Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:57, контрольная работа

Описание

Методы зарождаются в практической деятельности людей как ее обобщенные приемы. Метод ( methodos - путь ) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------стр.3
1. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика--------------стр.4
2. Общая характеристика классической немецкой философии ------------стр.9
3. Философская картина мира ---------------------------------------------------стр.12
4. Общество как подсистема объективной реальности-------------------- стр.16
5. Ценности человеческого существования. Смысл и цель жизни ------стр.19
6. Социально-экономические отношения как основной предмет права
и условия его формирования ---------------------------------------------------стр.21
7.Литература ------------------------------------------------------------------------стр.23

Работа состоит из  1 файл

контр по филос..doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Творчество Канта делят  на 2 периода:

  1. докритический ( до 70-х г)
  2. критический ( с начала 70-х г.)

В критический период И. Кант создал главные произведения, принесшие ему мировую славу: «Критика чистого разума» (1781), « Критика практического разума» (1788), « Критика способности суждения» (1790) .

Суть учения Имануила Канта:

  1. в центре философской системы стоят проблемы теории познания и человека (каким нужно быть и что надо делать, чтобы быть человеком?)
  2. Процесс познания состоит из 3 ступеней:

1-я ступень- чувственное познание

2-я ступень- рассудочное познание- превращает чувственное явление в понятие.

3-я ступень- разумное  познание - разум должен дать постижение сущности.

3)Предметы внешнего мира Кант называет «вещью в себе», т.е. они существуют объективно, но понять их сущность нам не дано.

Пространство и время- субъективные формы созерцания, т.е.  Кант отнимает у пространства и времени их реальность, объективность. Кант считает, что знания состоят из  2 частей: чувственные, даваемые путем опыта; априорные, существующие в готовом виде в душе. Нормы должного поведения сводит к двум формам:

а) ты должен поступать так, чтобы  свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого;

б) моральный человек целью своих  поступков должен делать собственное  моральное совершенство и счастье других.

Самой высокой ценностью и высшей целью  Кант провозгласил человека, который должен сделать себя достойным  счастья, заслужив его поведением.

И. Кант- одна из ключевых фигур мировой  философской мысли. С него началась разработка диалектики как учения и как метода познания.

Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась  такими выдающимися философами, как  И. Г. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве мышления и бытия (Шеллинг). Последний дал тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.

В немецкой классической философии  мы находим зачатки «философии активной стороны» у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию «динамического процесса» в природе, близкую к материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время благодаря своему идеализму далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.

В философии Гегеля разрабатываются  законы не только объективной, но и субъективной диалектики.

Оборотной стороной этих позитивных результатов является мировоззренческое  утверждение большинства философов  в идеализме. Эта тенденция связана  с рядом обстоятельств, которые  лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике.

В социальном плане немецкая философия -- свидетельство идейного пробуждения  «третьего сословия» Германии. Экономическая  незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная  раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии. Этот момент весьма положителен.

3. Философская картина  мира.

Одним из важных философских понятий  является понятие материального. Материальное в философии - это все, что воспринимается нашими органами чувств (это то, что можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать и попробовать на вкус), а также - имеет физические качества или свойства (цвет, запах, размер, плотность, массу и все прочее). Так, например, любой предмет из окружающего мира материален.

Совокупность всего материального  называется в философии материей. Раньше считалось, что материя и  мировое вещество - это одно и  то же. Материю, конечно же, можно называть веществом, но это не совсем точно. Поэтому правильнее говорить, что материя - это все, что существует вне нас и независимо от нас, то есть - объективно, а также - воспринимается или нашими органами чувств или какими-либо техническими приспособлениями (приборами).

Одним из важных философских вопросов является проблема происхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколько  глобальных представлений о мире.

Первое из них называется материализмом. Оно говорит о  том, что материя ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром. Материя - это все. Откуда это “всё” могло взяться? Если могло, значит оно появилось из чего-то другого, следовательно это другое существовало само по себе и в наше “всё” не входило. Но в этом случае “всё” никак нельзя назвать “всем”, потому что было нечто, которое оно в себя не включало. Далее, может ли “всё” куда-либо деться? Если может, значит ему есть куда деться, то есть - существует такое место, где его сейчас нет. Но в этом случае оно опять никак не может быть “всем”. Говоря иначе “всё” - это то, чему неоткуда взяться и некуда деться. Таким образом, из самого понятия “всё” вытекает его вечность, несотворимость и неуничтожимость. Поэтому, если материя - это все, то она вечна.

Материя существует на различных  уровнях сложности. Самой сложной  и совершенной формой материи  является человеческий мозг, который  порождает сознание или мышление. Любая мысль является нематериальной. Ведь ее нельзя воспринять органами чувств, и она не обладает никакими физическими свойствами (ее нельзя увидеть, потрогать, измерить, нагреть и т.д. и т.п.) Все что не воспринимается органами чувств и не имеет физических качеств называется в философии, как мы уже говорили, термином “идеальное”, который, таким образом, противоположен понятию “материальное”. Мысль, следовательно, идеальна, но она - продукт мозга, а мозг - это форма материи. Значит, материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базе материального, благодаря ему и после него. Идеальное же вторично и полностью зависит от материального. Где нет мыслящей формы материи - мозга, там не может быть ничего идеального. Все эти утверждения являются материалистическими, а их сторонники называются материалистами.

