Проблема сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:23, реферат

Описание

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Перед взором человека предстаёт мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайну мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных с встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т. д. Но все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называется сознанием.

Работа состоит из  1 файл

философия экзамен.docx

— 42.52 Кб (Скачать документ)

  К сфере бессознательного относятся  инстинкты, от которых человек как  биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и  порождают у человека подсознательные  желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в  психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.

  Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся  действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму - ранее осознававшиеся действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем  сознания, автоматизируются и затем  совершаются уже не осознанно: навыки игры на музыкальных инструментах, езда на велосипеде и т.д. Такие автоматизмы  пронизывают всю нашу жизнь. С  физиологической точки зрения бессознательные  процессы весьма целесообразны. Они  выполняют охранную функцию, освобождая мозг от постоянного напряжения. О  полном объёме хранящейся в памяти информации люди даже и не подозревают. Если бы все элементы человеческой жизнедеятельности одновременно потребовали  бы осознанности и контроля, человек  не мог бы ни думать, ни действовать.

  Получилось  бы как в известной сказке Оскара Уайльда о сороконожке. Её спросили, как она ходит? Она задумалась... и перестала ходить. Даже у вполне развитого человека основной запас  информации хранится за пределами непосредственного  контроля сознания. Человек испытывает все физиологические доступные  ему воздействия, но не все они  становятся фактом сознания.

  Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются  в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: «  Он сделал это неосознанно», «Он  не хотел этого, но так получилось»  и прочее.

  Анализируя  в своём романе состояние духа Ивана Карамазова, Ф.М. Достоевский  настойчиво подчёркивает, что Иван сам не знал о причине своего скверного  настроения, подобно тому, как люди часто раздражаются по поводу какого-нибудь пустяка - уроненного на пол платка или не поставленной в шкаф книги, не сознавая этой причины.

  Бессознательное может направлять поведение людей  и в этом отношении определённым образом воздействовать на сознание.

  Приведём  факт имеющийся в литературе. В  некоторых зарубежных кинотеатрах  во время сеанса художественного  фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти  кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (т.е. менее 0,05 с) и не мешали просмотру  фильма. Зритель не видел так называемых сублимарных кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после  сеанса. Спрос на рекламируемые товары, подвергшихся такому внушению, повышался  почти в два раза по сравнению  с обычным.

  Этот, да и многие другие факты свидетельствуют  о наличии бессознательного в  психике человека. Это, во-первых. Во-вторых, такого рода факты наталкивают на постановку вопроса: в каком же соотношении  находятся осознанное и бессознательное?

  Одним из первых в истории науки данный вопрос пытался решить австрийский  невропатолог, психиатр и психолог З. Фрейд (1856 - 1939).

  З. Фрейд пришёл к выводу о существенно важной роли бессознательного. Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека( «комплекс Эдипа», «комплекс Электры» и др.), вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней.

  Он  считал, что большая часть психики  человека бессознательна, что человек  находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворение его страстей. По Фрейду личность разделена  на Оно, Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-эго). Под Оно имеется ввиду сфера  бессознательного, подчинённая лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицания. Все инстинкты  и связанные с ним влечения Фрейд разделяет на две противоположные  группы: первая охватывает влечения Эго, инстинкты смерти, агрессии, разрушения, а вторая - половые инстинкты, инстинкты  жизни. Последние, по мнению Фрейда, являются инстинктами «эроса». Для первой группы характерны тенденции, толкающие  человеческий организм к возврату в  животное состояние. Конкретным проявлением  инстинкта смерти является, например, садизм. Проявлением инстинкта жизни  является эротическая любовь. Фрейд  рассматривает сознание личности как  систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно), содержащее импульсивные влечения и страсти. Между ними существует постоянный конфликт, причём разум враждебен индивидуальности, он подобен «всаднику», который должен обуздать превосходящую силу лошади, опираясь на заимствованные из внешнего мира силы». Господствующими мотивами поведения являются сексуальные, и лишь через неудачу в любви возможна творческая трансформация. Сознание создаёт различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для неё цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.) или прямо ненормальных (неврозы, психозы и др.).

