Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:22, реферат
Как и любая философская категория субстанция имеет множество «лиц», которые меняются в зависимости от учения и исторического этапа. Спор философских течений о сути субстанции и составляет философскую проблему рассмотренную в данной работе. Для углубления в данную проблему приведу базовые определения субстанции и основных течения имеющие разные взгляды на проблему субстанции. Философский словарь 1972 г. издания дает следующую картину проблемы в тонах марксистско-ленинской идеологии, однако позволяющую получить представление о состоянии вопроса.
I. ВСТУПЛЕНИЕ.
II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
1. СУБСТАНЦИЯ.
2. МОНИЗМ.
3. ДУАЛИЗМ.
4. ПЛЮРАЛИЗМ.
5. НЕОПОЗИТИВИЗМ.
6. ИДЕАЛИЗМ.
7. МАТЕРИАЛИЗМ
III. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ.
1. БАРУХ СПИНОЗА.
2. ИММАНУИЛ КАНТ.
3. ТОМАС ГОББС.
4. ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ.
5. ПЛАТОН.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Вселенной в физической картине мира. Роль, отводимая силам Ньютоном,
недостаточна, и она нуждается в философском обосновании и развитии.
Декарт не дал его вообще, а Спиноза обосновал нечто противоположное - не
активность модусов, а их пассивную зависимость от неизменной субстанции.
В противоположность Декарту и Спинозе Лейбниц определяет место сил не
в явлениях мира, а в самой его сущности. Они заполняют ее всю, они и есть
сама сущность. В явлениях силы обнаруживают свои действия, но здесь
видимы не сами силы, а последствия их активности; в области сущностей эта
активность кипит беспрестанно, но она невидима, так как "прикрыта"
чувственными явлениями. Поскольку силы не чувственны, то они - и здесь
Лейбниц заключает ошибочно - не материальны. Но в то же время они
бессознательны, то есть еще не обладают сознанием. Так они соединяют в
себе то, что было разъединено Декартом,- духовность и бессознательность.
Но еще более важно
то, что Лейбницем
мира и притом сразу как бы в стороны, в отношении сущности, а с другой
стороны, в соотношении сфер сущностей и явлений.
В итоге вырисовывается такая картина мира: сущности просты, то есть
неделимы, а значит, непротяженны; явления сложны, делимы, протяженны.
Сущности - это энергия как сублимация духа и дух как источник и высшее
развитие энергии; явления - это чувственные обнаружения духовной энергии и
то, что в чувствительности выступает под именем материальных,
геометрических, кинематических и физико-динамических характеристик.
Всякий дух есть сила, а всякая сила есть субстанция. Поэтому, сколько
сил, столько существует и субстанций.
В этой философии мир
ибо единство и неисчерпаемое многообразие сущностей и явлений может
обрести свой синтез только в понятиях всепронизывающей организованности,
упорядоченной структурности. Сил-субстанций как центров сосредоточения
колоссальных энергий бесконечно много, ибо ограниченность их количества, а
тем более единственность не могли бы обеспечить безграничной
неисчерпаемости явлений. Абсолютная противоположность субстанций-сил друг
другу разрушила бы единство мира. Выход из положения в том, чтобы найти
такую характеристику и структуру отношений между субстанциями, которые
объясняли бы поразительную взаимосогласованность и упорядоченность их
действий.
Необходимо охарактеризовать и высший принцип единства мира,
превращающий какафонию независимых друг от друга субстанций в стройный,
гармоничный хор. Лейбниц стал искать решение этих проблем в представлении
об изначальной, то есть предустановленной, гармонии мира и понятии бога,
завершающем собой восходящий ряд субстанций.
Мотив великого синтеза
полтора столетия до Гегеля он рассматривал историю прошлой философии не как
скопление ошибок и заблуждений, а как источник великих уроков и догадок.
Другим учителем для новой системы была современная наука: ее открытия
стояли у истоков монадологии Лейбница.
По мысли Лейбница, из одной-единственной субстанции неповторимое
многообразие вещей и качеств бесконечной Вселенной произойти не может, так
что принцип качественного многообразия должен быть введен в саму
субстанцию. Философ был прав, считая, что в самой природе бытия должна
быть налицо многокачественность. Но это выступление против монизма
Спинозы нельзя оценить однозначно. Лейбниц был прав, критикуя Спинозу за
то, что его учение о свойствах субстанции не только не дает возможности
осуществить обоснованный переход к неисчерпаемому многообразию мира
модусов, но даже препятствует ему.
Утверждая, что субстанций бесконечно много, Лейбниц смешивал две
различные проблемы - многообразия вещей. Отсюда ошибочность его требования,
чтобы существовало беспредельное множество субстанций. Правда, он
достигает единства и упорядоченности субстанций, утверждая наличие среди
них строгой и всеобъемлющей иерархии, так что они составляют
родство, они составляют своего рода диалектику единства и многообразия
реального мира, но эта диалектика в данном случае достигается дорогой
ценой - ценой идеализма, поскольку все субстанции роднит между собой
общая их духовная природа.
Поэтому различия между
временными и механически-количественными, а духовно-пси
хическими и органически-качественными. Метод Лейбница распространяет
индивидуализацию и автономность по всему миру, до самых отдаленных его
уголков. Подобно различным человеческим личностям, субстанции
индивидуальны и неповторимы, каждая из них обладает своеобразием, на
свой манер изменяется и развивается, хотя развитие их всех происходит в
конечном счете в едином направлении.
При всей своей
только в том, что все они духовны, но и в том, что они вечны и "просты",
т. е. неделимы. В этом смысле, а также в том, что пространственные
различия для них вообще не существенны, они представляют собой "точки" -
точки не математические или физические, а "метафизические".
