Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:20, реферат
Целью данного реферата является изучение теорий развития общества, отношений к личности и человеку и их взаимосвязь в выбранный период времени. Задачи реферата состоят в том, чтобы выявить основные подходы к решению проблемы человека, общества и направленности его развития, имевших место в русской философии XIX - начала XX веков, показать различия к выбранной проблеме со стороны различных течений русской философии XIX - начала XX веков, в определении актуальности идей русской философии XIX - начала XX веков для современного этапа;
Введение с.3-с.4
глава 1. человек и личность в русской философии XIX - начала ХХ веков с.5-с.15
глава 2. проблема направленности развития общества, человек и его взаимосвязь с обществом в русской философии ХIХ - начала ХХ веков с.16-с.25
Заключение с.26-с.28
Список использованной литературы с.29
Относительно проблемы свободы личности славянофилы утверждали, что подлинная свобода личности возможна лишь на основе признания религии высшей ступенью духовной жизни, она невозможна без проявления нравственности и избавления от эгоизма.. Всем формам внешней свободы - политической, правовой, экономической, они противопоставляли внутреннюю свободу личности, основанную на ценностях внутреннего мира, освещённых религией и потребностей общины. Вторая точка зрения по этой проблем состояла в том, что освобождение личности единственно возможно на основе атеизма и материализма; социально – экономическое освобождение достигается через отмену наследственной собственности, передачу земли общинным труженикам, а фабрик и капиталов – рабочим.
Если касаться проблемы личности и общества, то позиция западников состоит в том, что личность постоянно испытывает тиранию общества. Они утверждали, что не личность есть часть общества, а общество есть часть личности, но выступает как безличная сила, противостоящая человеку. Общество, в их учении, - часть личности, власть его ограничивает права и свободу человека, общество является результатом объективизации общественных отношений, и его реальность определяется реальность общественных отношений. Высшее общественное устройство должно было соединить в своем устройстве два принципа: аристократический, утверждающий качественные характеристики личности, и демократический, утверждающий социалистический принцип справедливости и братство сотрудничества людей. Позиция славянофилов состоит в том, что диалектика личности и общества позволяет говорить об их единстве и взаимной обоснованности (общество – дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое или сосредоточенное общество, общество – это сила жизни, самобытно развивающаяся из своих начал, а на ряду с ней есть разумная сила личности, основанная на силе общественной).
Таким образом, если говорить о диалектике человека и общества, то она, с одной стороны, предполагает существенные различия сторон, их роли в данной системе. Она поэтому не может выражаться в таком тождестве, при котором «общество есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое или сосредоточенное общество». С другой стороны, эта диалектика совсем не исключает такое единство сторон, при котором одна сторона предполагает другую.
В целом можно сказать, что результаты работы способствуют разъяснению специфики методологических подходов к анализу проблемы личности, общества и направленности развития общества, разработанных в русской философии XIX – начала ХХ веков, формированию целостного восприятия феномена русской социальной философии, а также расширению и уточнению представлений об особенностях развития отечественной философии, в которой были достигнуты определённые успехе в изучении выбранной темы.
Однако не менее ясно и то, что каждый новый успех в решении задачи, обогащение знания о человека, ее социальной, физической и духовной слагаемых будет усиливать наше желание быть Человеком, активно содействовать созданию условий, наиболее достойных имени Человека, его сокровенного содержания.
Философская антропология, как и другие антропологические дисциплины, никогда, по всей видимости, не приведут к окончательному, исчерпывающему раскрытию того, что есть человек, к разгадке его тайны.
Что же касается
современного этапа развития общества,
то можно сказать, что в современном
мире именно общество - это целостная
система жизнедеятельности
Список использованной литературы
1. Вестник Московского университета, 1998, - № 3, с. 68 – 76, серия 7.
2. Общество и история: Сб. ст./ МарГТУ, Горбашов.
3. Философия и общество, 2001, - № 3, с. 39 – 69
4. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 3 –е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2003. – 608с.
5. Бердяев Н. А. Самопознание. – М., 1991. – 134с.
6. Шишкина В. И., Пурынычева Г.М. История русской философии (XI – XX в.в): Учебник – Йошкар – Ола: МарГТУ, 1997. -267с.
1 Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс» - Энциклопедия, 1994. – 175с.
2 Шишкина В. И., Пурынычева Г. М. История русской философии (11 – нач 20 вв): Учебник. – Йошкар – Ола: МарГТУ, 1997. – с.77
3 Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс» - Энциклопедия, 1994. – с. 25
4 Шишкина В. И., Пурынычева Г. М. История русской философии (11 – нач 20 вв): Учебник. – Йошкар – Ола: МарГТУ, 1997. – с.136
5 Алексеев П. В , Пании А. В. Философия: учебник. – 3 – е изд., перераб., и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003, с.146
6 Шишкина В. И., Пурынычева Г. М. История русской философии (11 – нач 20 вв): Учебник. – Йошкар – Ола: МарГТУ, 1997. – с.190
7 Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. С. 11, 287.
8 Карсавин Л.П. О бессмертии души // Русские философы. М., 1993. С. 260.
9 Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992. С.13, 26
10 Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3. 1998. С. 68-76.
Информация о работе Проблема личности и общества в русской философии