  З.Фрейд  впервые фундаментально, на базе экспериментальных  и клинических данных обосновал  важное место, занимаемое бессознательным  в психике человека. Важное значение для понимания бессознательного имеют работы К.Г. Юнга (1875 - 1961) - швейцарского психолога и психиатра, последователя З. Фрейда. Изучая бессознательное, К.Г. Юнг обнаружил в его структурах так называемые архетипы. Если «комплексы» переживаний З. Фрейда есть результат индивидуальной жизни человека и представляют собой продукт вытеснения, то архетипы связаны с коллективной жизнью людей, с жизнью рода и закрепляются в психике человека исторически, передаются по наследству из поколения в поколение.

  К общечеловеческим первообразам, или  к архетипам, относятся образы матери-земли, героя, мудрого старца и др.

  Архетипы  тесно связаны с символикой и  проявляются в сновидениях, художественном творчестве и т.п.

  В заключении отметим, что бессознательное  и сознательное является двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между  ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой  и способны достигать гармоничного единства. В бессознательном заключены  богатые возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в  особенности это касается творческой деятельности субъекта. Сознание «питая»  и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию  поведения человека. И хотя поведение  человека, особенно социальное его  поведение, определяется сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих  актов, в нём остаётся место и  бессознательному.

  В генезисе психики человека бессознательное  выступает первым, а сознательное вторым этапом и её формирования и  развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в  нём, оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать  с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное  развивается, изменяется и обогащается  по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и  бессознательное у животных при  общих сходных чертах обладает существенными  различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется; оно биосоциально по своей природе. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Философы  не изобретали то или иное понимание  сознания: они воспроизводили реальную для определённой эпохи структуру  человеческой духовности и реальное место сознания в ней. Структура  духовного опыта во все времена  была тесно связана со спецификой мировоззрения эпохи.

  Современные постмодернистские философы, писатели, эстеты толкуют сознание как поток  речепроизводства и текстопроизводства, назначение которого состоит в том, чтобы случайные сигналы и  послания ниоткуда выразить в языке  и передать неизвестно куда и кому. Сознание отпускается в свободный  полёт по информационному пространству, а его содержание начинает напоминать шизофренический бред. В ситуации ожидания случайной информации сознание отвыкает трудиться над сознанием  личности. Перестаёт быть направленным на восприятие внутренних переживаний  человека. Оно больше не «всматривается»  в бездну духовного опыта личности, не включается в личную работу разрешения открытых им в этой бездне противоречий. Его главным состоянием становится «прозрачность души».

  Конечно, нужно учитывать, что такое понимание  сознания отражает только тенденции  в духовной культуре общества. Каждый конкретный индивид приобщается  к этой тенденции по-своему, в  разной степени. Люди потенциально (т. е. в возможности) являются свободными участниками своего духовного становления  и созревания, что предполагает самостоятельную  работу ума и души каждого. Но работа эта очень трудная, а потому не все её выдерживают и на неё  соглашаются. Тогда сознание начинает «работать» по облегчённому варианту: оно или подчиняется власти бессознательных  сил, не пытаясь их прояснить, или  направляет своё внимание вовне, не задерживаясь внутри личного духовного опыта с его сомнениями и противоречиями.

  Как бы не понималось сознание - то ли как  знание, то ли как явление морального порядка - в обоих случаях речь идёт о том, что не мир дан сознанию, а сознание «задаёт» структуру мира, конституирует его. Или сознание участно в бытии. В нём всегда уже есть некие состояния, которые  делают возможным как познание и  знание, так и морально-нравственные переживания; эти состояния сознания неустранимы из содержания знания о  мире и нравственного переживания  по поводу этого мира. Но они есть для нас тайна.

 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев П.В., Панин А.В. ФИЛОСОФИЯ:  Учебник для ВУЗов - М.: , с. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с

2. Горбачев В.Г. Основы философии:  Курс лекций: Учебное пособие. - 3-е изд, 2008 г. , - 352 с.

3. Гуревич П.С. Основы философии:  Учебное пособие. М., 2000. - 438 c.

4. Кохановский В.П. Философия: Учеб. Пособие/В.П. Кохановский,  Феникс, 2007. - 576 с. - (Учебники XXI века).

5. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс - Изд. 2-е, дополненное - М.: «Контур», 1998. - 464 с.

6. Миронов В.В. Философия. Учебник. М., 2001. - 478 c.

7. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблема сознание