Проблема сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:23, реферат

Описание

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Перед взором человека предстаёт мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайну мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных с встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. Но все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называется сознанием.

Работа состоит из  1 файл

философия экзамен.docx

— 42.52 Кб (Скачать документ)

  Когда исследователи приступают к изучению структуры сознания, они всегда сталкиваются с парадоксальной ситуацией. Сознание как чувственно-сверхчувственный объект отчётливо обнаруживает себя, но тем  не менее ускользает от непосредственного  анализа. С одной стороны, сознание немыслимо вне своего материального  субстрата - головного мозга и  материи, отражение которой является содержанием сознания. С другой стороны, сознание несводимо ни к самому субстрату - головному мозгу , ни к материи. Даже самый искусный анатом, проследив  нерв до мозжечка, не может приблизиться к первоначалу, дающему чувства  и мысль.

  Структура сознания может быть понятна как  диалектическое единство «Я» и «не-Я». В качестве последнего выступает  бытие, внешняя действительность объективной  реальности, собственное тело, собственное  «Я», другое «Я» - «Ты». Обычно принято  начинать характеристику структуры  сознания со стороны «Я». В качестве основных элементов сознания выделяют: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, эмоции, волю. Но ни один названный компонент не может  быть значим сам по себе. Он приобретает  роль необходимого структурного элемента сознания лишь в реально функционирующем  сознании. Ощущения, оторванные от последующих  форм сознания, теряют свой познавательный смысл. Изоляция ощущений от мышления, воли от чувств неправомерна. Уже Гегель считал несправедливым утверждение, что  ум и воля совершенно независимы друг от друга и что ум может действовать, не желая, а воля может обходиться без ума. Сознание - это такая динамичная система, где всякий психический  акт соотнесён и взаимосвязан как с другими актами, так и с внешним внеположенным бытиём.

  Анализ  структуры сознания позволяет выявить  ощущение, как наиболее элементарное, далее не разложимое и не имеющее  структуры познавательное явление. Ощущение - это мостик, который связывает  человека и окружающую его действительность. « Иначе, чем через ощущение мы ни о каких формах вещества, ни о  каких формах движения ничего узнать не можем» (Ленин). Ощущение - это отражение  отдельных свойств предметов  объективного мира во время их непосредственного  воздействия на органы чувств. Информационно-пропускная способность органов чувств человека распределена так: самый большой  объём информации связан со зрением, затем идёт осязание, слух, вкус, обоняние.

  Целостный образ, отражающий непосредственно  воздействие на органы чувств единичных  предметов, называется восприятием. Восприятие - это структурный образ, состоящий  из комплекса ощущений. В понимании  природы восприятия большое место  отводится двигательным процессам. Имеется в виду движение руки, ощупывающей  предмет, движение глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящей слышимый звук. Другой характеристикой восприятия является интенция - направленность на какую-либо ситуацию, что обеспечивает возможность  субъективных трансформаций образа с целью приведения его к виду, годному для принятия решений.

  Когда процесс непосредственного воздействия  на органы чувств прекращается, образ  предмета не исчезает бесследно, он хранится в памяти. Память - это структурный  компонент сознания, который связан с механизмами запечатления, сохранения, воспроизведения и переработки  поступающей в мозг информации. Различают  многие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную, словеснологическую, а также долговременную и кратковременную. Многие наблюдения говорят об отсутствии жёсткой связи между повторением и долговременной памятью. Долговременная память во многом зависит от мотивационной сферы человека.

  В результате сохранения памятью внешних  воздействий возникает представление. Представления - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, а потом  восстановились по сохранившимся в  мозгу следам при отсутствии этих предметов, а также образы, созданные  усилиями продуктивного воображения. Представление существует в двух формах: в виде воспоминаний и в  образах воображения. Если восприятия относят только к настоящему, то представление и к прошлому, и  к будущему. Представление отличаются от восприятия меньшей степенью ясности  и отчётливости.

  Важнейшим элементом сознания и высшей его  формой является мышление, этакий вожатый  по лабиринту бытия. Мышление связано  с целенаправленным, обобщённым и  опосредованным отражением человеком  действительности. Мышление - это организованный поисковый процесс. Он отличается от хаотической игры ассоциаций и предполагает движение по логике предмета. На вопрос: «Можно ли жить без мышления?» - Локк отвечал положительно, утверждая, что  есть люди, которые большую часть  жизни проводят без мышления.

  Раскрытие мыслью глубинных, сущностных связей неизбежно  выводит за пределы чувственной  достоверности, поэтому при характеристике деятельности мышления прибегают к  его понятийной форме. Мышление может  быть рефлектирующим и нерефлектирующим. Рефлексия - от лат. Обращение назад. Рефлектировать - значит устремлять свои помыслы на понимание самого себя и на то, как другие знают и понимают. Можно сказать, что рефлектирующий стремиться достичь логического содержания, обладающего статусом всеобщности и необходимости. Рефлексия позволяет тогда, когда субъект пытается развернуть любую мысль в форме понятия, т.е. освоить её как категориально.

