Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:23, реферат
Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Перед взором человека предстаёт мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайну мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных с встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. Но все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называется сознанием.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
сознания - одна из самых трудных
и загадочных. Перед взором человека
предстаёт мир, разворачивается
зрелище бесчисленных предметов, их
свойств, событий и процессов; люди
пытаются разгадать тайну мироздания,
объяснить причины своих
С другой стороны, сознание - тяжёлый крест, только в нём дана вся боль мира и без сознания человек был бы счастливее. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую), отключают на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т. д. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевным страданиям; самоубийство - чисто человеческий акт: животные не обладая сознанием, не знают и самоубийства. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, юриспспруденция, психология.
1. СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ
Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты его существования в мире, и поэтому оно является одним из самых древних и важнейших в философии. Сознание - это философское понятие для обозначения и исследования всех форм проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека.
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно. Представления о нём весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной организацией. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве таковой в другой.
Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам всё дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесении наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причём без нашего на то согласия, а тем более контроля. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне её оно не существует.
Для решения вопроса о сущности сознания («Что это такое?») философия ввела в оборот понятие отражения. Оно помогает объяснить, как материя неощущающая и неодушевлённая (бездуховная) стала со временем материей ощущающей и одушевлённой (одухотворённой). Понятие отражения, таким образом, есть ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержания, форм проявления и функций. Отражение представляет собой свойство материальных предметов, заключающиеся в их способности воспроизводит в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки
Отражение - это воспроизведение в себе других предметов (как, например, в зеркале). Оно проявляется только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия, влияние друг на друга) материальных предметов. По мере эволюции материального мира сформировался целый спектр форм отражения, которые различаются по своему носителю, степени сложности и специфическими особенностями, выполняемым функциям.
Отражение существует в неживой природе. Здесь оно носит пассивный характер и проявляется в виде изменений механических, физических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Иначе говоря, на взаимодействующих предметах остаются следы друг друга. Напротив, отражение в живой природе обрело активный, а со временем - избирательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять среду своего обитания. Расположиформы отражения в порядке их усложнения и дадим им краткую характеристику.
· Элементарное (механическое, физическое, химическое) отражение существует в неорганическом мире. Это, например, следы животных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, фотография)
· Раздражимость как форма биологического отражения возникла вместе с появлением жизни в её простых формах на уровне растений и одноклеточных животных. Известно, например, что головке подсолнуха свойственно ориентироваться на солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. В названых случаях уже имеет место простейшая активность, внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражитель. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствительность как способность ощущать окружающий мир. Вот почему можно сказать, что раздражимость - это подход и переход к психике как качественно иной форме отражения материального мира.
· Психическое отражение (психика) сформировалось вместе с появлением центральной нервной системы и мозга как её отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно важные для существования животных - форму, цвет, запах и другие. Ощущения возникают с помощью специальных органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения - восприятие и представление. С их помощью психика уже способна сформировать целостный образ предмета и долгое время сохранять этот образ в памяти.
В рамках
психического отражения возникает
и так называемое опережающее
отражение - способность предвосхитить,
предугадать будущее на основе отражения
настоящего, логики и тенденций его
развития. Так, животные умеют предчувствовать
грядущие события - наступление холода,
приближение землетрясения. У человека
это проявляется в форме
Что
касается значения отражения, то оно
состоит, прежде всего, в том, что
данное явление и процесс представляет
собой способ, механизм для получения
сохранения и передачи информации,
а также энергии от одних предметов
к другим. Сознание - это форма
психического отражения, присущая человеку
как социально культурному
Можно
также говорить, что сознание является
свойством функционирующего мозга,
которое заключается в
К сказанному выше о природе и сущности сознания добавим, что оно является субъективным образом объективного мира, достоянием мыслящего индивида. Прежде всего, сознание человека предполагает наличие понятийного мышления. Оно представляет собой активное опосредованное и обобщённое (абстрактное) отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторонах, свойствах и взаимосвязях предметов этого мира. Это логический процесс, содержание которого является движение мысли к объекту, и от него - к истине о нём.
Благодаря сознанию человек достигает своих целей «сознательно», т.е. с помощью знаний о предметах и явлениях. В своей голове человек может иметь не только мысленный образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему уберечься от действий вслепую, методом «проб и ошибок». К. Маркс в своей работе «Капитал» писал об этом следующее: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове.
В отличие от животных, у человека меняется сам характер отражения. Так, очевидно, что психика животных ориентирована на обеспечение приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. Напротив, сознание человека нацелено, преимущественно, на обслуживание преобразовательной деятельности. Из науки же известно, что характер деятельности определят и характер отражения. Учитывая предметно-практический характер деятельности человека, принято считать, что его сознание носит активный и творческий характер. Отражая окружающую действительность, оно открывает в ней не только то, что есть, но и формулирует то, что человеку надо, к чему он стремится в своей жизни. Поэтому можно сказать, что сознание непосредственно участвует в процессах преобразования мира человеком.
Итак,
под сознанием понимается не просто
психическое отражение, а высшая
форма психического отражения действительности
общественно развитым человеком. Оно
представляет собой такую функцию
человеческого мозга, сущность которой
заключается в адекватном, обобщенном,
целенаправленном и осуществляющемся
в речевом (или вообще в символической)
форме активном отражении и конструктивно-
Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности - в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем материальном мире, так и в своём собственном мире духовном.
Из
отмеченных характерных признаков
сознания вытекает следующее определение
сознания: « Сознание - это высшая,
свойственная только человеку и связанная
с речью функция мозга, заключающаяся
в обобщенном, оценочном и целенаправленном
отражении и конструктивно-
2. СТРУКТУРА СОЗНАНИЕ
Проблема
структуры сознания встала в последнее
время в связи с интенсивным
проникновением системно-структурного
метода в различные области знания.
И хотя в 20 в. стало модно говорить
о сознании как о чём-то неопределимом,
тот же 20 в. распространил системно-
Применение системно-структурного метода к анализу сознания и изучение его структуры вовсе не означает, что сознание трактуется как устройство, состоящее из «кирпичиков и цемента». Эмпирически сознание предстаёт как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов. Сознание - это особого рода целостность, где в постоянном потоке психических явлений возникают и проносятся единичные состояния, образы, мысли, интересы, мелькают случайные и глубокие впечатления. Они предстают перед субъектом в его « внутреннем опыте» и предвосхищают деятельность. Вместе с тем в этом постоянно меняющемся содержании сохраняется нечто устойчивое и инвариантное, что позволяет говорить об общем строе сознания как личности, так и общества. Признаками сознания считается разумная мотивированность, предвидение личных и социальных последствий действий, способность к самоконтролю. Сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет), обращённостью к рефлексии и самонаблюдению, целесообразностью, мотивационно-ценностной ориентацией и различными уровнями ясности. Сознание может быть максимально концентрированным и резко рассеянным. Можно говорить о ясном, а также о сумеречном сознании.