Проблема сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:23, реферат

Описание

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Перед взором человека предстаёт мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайну мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных с встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. Но все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называется сознанием.

Работа состоит из  1 файл

философия экзамен.docx

— 42.52 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

  Проблема  сознания - одна из самых трудных  и загадочных. Перед взором человека предстаёт мир, разворачивается  зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайну мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных с встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. Но все  процедуры данности нам мира и  переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называется сознанием. Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему  одновременно доступен и мир, и он сам.    Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяю сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку. Известный философ Э. В. Ильенков писал, что сознание - двуликая способность человека. С одной стороны, оно чудо из чудес, великий благостный дар человеку, ибо только в сознании человек видит себя как личность, индивидуальность, достигает вершин духовного бытия, возвышенной дружбы, любви сострадания и т. д.

  С другой стороны, сознание - тяжёлый крест, только в нём дана вся боль мира и без сознания человек был бы счастливее. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую), отключают на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т. д. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевным страданиям; самоубийство - чисто человеческий акт: животные не обладая сознанием, не знают и самоубийства. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, юриспспруденция, психология.

1. СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ

  Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты его существования  в мире, и поэтому оно является одним из самых древних и важнейших  в философии. Сознание - это философское  понятие для обозначения и  исследования всех форм проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека.

  Человеческое  сознание является сложным феноменом; оно многомерно. Представления о  нём весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные  между собой его трактовки; понимание  сознания, его сути, содержания, масштабов  проявления определяется во многом культурными  традициями людей, их религиозной, общественной организацией. В итоге то, что  называлось сознанием в одной  эпохе, могло не признаваться в качестве таковой в другой.

  Познать, описать, определить сознание очень  трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или  вещь. Нам всё дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно  приводит в связь, в соотнесении  наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причём без нашего на то согласия, а  тем более контроля. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне её оно не существует.

  Для решения вопроса о сущности сознания («Что это такое?») философия ввела  в оборот понятие отражения. Оно  помогает объяснить, как материя  неощущающая и неодушевлённая (бездуховная) стала со временем материей ощущающей  и одушевлённой (одухотворённой). Понятие  отражения, таким образом, есть ключ к решению проблемы происхождения  сознания, раскрытию его сущности и содержания, форм проявления и функций.  Отражение представляет собой свойство материальных предметов, заключающиеся в их способности воспроизводит в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки

  Отражение - это воспроизведение в себе других предметов (как, например, в зеркале). Оно проявляется только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия, влияние друг на друга) материальных предметов.  По мере эволюции материального  мира сформировался целый спектр форм отражения, которые различаются  по своему носителю, степени сложности  и специфическими особенностями, выполняемым  функциям.

  Отражение существует в неживой природе. Здесь  оно носит пассивный характер и проявляется в виде изменений  механических, физических и химических свойств, состояний предметов в  результате их взаимодействия. Иначе  говоря, на взаимодействующих предметах  остаются следы друг друга. Напротив, отражение в живой природе  обрело активный, а со временем - избирательный  и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его  воздействиям и даже изменять среду  своего обитания. Расположиформы отражения  в порядке их усложнения и дадим  им краткую характеристику.

· Элементарное (механическое, физическое, химическое) отражение существует в неорганическом мире. Это, например, следы животных на снегу, нагревание электропроводника  и его свечение, фотография)

· Раздражимость  как форма биологического отражения  возникла вместе с появлением жизни  в её простых формах на уровне растений и одноклеточных животных. Известно, например, что головке подсолнуха свойственно ориентироваться на солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. В названых случаях уже имеет место простейшая активность, внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражитель. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствительность как способность ощущать окружающий мир. Вот почему можно сказать, что раздражимость - это подход и переход к психике как качественно иной форме отражения материального мира.

· Психическое  отражение (психика) сформировалось вместе с появлением центральной нервной  системы и мозга как её отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет  фиксировать отдельные стороны  и свойства предметов, жизненно важные для существования животных - форму, цвет, запах и другие. Ощущения возникают  с помощью специальных органов  чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные  формы психического отражения - восприятие и представление. С их помощью  психика уже способна сформировать целостный образ предмета и долгое время сохранять этот образ в  памяти.

  В рамках психического отражения возникает  и так называемое опережающее  отражение - способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения  настоящего, логики и тенденций его  развития. Так, животные умеют предчувствовать  грядущие события - наступление холода, приближение землетрясения. У человека это проявляется в форме гаданий  и прогнозов, фантазий, «вещих» (пророческих) снов. Опережающее отражение даёт возможность осуществлять вырабатывать программы своей деятельности видеть то, что ещё как бы закрыто временем, но уже нарождается.

  Что касается значения отражения, то оно  состоит, прежде всего, в том, что  данное явление и процесс представляет собой способ, механизм для получения  сохранения и передачи информации, а также энергии от одних предметов  к другим.  Сознание - это форма  психического отражения, присущая человеку как социально культурному существу.

