус общепринятых учебников и справочников, используются в качестве надежных оснований в практике и в дальнейших исследованиях. В философии такого рода накопления общепризнанных знаний нет. Хотя здесь и происходит накопление взглядов и позиций. Следовательно, в основе философского подхода лежит позиция философа к тому или иному явлению или объекту. В первой главе мы выявим истоки философской позиции Ф.Ницше к проблеме государства. Во второй главе мы сделаем выводы о главной сути позиции автора в разных его работах по отношению к государству как явлению общественной жизни. В третьей главе мы опишем роль политического наследия – сформированной позиции к государству у Ницше в современном мире.
Методы исследования: анализа, синтеза, обобщения, исторический.
Глава 1 Истоки формирования философского подхода к проблеме государства у Ницше
В основе философской позиции всегда находится мировоззрение, которое формируется в определенных условиях. В любом философском словаре найдем определение: «Мировоззрение отдельного индивида формируется под воздействием — общества и тех социальных общностей, в которые он входит». Считаем необходимым в первую очередь рассмотреть особенности социально- политических изменений в европейском обществе середины 19 века.
Под влиянием социальных революций существенным образом изменилась жизнь государств этого континента. В результате классо-образующих процессов XIX век в Европе — это век обострения классовой борьбы, развернувшихся социальных революций. В XIX веке буржуазные революции охватили многие европейские страны. Юный Ницше вместе со своими согражданами пережили целую серию революций 1854-1856 гг. сотрясающих Испанию. В 1848 г. произошли революционные выступления в Германии. В 1849 г. революция в Венгрии. Французскую революцию 1871 гг. философ был в состоянии глубоко осмыслить, ему было 27 лет. Нет сомнения в том, что время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным.
Германия переживала
болезненный процесс
Поворотным моментом в становлении
концепций Ницше стало
Вагнеру посвящена первая книга Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», сразу же вызвавшая скандал. Поступательное движение в искусстве, по Ницше, «связано с двойственностью аполлонического и дионисического начал»7. Мистерии дионисического культа символизируют жизнь человека в таинственном и великолепном мире, его инстинктивное единение с природой. «Дионисическое искусство хочет убедить нас в вечной радостности существования, но только искать эту радостность мы должны не явлениях, а за явлениями»8. Аполлоническое же, напротив, это «полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов»9. В досократической Греции эти начала, борясь и соединяясь, создали великое искусство трагедии, которая «возникла из трагического хора» (а хор - это отголосок дионисийских праздников), который «разряжается аполлоническим миром образов». Трагедия, таким образом, отразила противоречия в человеческом мироощущении, борьбу с природой и с самим собой, как с ее частью. Именно в этом качестве греческая трагедия стала одной из основ всей европейской культуры.
Однако уже «огромное циклопическое око Сократа, в котором никогда не сверкало безумие художнического вдохновения»10, разбило это единство двух начал, уничтожив трагедию. Ницше обвиняет Сократа в насаждении неслыханной тирании разума и морали, вытеснившей дионисическую свободу духа в бессознательное и заменившей ее инструкциями по эксплуатации жизни. Таким образом, в истории культуры и человеческого сознания происходит «вечная борьба между теоретическим и трагическим миропониманиями»11, между с одной стороны, ханжеством и скукой и, с другой стороны, свободой и весельем. Причем последнее всячески подавляется общественными нормами, моралью и всяким идеализмом, объявленным Ницше «мошенничеством высшего порядка».
С исчезновением дионисического духа связывается «бросающееся в глаза... вырождение греческого человека» и современное плачевное состояние человеческого духа. Однако «несомненные предзнаменования дают нам ручательство в том, что в современном нам мире происходит обратный процесс постепенного пробуждения дионисического духа!» "Новым Эсхиллом" объявляет Ницше Рихарда Вагнера, в музыке которого он видит свидетельство возрождения трагического мифа в немецком духе, а с ним и новой жизни немецкого гения.
Вывод: Таким образом, Фридрих Ницше начал проповедовать имморализм и возвращение к первозданной свободе, единение с природой посредством освобождения инстинктов из-под гнета морали и норм общественного порядка - идею Вечного Возвращения. В дальнейшем Ницше отказывается от союза с Шопенгауэром, порицая «шопенгауэровскую слепую волю к морали»12, а также и от Вагнера с его «неисправимым романтизмом».