С точки зрения материализма, нет ни Бога, ни бессмертной души, ни прочих религиозных объектов. Как видим, неизменным спутником материализма является атеизм (полное отрицание существования Бога).

Выдающимися представителями  материализма были французские философы XVIII века Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций, Поль Гольбах Карла Маркса и Фридриха Энгельса - немецких философов XIX века,, а также немецкий философ XIX века Людвиг Фейербах, который утверждал, что основным предметом философии должна быть природа и человек как самое совершенное ее создание. Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Идеальное в философии - это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Здесь может возникнуть вопрос - если идеальное является невоспринимаемым вообще, то откуда же тогда мы о нем можем что-либо знать? Дело в том, что помимо органов чувств у нас есть еще одно орудие познания - разум, и недоступное для чувств вполне может быть доступным для разума: то что нельзя увидеть, потрогать, услышать и т.д., можно воспринять мыслью, усмотреть умом. Философы идеальное также называют бестелесным, нефизическим, сверхчувственным, умопостигаемым.

Если совокупность всего  материального называется в философии  материей, то совокупность всего идеального называется, как правило, сознанием. Философский идеализм говорит о том, что сознание есть не только у человека, а вернее, - человеческое сознание - это маленькая часть мирового Сознания. Здесь этот термин пишется с большой буквы, потому что он обозначает некое духовное, разумное начало, находящееся вне человека и не зависящее от него. Это мировое Сознание можно назвать божественным, то есть - Сознанием Бога, его так же можно назвать Мировым Разумом или Абсолютной Идеей (как это сделал немецкий философ XIX века Георг Гегель).

Главным утверждением идеализма  является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Значительными представителями  идеализма были древний греческий  философ Платон и немецкий философ Георг Гегель. Материализм и идеализм - это противоположные друг другу философские воззрения. Все, что утверждает материализм, отрицается идеализмом и наоборот. Неудивительно, что в философии часто звучал вопрос - возможно ли как-то примирить эти две крайности, найти какое-то среднее, компромиссное решение проблемы, а нельзя ли утверждать, что и материя и Сознание являются одновременно двумя равноценными первоначалами, что мироздание имеет как бы двойственную природу - одна его часть материальна, а другая идеальна?

Такое воззрение называется дуализмом (от греческого слова дуо - два) и говорит о том, что и материя, и Сознание существуют вечно и параллельно друг другу, то есть - ни одно из них не может быть причиной или следствием другого. Каждое представляет собой полноценное мировое начало. Остается только выяснить, как они взаимодействуют.

Если этих начал два, значит они порождены или созданы  неким третьим. Что оно собой  представляет? Если - нечто материальное, тогда дуализм превратится в  материализм, а если - нечто идеальное, тогда он станет идеализмом, а если же - не то и не другое, тогда - что? Не отвечать на этот вопрос нельзя, а ответить на него довольно сложно, потому что не вполне понятно, что еще может быть кроме материального и идеального. Таким образом, дуализм, существующий как одно из философских объяснений мира, не лишен противоречий и возражений.

Материализм и идеализм при всем их различии имеют одно очень важное сходство. И та, и  другая точка зрения что-то полагает первичным, а что-то вторичным, одно называет причиной мира, а другое - его следствием. А также как материализм, так и идеализм объявляют материальное и идеальное совершенно несовместимыми сущностями мира, его противоположными началами.

Сознание, как считают  материалисты, происходит из материи, то оно в ней изначально содержится. Получается, что материя чревата Сознанием. И наоборот, если материя, как считают идеалисты происходит из Сознания, значит она в нем так или иначе представлена, то есть, Сознание чревато материей. Следовательно, материя и Сознание не разные вещи, а, по крупному счету, одно и то же.

Воззрение, по которому материя  и Сознание равны друг другу или  тождественны, называется философией тождества. Оно противостоит как материализму, так и идеализму. Рассматривая материальное и идеальное как одно и то же, философия тождества снимает вопрос о первичности. Будучи тождественными материя и Сознание как бы плавно перетекают или переходят друг в друга, и никакой границы между ними нет.

Одним из представителей философии тождества был нидерландский философ XVII века Бенедикт Спиноза, который говорил, что существует только одно мировое начало. Им является Бог или природа. Точку зрения философии тождества также разделял немецкий философ XVIII-XIX веков Фридрих Шеллинг, который утверждал, что первичным не было ни материальное, ни идеальное, что и то, и другое - это потенции (скрытые возможности, качества, свойства) природы, которые она в своем вечном существовании периодически проявляет или реализует..

Как видим, философия  тождества выступает и против материализма, и против идеализма и считает спор о первичности, который ведут между собой эти философские воззрения, пустым и бессмысленным.

4. Общество  как подсистема объективной реальности.

Важнейшей составной  частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира. Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая "безлюдная" философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена. Все это превращает системное философско-социологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии. Исходным пунктом философского анализа общества, построения его теоретической, идеальной модели является рассмотрение общества как особой, специфической подсистемы объективной реальности. Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего. Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реализуется через деятельность. В отличие от природы общество имеет свои пространственно - временные границы и подчиняется в своем движении наряду с общими, особенным и специфическим законам. Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д. Реальное общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. Речь идет о том, чтобы философско-социологическая теория общества, его идеализированная модель применялись в ходе конкретного анализа каждой конкретной ситуации как путеводитель в сложных лабиринтах общественной жизни. В процессе выработки теоретической модели общества мы будем двигаться от наиболее общих, абстрактных построений ко все более конкретным и богатым по содержанию.

Информация о работе Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика