Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:57, контрольная работа
Методы зарождаются в практической деятельности людей как ее обобщенные приемы. Метод ( methodos - путь ) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.
Введение----------------------------------------------------------------------------стр.3
1. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика--------------стр.4
2. Общая характеристика классической немецкой философии ------------стр.9
3. Философская картина мира ---------------------------------------------------стр.12
4. Общество как подсистема объективной реальности-------------------- стр.16
5. Ценности человеческого существования. Смысл и цель жизни ------стр.19
6. Социально-экономические отношения как основной предмет права
и условия его формирования ---------------------------------------------------стр.21
7.Литература ------------------------------------------------------------------------стр.23
Содержание.
Введение----------------------
1. Проблема метода
в философии. Диалектика и
2. Общая характеристика
3. Философская картина мира -----
4. Общество как подсистема
5. Ценности человеческого
6. Социально-экономические
и условия его формирования
------------------------------
7.Литература ------------------------------
Термин философия происходит от греческих слов phielo-«люблю, друг» и sophia- «мудрость» и означает «любовь к мудрости». Предметом философии является исследования наиболее общных вопросов бытия.
1.Особенностью философии является то, что она соединяет в себе два начала:
- научно-теоретические знания
- практически-духовный компонент
2. Философия существует
и развивается, как правило,
в рамках определенной этно-,
3. Любая философская система истории чески обусловлена.
Основные разделы философии:
-онтология- учение о бытии
-гносеология- учение о познании
-диалектика- учение о развитии и всеобщей связи; общая тория развития и общая методология познания
-философская антропология- философское учение о человеке
-социальная философия
-формальная логика
-аксиология- учение о ценностях
-этика
-эстетика
-философия истории
-история философии
Различают методологию как учение о методах, и методологию как теорию, используемую при анализе. Благодаря методологической функции философия занимает важное место в системе научного знания. Важную методологическую роль играют философские методы - диалектика и метафизика.
Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Методы зарождаются в практической деятельности людей как ее обобщенные приемы. Метод ( methodos - путь ) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.
Философия являет собой всеобщий метод, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Каждый метод дает возможность познать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во "взаимодействии" методов, что также обусловлено тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей.
Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют конкретные, часто научные методы. В процессе развития познания выработались общие принципы мышления как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др.
Необходимость выбора и обоснование методов, выяснения их соотношения, породила и специфическую область философского и научно-теоретического знания - методологию. Эта система исходных принципов или начал, обобщенных методов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления; учение о самых общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, а так же основанный на этом учении метод творческого мышления.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы: стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это». Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим.
В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.
Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель - материалистическая диалектика современности. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей.
Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.
Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.
Субъективная же диалектика или диалектическое - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.
Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи.
Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной - результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.
Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик.
Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.
Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от греч. meta ta physika- буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля - А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» - частно-научного знания.
В современном обществознании понятие «метафизика» употребляется в трех основных значения:
1) философское учение о сверхчувственных( недоступных опыту) основах бытия. Понятие впервые употребил Антроник Родосский (1 век до н. э.), который, систематизируя труды Арестотиля, так называл работы о умопостигаемых началах бытия, что были помимо физики (природы).
2) в современной западной
философии термин часто
3) противоположный диалектике основной философский метод.
Самая характерная, существенная черта метафизики -- односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире- того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.
Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:
1. Старая метафизика - была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики - отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.
2. Новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме - сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.
Основные отличия метафизики от диалектики сводятся к тому, что метафизика:
1) полностью отвергает наличие связей между старым и новым, утверждая, что новое целиком вытесняет старое;
2)отрицает, что причина движения материи находится в ней самой, и настаивает на том, что причиной движения является внешний первотолчок.
3) отрицает далектическую
взаимосвязь количества и
4) если диалектика
считает, что развитие
5) отрицает диалектическое мышление, осуществляемое через триаду « тезис- антитезис- синтез», настаивая, что движение мысли опирается на формулу « или- или», «если не то, значит- это»
6) видит мир не целостным
и взаимосвязанным, а
Таким образом, диалектика и метафизика суть две противоположные системы осмысления действительности, развития.
2. Общая характеристика
классической немецкой
В истории мировой философии этап, именуемый «немецкой классической философией», обычно оценивается как грандиозный период в развитии человеческого духа, как вершина философского миропонимания.
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом- годом смерти Гегеля- с другой. Главное философское достижение немецкой классической философии - диалектика.
Новой наукой, получившей в Германии имя и систематическую разработку (в том числе и в трудах немецких классиков), была эстетика. Уходящие в древность предшествующие учения о прекрасном были отрывочными и не схватывали диалектический характер красоты. Возникла идея долга как абсолютного побудительного мотива морального поведения. Впервые в философии была поставлена проблема идеала.
Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Кант началась философия новейшего времени. Не только в философии, но и в науке. Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы.. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике.
Информация о работе Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика