Проблема смысла жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:34, реферат

Описание

Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Работа состоит из  1 файл

Проблема смысла жизни.doc

— 203.50 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрим, что же может предложить буддизм  современному человеку и как он решает проблему смысла жизни?

          Учение Будды, в своей сути, дало беспощадный и глубокий анализ противоречий и трагизма земного бытия. Будда верил, что страдание доминирует в жизни всех людей, и предложил практический путь избавления от этих страданий. Учения о страданиях являются сердцем Дхармы (так называется учение Будды) и известны под названием «четырех благородных истин»:

 
1. Существует страдание (дукха).  
2. Существует причина страдания (желание).  
3. Существует прекращение страданий (нирвана).  
4. Существует восьмеричный путь, ведущий к прекращению страдания.

     Первая  благородная истина определяет природу  всего бытия. Все сущее – непостоянно. Весь мир постоянно пребывает в движении, с каждым мигом возрождаясь и увядая, причем неизменного субъекта этих перемен, неизменной души-личности, которую брахманы называют частью неизменно божества, тоже не существует. Существует лишь комплекс взаимодействующих элементов – скандх, которые не более цельны и неизменны, чем молекулы и электроны. Скандхи (которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких, но более постоянных частиц – дхарм) – пять сторон человеческой натуры: тело, ощущения, образы восприятия, желания и влечения, приводящие в движение закон кармы, и осознание. Их взаимодействие «создает иллюзию постоянной личности – «деятеля» (картар), ощущающего материальные объекты, переживающего чувства… Энергии скандх возникают и исчезают последовательно, одна за другой; прекращение одного момента вызывает возникновение следующего, а личность от момента к моменту рождается и снова умирает». «Они (люди) представляют себе существующими все вещи, из которых по истине ни одна не существует», - учил Будда. Все, таким образом, – обман, призрак и иллюзия. Исходя из этого, Будда пришел к выводу, что существование человека и обуславливает существование страдания, то есть человек и есть причина страдания. Смысл этого открытия состоит в том, что теперь страдание понимается не как случайность, не как результат чьей-либо ошибки или злого умысла и даже не как не справедливость, но как непременное условие человеческого существования. Слова жизнь и страдание для Будды тождественны.

     Вторая  благородная истина рассматривает один из аспектов бытия – человеческую жизнь. Эта истина показывает, почему человек является причиной страдания. Оказывается желания (танха), которые пронизывают всю человеческую жизнь, является движущей силой страдания. Страдание начинается тогда, когда человек привязывается и пытается удержать то, что по самой своей сути лишь иллюзия, - собственную жизнь и материальные блага. Корень зла не в том, что люди часто бывают лишены желаемого, но в самом желании, в самом стремлении обладать. Достигая одной цели, человек немедленно начинает стремиться к другой, затем к третьей, и конца этому стремлению нет, ибо нет предела человеческим желаниям. Жажда вечной жизни – вот страшная сила, не только приводящая к душевным терзаниям, но и заставляющая человека после смерти возродиться в новой телесной оболочке и опять включиться в круговорот сансары – призрачного бытия. «Жажда к бытию и наслаждению, и к желанию, находящему свое наслаждение на земле, жажда к наслаждению, жажда к созиданию, жажда власти ведут от возрождения к возрождению», - говорил Будда. В этом мире страданий человека удерживает карма, как последствие его желаний. Так что жизнь человека и сам человек представляют собой результат кармы, накопленной в предыдущих жизнях, так же как в этой жизни карма накапливается для последующей, а может быть, и нескольких последующих жизней, приводя все к большим и большим страданиям. Буддизм, как мы видим, не избавляется от фатализма брахманизма, человек не свободен в своих поступках, а исполняет то, что накопил в предыдущей жизни. Он подобен заведенному механизму, который идет, сам не зная почему. «Всякий раз, когда зачат и рожден новый человек, опять заводятся часы человеческой жизни, чтобы нота в ноту и такт за тактом, с незначительными вариациями, повторить шарманочную пьесу, уже игравшуюся бесчисленное число раз».

     Третья  благородная истина рассматривает  противоположную сторону бытия, высшую цель, к которой должен стремиться человек, - нирвану. Эта истина говорит  о возможности обрести избавление от страданий. Термин нирвана дословно означает «затухание» или «угасание» и означает состояние полного отсутствия желаний, а значит и страданий. Если ложные желания непостоянного и недолговечного «Я» причиняют страдания, эти желания следует подавить, оставить или отвергнуть, чтобы избавиться от их последствий (кармы), которые и заставляют человека перерождаться вновь и вновь. Состояние нирваны достигается при жизни при выполнении нравственных заповедей и в соблюдении строгой дисциплины сознания, которые ведут к прозрению подлинной сущности жизни и в месте с тем к угасанию желания. Нирвана – это свобода от будущих рождений, от старости и смерти. Скандхи еще могут продолжать свое существование (то есть человек еще может прожить много лет), но «если нет чувства собственного «Я», а накопленная карма, наконец, совершенно угасает, то нельзя сказать, что человек куда-то ушел – например, на небеса. Скандхи просто исчезают, прекращают существование, чтобы не возникнуть снова».

     Сам Будда ничего не говорил о природе  нирваны – бытие это или не бытие. Впоследствии буддисты пришли к мнению, что нирвана «нечто трансцендентное, …то, о чем мы не можем говорить нашими понятиями, …нечто неизглаголанное и непостижимое, и оно существует».

     Четвертая благородная истина определяет собой  буддийскую этику, которую Будда изложил в виде восьмеричного пути. Это священный путь с восемью ответвлениями:

    1. правильные взгляды или правильное понимание,
    2. правильные желания,
    3. правильная речь,
    4. правильное поведение и поступки,
    5. правильные средства к существованию,
    6. правильные устремления и усилия,
    7. правильный контроль над сознанием или концентрация и
    8. правильное внимание.

     Эти восемь ступеней нельзя считать ступенями, которые можно проходить по очереди  или в отрыве от остальных. Скорее, они представляют собой различные течения жизни в целом. Плод этих усилий – нирвана. Однако, милосердие, любовь и деятельность на пользу человека, проповедуемые четвертой истиной, нужны только на первых стадиях пути, они не самоцель, «поскольку хранят в себе отпечаток привязанности к личному существованию с присущей ему верой в самость». Сострадание, включающее в себя весь моральный закон буддизма, лишь способ реализации высшей цели, ступень на пути к ней, от которой, в свое время, надо будет оттолкнуться. Для приближающихся к концу пути нужно только сосредоточение сознания и самоуглубление, достигаемое посредством медитации. Этот путь направлен на уничтожение человеческой индивидуальности, которая есть сосредоточение эгоистических желаний, несущей зло как миру, так и самой себе. «Индивидуальность, - делает вывод Шопенгауэр, - это своего рода ошибка, недосмотр, нечто такое, чему бы лучше не быть и отрешение от чего является настоящей целью жизни».

     Следует упомянуть, что на определенном этапе  духовного развития, человек, по учению Будды, достигает особого прозрения, и он может получить особые магические силы, или сверхъестественные способности (риддхи). Эта часть учения особенно привлекает современного европейца, желающего иметь власть над природой, вплоть до отвержения остальной части пути. Насчитывается около десяти риддхи: способность принимать любой облик, летать по воздуху, ходить по воде, проникать сквозь стены и другие. Однако сам Будда отрицательно высказывался по их применению. «Так как я вижу опасность в применении этих сверхъестественных способностей, они претят мне и вызывают отвращение; я стыжусь их». Опасность заключается в том, что эти способности могут вызвать желания, с вытекающими отсюда последствиями.

     Итак, картина бытия в общих чертах нарисована. Буддизм, в отличие от существовавших как до него, так и после него религий, ставивших в своей основе преодоление проклятия смерти, главную задачу человека мыслит совершенно в противоположном, - преодоление «проклятия жизни». Буддист не понимает, зачем пришел в этот мир, кто бросил его в море зла и страданий, что это - насмешка или трагическая ошибка, и поэтому смыслом своего существования он видит в преодолении жизни и достижение нирваны. Цель его жизни – «уничтожить жизнь через уничтожение самого желания жизни». И учение Сиддхартхи Гаутамы дает практические приемы к ее достижению.

     Однако  следует заметить, что само понятие  страдания (дукха), для восточного человека, имеет принципиально иную окраску, нежели в западноевропейском сознании. «Идеологема дукха не имеет на доктринальном уровне содержательной оппозиции, - пишет В.И. Рудной, - счастье (сукха) представляет собой не более чем фиксацию конкретного факта психологической жизни индивида, но сам этот факт – в силу своего не постоянства – лежит в границах действия дукха, как предельно широкого мировоззренческого принципа». То, что мы называем счастьем, в своей сущности, имеет всегда лишь отрицательный, а не положительный характер, «поскольку он как раз подчеркивает тотальность страдания и преходящий характер всякого сукха-счастья». Индус никогда не понимал жизнь как счастье или небесный дар. Для него это страдание. Непонимание европейцами (чье сознание настроено на вечность) этой основополагающей истины и приводят к разного рода неправильным трактовкам как буддизма, так и индуизма. Очень хороший пример по этому поводу приводит диакон Андрей Кураев: «Если подойти к москвичу и сказать ему: «я точно знаю, что ты еще несколько раз будешь жить на земле в грядущих веках», - он, если поверит вашему сообщению, чрезвычайно ему обрадуется. Но если вы подойдете с тем же обещанием к жителю Бомбея, в ответ вы услышите горестное: «за что?».

     Поэтому смысл нирваны Будды для индусов, безусловно, положителен, нирвана не тождественна смерти, а «есть некий  образец, идеальная модель (Будда  вытащил живые существа из трясины сансары)». Он предложил практический путь избавления от колеса сансары, который был понятен и доступен для каждого жителя Индии, к какой бы касте он не принадлежал.

     Однако  если две с половиной тысячи лет  назад для индусов это было единственно доступное понимание избавления от страданий, которое все же культивировало в человеке идею нравственного совершенства, то для современного мира, просвещенного светом Христовой веры, буддизм – это «философия смерти», следование которой никак не оправдывает человека перед его Создателем.

Конфуцианство

     Конфуцианство носит имя своего основателя Конфуция. По-китайски его имя звучало Кун  Фу-цзы (что значит учитель Кун), которое  миссионеры иезуиты стали произносить  как Конфуций. Родился он в 551 г. и  умер в 479 г. до Р.Х. Для Китая это было беспокойное время: родовое патриархальное общество разрушалось и на смену ему приходила власть, опирающаяся на бюрократический аппарат. Крушение устоев старины порождало ощущение хаоса. Для Конфуция, идеализировавшего традиции древней старины, такое положение казалось ужасным и гибельным для всего государства. Чтобы остановить это он предложил свое решение общественных проблем.

     В связи с конфуцианством всегда возникает  вопрос: что это – религия или  этическая философия? Все учение Конфуция относится, главным образом, к земной жизни, хотя он и не отрицал существование духов и божеств, в которых верили китайцы. Эта сторона жизни просто не интересовала его. Мы не найдем у него разрешение вопроса жизни и смерти, проблемы зла и спасения. Его внимание было обращено на сферу человеческих взаимоотношений, а не на сферу бытия в целом. По сути, Конфуций, впервые в истории сделал попытку построения автономной морали, которая не связана с религией и Откровением. Главной целью человеческого существования он ставит созидание идеального общества – «Поднебесной империи», через что достигается гармония между людьми и Небом. Как она достигается, мы и рассмотрим ниже.

     Этическая система Конфуция строится на двух главных принципах: у каждого  человека есть свобода выбора, и человеческая природа в своей сущности непорочна. На основании этих принципов развивается учение о благородном и низком человеке.

     Благородный человек – это человек, поставивший  своей целью самосовершенствование, которое достигается через постижение высшей добродетели (жень), сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие (гуманность), интерпретируя ее (гуманность) как высшую истину, обладающую вселенским значением. Эта мысль сформулирована в правиле: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Придавая гуманности вселенское значение он, тем самым, утверждал, что гуманность – в природе человека, и осуществлять ее, – значит следовать своей природе, а не ломать ее. Сама добродетель есть нечто легко доступное и человеку вполне свойственна; достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути. Стремление к совершенствованию и к осуществлению гуманности Конфуций связывал с преодолением себя вплоть до самопожертвования.

     Другой  принцип – «ли» показывает путь этого самопожертвования, ведущий к достижению благородства. Он описывает надлежащее поведение во всех конкретных ситуациях жизни. Его основная идея – умеренность, выбор среднего пути, стремление избежать крайностей. Принцип «ли» предписывает уважение к старшим, определяет взаимоотношения между сыном и отцом, подданными и правителем, женой и мужем, а также между друзьями. Конфуций подчеркивал важность внутрисемейных связей. Семья – это основа общества. Любая сторона жизни, каждая ситуация должна соответствовать определенным образцам. Идеальная общественная жизнь по Конфуцию – некий великий обряд, исполняемый всеми людьми в каждую минуту их жизни. Таким образом, ритуал (а это 300 обрядов и 3000 правил приличия) должен пронизывать всю человеческую жизнь, все человеческое сообщество, создавая тем самым идеальное государство добра и порядка. Конфуций мечтал о том, что внешние формы сформируют «я» истинно благородного человека.

     Имея  в своей сущности непорочную природу  человек, как считал Конфуций, способен достичь этого благодаря собственным силам. Эту мысль очень хорошо выразил его последователь Сюнь-цзы (ок. 313 – ок. 238 гг. до Р.Х.): «…чтобы воспитывать в себе волю углублять добродетель, просветлять разум и, живя в настоящем, не забывать о прошлом, то все это зависит от меня самого! Поэтому совершенный человек преклоняется перед тем, что заключено в нем самом, а не уповает на то, что относится к небесным явлениям». Поэтому для человека важно образование, культура и воспитание в духе древних традиций – «вэнь». Это дает человеку силу не быть зависимым от естественных нужд, которые могут породить разные негативные страсти, будь-то алчность, злоба, клевета. «Цивилизованность, - подчеркивал Конфуций, - состоит в том, что место спонтанных страстей занимает продуманное слово. … И если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если наоборот – это книжник. Равновесие того и другого делают человека воспитанным».

Информация о работе Проблема смысла жизни