  Можно также говорить, что сознание является свойством функционирующего мозга, которое заключается в эмоционально-волевом  и чувственно-рациональном отражении  объективной действительности. Это  отражение носит активный, целенаправленный, обобщённый и оценочный характер, представляя собой единство «мирочувствия» и «миропонимания». В своей действительности сознание выступает как поток  образов внешнего мира, существующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихся необходимым условием его предметно-практической деятельности. Значение этих образов состоит в  том, что они выступают как  символы (знаки), которые несут в  себе информацию об отражаемых предметах, их смысл. (иногда говорят, что сознание - это ясная, видимая сторона человеческой души, под которой понимается вся  совокупность психических процессов  и состояний. Однако понятие «душа» шире понятия «сознание». Например, чувства - это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием.) Сознание, как было сказано выше, есть человеческий способ отражения, основанный на целенаправленном и систематическом  получении, осмыслении и применении разнообразных сведений о мире. Источниками  сознания являются окружающий человека мир (природные процессы и явления, социокультурная среда), собственный  духовный опыт, а также деятельность мозга. 

  К сказанному выше о природе и сущности сознания добавим, что оно является субъективным образом объективного мира, достоянием мыслящего индивида. Прежде всего, сознание человека предполагает наличие понятийного  мышления. Оно представляет собой  активное опосредованное и обобщённое (абстрактное) отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторонах, свойствах и взаимосвязях предметов  этого мира. Это логический процесс, содержание которого является движение мысли к объекту, и от него - к истине о нём.

  Благодаря сознанию человек достигает своих  целей «сознательно», т.е. с помощью  знаний о предметах и явлениях. В своей голове человек может  иметь не только мысленный образ  настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему  уберечься от действий вслепую, методом  «проб и ошибок». К. Маркс в  своей работе «Капитал» писал  об этом следующее: «Паук совершает  операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить  ячейку из воска, он уже построил её в своей голове.

  В отличие  от животных, у человека меняется сам  характер отражения. Так, очевидно, что  психика животных ориентирована  на обеспечение приспособительной  деятельности по отношению к внешней  среде. Напротив, сознание человека нацелено, преимущественно, на обслуживание преобразовательной деятельности. Из науки же известно, что характер деятельности определят  и характер отражения. Учитывая предметно-практический характер деятельности человека, принято  считать, что его сознание носит  активный и творческий характер. Отражая  окружающую действительность, оно открывает  в ней не только то, что есть, но и формулирует то, что человеку надо, к чему он стремится в своей жизни. Поэтому можно сказать, что сознание непосредственно участвует в процессах преобразования мира человеком.

  Итак, под сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Оно  представляет собой такую функцию  человеческого мозга, сущность которой  заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевом (или вообще в символической) форме активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений  с прежним опытом, в выделении  человеком себя из окружающей среды  и противопоставлении себя ей как  субъекта объекту.

  Сознание  заключается в эмоциональной  оценке действительности, в обеспечении  целеполагающей деятельности - в предварительном  мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности  личности отдавать себе отчет как  в том, что происходит в окружающем материальном мире, так и в своём  собственном мире духовном.

  Из  отмеченных характерных признаков  сознания вытекает следующее определение  сознания: « Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная  с речью функция мозга, заключающаяся  в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в  предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании  поведения человека» 

2. СТРУКТУРА СОЗНАНИЕ

  Проблема  структуры сознания встала в последнее  время в связи с интенсивным  проникновением системно-структурного метода в различные области знания. И хотя в 20 в. стало модно говорить о сознании как о чём-то неопределимом, тот же 20 в. распространил системно-структурный  анализ на языкознание, культурологию, этнографию, социалогоию. Захватил он и такую сложную исследовательскую  область, как человеческое сознание. Любая структура предполагает наличие  элементов, их взаимодействие, соподчинение и иерархию. Структура (от лат. - строение, расположение, порядок) выражает совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность  самому себе при различных внешних  и внутренних изменениях.

  Применение  системно-структурного метода к анализу  сознания и изучение его структуры  вовсе не означает, что сознание трактуется как устройство, состоящее  из «кирпичиков и цемента». Эмпирически  сознание предстаёт как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных  и умственных образов. Сознание - это  особого рода целостность, где в  постоянном потоке психических явлений  возникают и проносятся единичные  состояния, образы, мысли, интересы, мелькают случайные и глубокие впечатления. Они предстают перед субъектом  в его « внутреннем опыте» и  предвосхищают деятельность. Вместе с тем в этом постоянно меняющемся содержании сохраняется нечто устойчивое и инвариантное, что позволяет  говорить об общем строе сознания как личности, так и общества. Признаками сознания считается разумная мотивированность, предвидение личных и социальных последствий действий, способность к самоконтролю. Сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на предмет), обращённостью  к рефлексии и самонаблюдению, целесообразностью, мотивационно-ценностной ориентацией и различными уровнями ясности. Сознание может быть максимально концентрированным и резко рассеянным. Можно говорить о ясном, а также о сумеречном сознании.

Информация о работе Проблема сознание