Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:57, контрольная работа

Описание

Методы зарождаются в практической деятельности людей как ее обобщенные приемы. Метод ( methodos - путь ) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------стр.3
1. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика--------------стр.4
2. Общая характеристика классической немецкой философии ------------стр.9
3. Философская картина мира ---------------------------------------------------стр.12
4. Общество как подсистема объективной реальности-------------------- стр.16
5. Ценности человеческого существования. Смысл и цель жизни ------стр.19
6. Социально-экономические отношения как основной предмет права
и условия его формирования ---------------------------------------------------стр.21
7.Литература ------------------------------------------------------------------------стр.23

Работа состоит из  1 файл

контр по филос..doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Сделаем лишь самые первые шаги на этом пути. Начнем с самого общего: что такое общество? Ясно прежде все- го, что общество - это определенная целостность, особая подсистема объективной  реальности. Но если это система, то ее основу как вся- кой системы составляют элементы, требования к которым должны, по-видимому, состоять в следующем: во-первых, их должна отличать простота, во-вторых, они должны присутствовать во всех срезах системы и, в-третьих, они должны выступать в качестве своеобразных первокирпичиков системы.

Что же это за элементы? Ключевым, решающим элементом является, очевидно, человек как субъект  истории, выполняющий эту роль действительно  на всех этажах общественного здания. Можно сказать, что человек- это  главный, краеугольный устой общества. Но свою роль субъекта истории человек реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельности, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго элемента общества как системы.

Наконец, третий элемент  социальной системы - общественные отношения, складывающиеся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности. Именно деятельность как способ существования социального объединяет социальные атомы, цементирует их, превращая через систему общественных отношений простую сумму индивидов в нечто большее - в некоторую органическую целостность, в общество. Но что такое общественные отношения? Общественные отношения - это многообразные связи между членами общества, социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе материально - производственной, экономической, социальной, политической и духовной жизни и деятельности.

Подчеркнем еще раз: человек, деятельность, общественные отношения - такова триада определяющих элементов  общества как системы. Таким образом, общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

5. Ценности  человеческого существования. Смысл  и цель жизни.

Проблема смысла человеческого  бытия всегда стояла в центре философских  исследований. Однако, философы были ограничены уровнем знаний и задач общества, в котором жили.

Так в Древнем Китае  для Лао-цзы главное для человека - жить по законам Высшего начала (Дао), а все что связывает человека с земной жизнью, мудрец отметает.

Конфуция наоборот занимали практические земные задачи и человек  интересует его не сам по себе, а  как часть иерархии, где он занимает определенное место.

Мудрецы Древней Индии  утверждали, что человеку необходимо открыть в себе всеобщий Дух, только через свое “я” человек может приблизится и слиться с мировым “Атманом”.

Античная философия  сформировала основные западно-европейские  подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы и определила его как самостоятельную ценность и признала за ним право на активность и инициативу перед объективным миропорядком.

Христианство было следующим  и на сегодняшний день основным религиозным  учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия, признавшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям. Христианство стало религией о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести.

Философия Нового времени, сформировавшаяся под влиянием развития капиталистических отношений и  расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, открыла путь к  рациональному истолкованию человеческой сущности и рассматривала человека с физиологических и прагматических позиций.

Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский  образ лишенным опытных оснований  и практической ценности.

Открыв важную роль бессознательного в жизни, как отдельного человека, так и всего общества, Фрейд показал свои пути решения как личных, так и общественных проблем жизни человека.

Экзистенциальная философия  понимается в качестве радикализации  первоначального выступления философии  жизни, как оно было воплощено на исходе XIX и в начале XX в., прежде всего Ницше. Поставленная философией жизни задача - понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой.

Одной из характерных  особенностей русской философии  второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. И главное направление которой было духовное.

Для русского философа Франка …."Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и абсолютному благу." И при этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни".

Подводя краткий обзор  религиозно-филосовских исканий  человечества о смысле жизни, мы видим  что человечество на протяжении всей своей истории приближалось к  пониманию близости человека к высшему  духовному началу.

И ведущие мыслители  всех времен - от брахманов до современных философов понимали, что человек сможет реализовать свою миссию только в служении вечным истинам, духовной работе над своей душой и окружающим миром.

 

6. Социально-экономические  отношения как основной предмет  постижения сущности общества в марксизме.

Марксистская философия  была создана совместно двумя  учеными Карлом Марксом (1818-1883) и  Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине 19 в. и  является составной частью более широкого учения- марксизма, который включает в себя, кроме философии. политэкономию и научный коммунизм.

Важнейшим своим достижением  в философии К. Маркс считал материалистическое понимание истории. Он утверждает, что прежде чем заниматься наукой, религией и т.д. люди должны есть , пить, одеваться, иметь жилище. Все это достигается в результате труда, а труд невозможен без изготовления, применения орудий труда и средств производства. Поэтому из многообразных общественных связей и отношений К. Маркс считал, что основными являются материальные производственные отношения.

Суть исторического  материализма:

1. На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные отношения (продажа собственного туда, распределение производственного продукта)

2.Производственные отношения, уровень развития производственных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений.

3. Государственные и  общественные институты, общественные  отношения выступают в качестве надстроек по отношению к экономическому базису.

4. Базис и надстройка  взаимно влияют друг на друга.

5.В зависимости от  уровня развития производительных  сил и производственных отношений,  определенного типа базиса и  надстройки складывается особое  образование, которое  Маркс назвал общественно-экономической формацией. Она есть живой  социальный организм, имеющий определенную социальную структуру, многообразие функций.

6. Анализируя общественно-экономические  формации, Маркс научно обосновал  периодизацию истории, выделив в ней периоды. Их пять: а) первобытно- общинный строй; б) рабовладельческий строй; в) феодализм; г) капитализм; д.)социализм.

7. Рост уровня производительных  сил приводит к изменению производственных  общественных отношений и смене  общественно-экономических формаций и общественно-политического строя.

8. Уровень развития  материального производства, производственных  отношений определяет ход истории.

9. Маркс и Энгельс  сформировали новый взгляд на проблему человека, который есть совокупность всех общественных отношений6 « Люди- не винтики, каждый из них неповторим в своей индивидуальности»

10. Главные признаки  понятия человек :

а) способность осмысленно и целенаправленно трудиться

б) способность творчески преобразовывать действительность.

11. Не сознание людей определяет их бытие, а бытие определяет их сознание

12. Общество развивается  закономерно. Законы общественного  развития:

а) носят объективный  характер

б)естественно-исторические по своей сущности, т.е. воплощаются в жизнь только через деятельность человека. Таким образом познав сущность социальных законов, люди могут влиять  на развитие общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Харвак А.П. Философия. Учебное пособие. Москва, 2007

2. Каховский В.П. Философия. Ростов-Н-Дону , 1995

3. Магометов А.А. История философии. Учебное пособие. Севастополь, 2000

4. Радугин А.А. Философия.  Курс лекций. Москва, 1996

5. Спиркин А.Т. Философия. Москва, 2001

 

 

 

 

 




Информация о работе Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика