Проблема смысла жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:34, реферат

Описание

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Работа состоит из  1 файл

Проблема смысла жизни.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Факультет Естественных наук 
 
 
 

Реферат по дисциплине

Философия

на тему: 
 
 
 

«Проблема смысла жизни». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        Выполнила: студентка 2 курса

                11 группы ФЕН Михейкина Л.А.

                Проверил: Оболенский В.Б.  

Орел,2009

Введение.

     Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

     Вопрос  о смысле жизни также может  пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых  результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

  • «В чём состоят жизненные ценности?»,
  • «Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),
  • «Зачем (Для чего) мне жить?».

     Вопрос  о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

     Представления о смысле жизни складываются в  процессе деятельности людей и зависят  от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

     В своем реферате я попытаюсь пробраться сквозь дебри веков и разобраться,  в чем же состоит смысл жизни человека, так как на этот вопрос есть множество рассуждений и множество вариантов ответов. Я разберу большинство из них и попытаюсь сделать для себя выводы. Возможно те, кто прочитают этот реферат то же найдут для себя темы для размышления.

Понятие «смысл».

     Для начала необходимо определиться с понятием смысл. Я начну с работы психолога  Н.В.Зоткина «Психологическая концепция  смысла».

     В своей статье он говорит, что философия  не дает четкого определения смысла, общепринятой философской концепции смысла не существует. Описание процесса смыслопорождения Э. Гуссерля осталось в рамках феноменологии (всех заинтриговал метод, а не содержание). Работа А.Ф. Лосева настолько тесно переплетена с другими его трудами, что теряет самостоятельную ценность при отдельном рассмотрении. Источник смысла у В.В.Налимова находится в идеальных областях, а они довольно далеки от реального смыслопорождения. Другие авторы показывают только отдельные аспекты.  
         Четкое определение получил смысл в логической семантике и аналитической философии, в первую очередь, благодаря работам Г. Фреге. Но использование этого определения возможно только в семантическом контексте.  
          Р. Акофф и Ф. Эмери точно показали различие между семантическим и прагматическим смыслом, указав на то, что смысл присущ не только знакам, но и всякому опыту и вещи, с которыми мы сталкиваемся. Смысл показывает их значимость для нас, а не значение.  
Отсутствие точного определения смысла и понимание механизмов его возникновения сказывается на обсуждении проблем смысла жизни. Здесь существует определенная понятийная путаница и приписывание смыслу жизни тех достоинств, которыми он не обладает. Основная методологическая ошибка, по его мнению, состоит в наиболее часто встречающемся утверждении, что смысл жизни содержит в себе главную цель жизни. На это необходимо ответить, что, во-первых, цель является составным элементом деятельности. Говоря о цели жизни, мы сводим ее тем самым к определенной деятельности, отбрасывая все остальные многообразные жизненные проявления человека. Во-вторых, в таких утверждениях  содержится принцип сообразности, который, как показал В.А. Петровский, близок к отрицанию свободы, целостности, устремления и развития человека как личности.  
Зоткин  считает, что смысл жизни выступает как жизненный ориентир и не является целью жизни. В качестве ориентира он дает возможность человеку определить свое место в жизни, разобраться в ней и самом себе, определить направление своего движения в дальнейшем, а также направляет на достижение какой-либо цели. Поиск цели как места приложения сил является более узкой и частной задачей индивида.  
             Современное понимание смысла опирается на определение, данное учеником и последователем Л.С. Выготского А.Н. Леонтьевым. В предложенной им структуре сознания одним из трех компонентов является личностный смысл, определяемый как индивидуализированное и субъективизированное значение, "значение значения", "значение для меня", которое создает пристрастность и интенциональность сознания. В своей концепции психологического строения деятельности А.Н. Леонтьев определяет личностный смысл как отражение в сознании мотива деятельности к цели действия.  
               Наиболее общим результатом данных исследований явилось формулирование А.Н. Леонтьевым и его последователями концепции смысловых образований личности. Центральным звеном в ней является понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность ("значение-для-меня"). 
            Степень осознанности смыслов различна – они могут быть как осознанными, так и полностью неосознаваемыми. 
Однако концепция не дает ответа на вопросы: какое качество объекта позволяет придать ему индивидуализированное значение; в чем функциональная роль смысла в психической деятельности (зачем он нужен); как формируется смысл?

     Смысл наряду с образом является основой ориентировочной деятельности человека. С помощью смысла субъект интерпретирует или реконструирует ситуацию и определяет ее полезность для удовлетворения собственных потребностей. Ключевым моментом для возникновения смысла является наличие двух его главных составляющих – логичности и полезности. Бесполезный (не значимый) смысл умирает, становится бессмыслицей.

     Различие между целью и смыслом жизни.

     В чем же различие между целью и  смыслом жизни? Смысл жизни, по моему мнению, есть то, ради чего ты проживаешь каждый свой следующий день и час. И он вовсе не в том, чтобы, во что бы то ни стало достигнуть жизненной цели.  
            Давайте подробнее разберемся с этим странным понятием - жизненная цель. Закройте глаза на минуту и попробуйте представить себе, как пришел тот долгожданный день, в котором вы достигаете своей цели. Представили? А как вы представляете самого себя? Вы радуетесь? А теперь представьте свой следующий день, после того, в котором вы достигли цели. Скажите, а чем вы в нем занимаетесь? Не правда ли, жизнь должна была закончиться вместе с предыдущим днем, ибо теперь ее бессмысленно продолжать. У вас больше нет цели в жизни! Она исчезла. Теперь вам либо придется придумать себе новую цель – в этом случае мы приходим к противоречию с тем, что  достигнутая цель была целью всей жизни; либо придется принудительно завершать затянувшуюся жизнь, видимо, прибегать к самоубийству. Здесь мы снова приходим к противоречию с инстинктом самосохранения, ибо, как любое животное, пусть высокоразвитое, мы желаем жить.

     Получается  так, что цель никак не может быть смыслом жизни. На мой взгляд это  слишком разные понятия. Перед собой я могу поставить сначала одну цель, потом другую и постепенно добиваться сначала одного, потом другого. Смысл же един.

Поиск смысла жизни.

     Откровение  психолога: Если человек вдруг зашмыгал носом, то это симптом болезни, с которой он борется....если некто всерьез начинает интересоваться смыслом жизни, то это примерно то же самое, если бы он начал шмыгать носом или чихать.  

     Получается, что если в жизни все благополучно, то и о таких вещах никто  задумываться не станет. Осталось только определить, каковы условия этого благополучия и тогда станет ясно, в чем смысл жизни . 
Чихание и шмыганье поиска смысла жизни – это всегда очень точный психологический симптом неудовлетворенности своим существующим положением. Кстати, этот симптом удивительным образом касается и бедных, и богатых, и удачливых, и неудачливых.

          Можно открыть и учебник по психологии, по психологическому толкованию смысла жизни. Например, Виктора Франкла, знаменитого психотерапевта, который изобрел логотерапию. Логотерапия – это лечение смыслом жизни, или такая терапия, где вы приходите к логотерапевту без смысла, а уходите уже со смыслом. Но, на самом деле, никакого смысла Франкл не нашел, хотя очень толково, доходчиво и интересно описал, почему так важно и полезно его искать. А обнаружил он, что никакого универсального смысла жизни не существует, а существуют сотни тысяч или миллионы смыслов, в каждом случае из которых ваш смысл жизни окажется уникальным и неповторимым. Вася вдруг понял, что его смысл жизни составляет изучение лягушек. А Петя открыл, что его смысл жизни верно и преданно следовать заповедям божьим. Лена же догадалась, что смысл жизни – это ее дети, которым она посвятит всю себя до конца своих дней. И так далее..  
           Вот только это всего лишь увлечения, хобби, а не смысл жизни и на фоне таких увлечений вдруг может стать плохо при определенных условиях, например, при потере любимой. И окажется, что это - главнее не удовлетворяется ничем, а потеря невосполнима. А то, что не является самым главным в жизни не может претендовать на ее основной смысл.

Оказывается не все так просто как казалось бы. Я думаю, что поиск смысла жизни  – это не признаки «болезни». И  каждый должен его искать. Иначе, для  чего мы живем?  Для чего мы умираем? Вот, например,  многие философы живут для того, чтобы ответить на этот вечный вопрос и им тоже много е удается.

Философское видение проблемы.

Древняя Греция и Рим.

     Древнегреческий философ и учёный Аристотель, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму. Также он говорит: «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро». Для Аристотеля  смысл жизни - это добро, которое  должно сопровождать человека на протяжении его жизни. Добро это конечно хорошо, но иногда получаются такие ситуации, когда оно является причиной непонимания.  Тот же Иисус! СКОЛЬКО он сделал людям добра, и ЧЕМ они ему отплатили. Это вопрос спорный!

     Эпикур и его последователи провозглашали смыслом  человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира. Т.е., получается, что мы должны сидеть в сторонке и ничего не делать…В ситуации нынешней  «демократии» нам это противопоказано.

     Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.

     Согласно  учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Иррационализм

 

     «Как рабочий, трудясь над возведением здания или не знает или не всегда отчетливо представляет себе план целого, так же и человек, отбывая отдельные дни и часы своей жизни, не имеет общего представления о ходе и характере своего существования»

     Немецкий  философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям - людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь - это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение - мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, - это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.

Экзистенциализм

     Проблеме  выбора смысла жизни, в частности, посвящены  работы философов-экзистенциалистов XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).

Информация о работе Проблема смысла жизни