  Открытие  функциональной асимметрии мозга показало, что информационные процессы в двух полушариях головного мозга протекают  по-разному. На первых порах разница  между функциями полушарий упрощённо  трактовалась как соответствующая  двум типам мышления: «Левополушарное», ответственное за логику, и «Правополушарное» - за художественную образность. В настоящее  время очевидно, что разница состоит  в другом. И левое, и правое полушарие  способны воспринимать и перерабатывать информацию, представленную как в  словесно-знаковой, так и в образной форме. Основное различие сводится к  тому, что левополушарное мышление так организует любой материал, что  создаёт однозначный контекст. Правополушарное  мышление формирует многозначный контекст, который не считывается всеми  участниками коммуникации одинаково  и не поддаётся исчерпывающей  интерпретации. Таким образом, различие между правополушарным и левополушарным мышлением - это различие между двумя  стратегиями переработки информации, противоположными способами организации  контекстуальных связей её элементов.

  Когда человек рефлектирует, получает информацию и усваивает её, он всегда чувствует  и переживает. «Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания  истины» (Ленин). Заметим также, что  нарушение сознания в первую очередь  начинается с расстройства именно эмоциональной  сферы, потом нарушается строй мышления, затем самосознание и далее идет процесс глубинного всеобщего распада сознания. Эмоции органично включены в структуру сознания. Они носят глубоко личностных характер. Сильные эмоции могут вызвать даже психосоматические симптомы - головную боль, заикание, мышечную боль, язвы, кожные болезни. Объект, который воспринимается как смертельный, может вызвать даже такую реакцию, как рвота. Всё это подчеркивает огромную роль эмоций в структуре сознания.

  Названные элементы сознания для своей актуализации требуют обязательного выполнения одного условия: субъектом, обладающим сознанием, может стать лишь индивид, включенный в социальную практику. Иными словами, указанные элементы структуры сознания составляют целостность, т.е. сознание в полном смысле слова  существует лишь при включении субъекта в мир социальных отношений. Следовательно, кроме нормального функционирующего субстрата - головного мозга необходимо предметно-практические взаимодействия с миром (во-первых), коллективное деятельностное общение (во-вторых), совокупный потециал культуры как прошлый труд (в-третьих).

  Когда рассматривается понятие «сознание», то первое, на что принято обращать внимание, это на характеристику как  совместно полученного знания - «со-знания». Поэтому в структуре сознания следует выделять когнитивные пласты, связанные с познавательным отношением к миру. Когнитивный пласт сознания сориентирован на получение знания и, таким образом, предполагает стремление к истине. Вместе с тем в структуре  сознания есть и такие пласты, которые  не имеют отношение к знанию. Это  вера, надежда, любовь, радость, огорчение  и пр. Все эти ментальные состояния  есть переживания, и тяготеют они  к оценочным регулятивам. Вся  жизнедеятельность человека проникнута сложной тканью человеческих переживаний. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что сознание есть единство знания о действительности и переживания отношения к данной действительности. Именно это и обеспечивает взаимосвязь когнитивного и ментального начал.

  Сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Сверхсознание (самосознание) и бессознательное

       Интерес человека к себе и своему «Я» - исконный и вполне понятный. Осознание человеком своего облика, своих стремлений, мотивов поведения и идеалов, целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего существа связана с такой характеристикой структуры сознания, как самосознание. Человек не только есть сам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращённости на самого себя: он осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том что делает, думает, чувствует. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличие человека самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Уже Платон отмечал, что деятельность души - не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой. Размышляя, душа «ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивает сама себя, отвечая, утверждая или отрицая». Самосознание характеризуется как стремление к осознаванию собственного «Я». Последнее же зачастую принимается за иерархическую вершину в развитии всех способностей и психического аппарата человека.

  Самосознание - это осознание человеком своих  действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущение человеком своего собственного тела, движений действий. Человек может стать самим  собой лишь во взаимодействии с другими  людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Можно сказать, что самосознание диалогично. «Лишь  отнесясь к человеку Павлу, как к  себе подобному, человек Петр начинает относится к самому себе, как к  человеку» (Маркс К.). Самоотражение  приобретает развитую форму самосознания через феномен другого сознания. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам сияют наши сущности: ребёнок, говорит Г. Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать своё собственное творение.

  Познавая  себя, человек, как отметил Т.Манн, никогда не остаётся вполне таким  же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного  зеркала для праздного самолюбования  человека. Оно появилось в ответ  на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали  от каждого человека умения оценивать  свои поступки, слова и мысли с  позиции определённых социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила  человека осуществлять самоконтроль и  саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек  берёт на себя полную ответственность  за них.

  Самосознание  тесно связано с феноменом  рефлексии, как бы расширяя его смысловое  поле. Рефлексия, как сказано было выше, размышление личности о самой  себе, когда она вглядывается в  сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек  не может осознавать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Рефлексия погружает  нас в глубину наше самости. Здесь  важны постоянные подытоживания  содеянного. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

  Уровни  рефлексии могут быть весьма разнообразными - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливание собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и  т.п. Познавая себя, человек никогда  не остаётся таким же, каким он был  прежде.

  Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение  к себе, постоянное примеривание своих  возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить  перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своих мыслей и их результаты., подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез  и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и даёт ему  нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к  себе ведёт либо к гармоничности  духа, обеспечивающей разумную уверенность  в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе - высший уровень  самооценки.

  Сознание  не исчерпывает всего богатства  психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует ещё сфера бессознательного.

  Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих  вне сферы человеческого разума, безотчётных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательным являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п. Бессознательное интерпретируется как действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания (например, реакция защиты), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, в состоянии гипноза).

Информация о работе Проблема сознание