Физические "точки", по Лейбницу, в принципе всегда сложны, то есть
реально и познаваемо расчленимы, делимы на их составляющие, так что в
телесной природе не существует никаких окончательных, далее не делимых
элементов. Точки математические суть абстракции, а не реальность.
Лейбниц не только характеризует субстанции, ссылаясь на данные
микроскопии как "живые точки", но и считает их своего рода
метафизическими дифференциалами, некими бесконечными малыми сущностями.
При строгом употреблении всех этих терминов возникает логический тупик,
так как конечная бесконечность невозможна, как и любое ей аналогичное
понятие. Но при иносказательном употреблении нет более подходящего
обозначения для субстанции. Им не свойственна протяженность, но и в этом
смысле они суть точки, то есть как бы пространственные "ничто", но,
будучи субстанциями, они полны содержания и неисчерпаемы.
Будучи метафизическими точками или "живыми нулями", субстанции
Лейбница с не меньшим правом могут называться и метафизическими
индивидуальностями), как философ стал называть их с 1696 г.
Монады не возникают, ибо
чудом, а телесное возникновение как соединение ранее существовавших частей
не присуще субстанциям. Они и не гибнут, ибо погибать могут только сложные
тела, распадаясь на свои составные элементы. Субстанция не может умереть,
то есть монады "бессмертны" и в этом подобны духам.
В чем состоит жизнь монад? Всякая жизнь есть деятельность, и
субстанции не могут бездействовать, с другой стороны, только субстанции
могут обладать деятельностью. Монадам чужда пассивность, они чрезвычайно
активны, и можно сказать, что именно активное стремление составляет их
сущность. Каждая из них есть постоянный и беспрерывный поток перемен, в
котором изменение реальности и развития совпадают. Монады - это силы, и
поскольку они духовны, а в то же время суть "точки", то они представляют
собой центры сосредоточения сил разнокачественных, но всегда идеальных.
Принцип активного стремления у Лейбница распространен на всю природу - в
этом его естественнонаучное значение. Идеалистическое понимание Лейбницем
вопроса о субстратности монад неизбежно сказалось и на трактовке их
динамизма. Сущностные силы - это силы "первичные", вечные, всегда живущие
в своих действиях, неповторимые и соединяющие в себе способность к
изменению и тенденцию к актуализации. Актуализация устремлена из
идеально-духовного в материальное: духовные силы порождают духовное
движение, которое обнаруживает себя затем как движение материальное, и уже
отсюда далее проистекает протяженность и структурность физических
процессов. Монады суть "точки" в том, в частности, смысле, что они суть
сосредоточения неделимых вследствие своей духовности сил, которые нельзя
ни раздробить, ни размножить. Делимо пространство и повторимы его
фрагменты, а монады неделимы не только вследствие своего точечного
характера, но и потому, что по своей сущности они вне пространственных
измерений. Динамические свойства монад не носят векторного характера,
силы монад не имеют направлений.
Монады рассматривались и описывались Лейбницем по аналогии с человеческими
"я". Их жизнь заключается не только в деятельности, но и в сознании.
Спиритуалистический смысл понятия "монада" у Лейбница и основанной на
нем онтологии, то есть постоянно раскрывался философом через аналогии и
примеры из области фактов психологии личности. Лишь рассмотрев свойства
души, подчеркивал Лейбниц, можно понять особенности монад, тем более что
человеческие души также монады.
Так, личность, изменяясь на протяжении всей жизни человека, остается
именно данной личностью, сохраняющей сознание непрерывности своего
существования во времени. "Движение" каждой монады есть ее духовное
изменение, развитие. Вся огромная совокупность монад напоминает "народ",
сознание которого есть сочетание сознаний составляющих его отдельных монад-
личностей.
Имея общую духовную природу и общее происхождение, все монады не
тождественны друг другу, подобно тому, как различаются характеры, ум и
взгляды людей. Различия между монадами, как и между человеческими душами,
могут быть указаны по крайней мере по двум основным параметрам - по
"углу зрения" на мир, т. е. по оригинальности структуры сознания, и по
степени общего развития, активности и совершенства.
Согласно принципу
друга, но и в той или иной мере похожи друг на друга именно так, как
это бывает у людей, в результате чего образуются различные группы и виды
монадного царства.
Всеобщая совокупность монад похожа и на республику: ведь подобно
душам людей каждая из них - обособленный мир, обладающий своим
содержанием, в которое не может внедриться никакое духовное содержание
извне и из которого не может ничего "просочиться" вовне. Каждая монада -
замкнутый космос, и отсюда знаменитое изречение Лейбница: "Монады вовсе
не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда
выйти". Монады не могут воздействовать ни на что вовне себя и сами не
подвержены никакому внешнему влиянию - в этой самодостаточности их
совершенство, а в их самоограниченности гарантия того, что мир
представляет собой не хаос, а систему.
Лейбниц мечтал как о
субординации, образующей систему управления. Но все это недостижимо,
поскольку противоречит самозамкнутости монад, а объяснение Лейбница, что
одни монады охотно подчиняются другим, если близки их взгляды на мир,
крайне искусственно. Если монады самозамкнуты, то невозможна не только их
организация в систему руководства и подчинения, но и диалог.
Изъяв монады из реального вещественно-протяженного мира, Лейбниц
обособил тем самым существенные отношения от феноменальных: факт
взаимодействия между вещами перестал быть в его глазах свидетельством
связей между монадами. "Метафизическим точкам" невозможно общаться друг с
другом, если нет пространства для их общения и сами они
внепространственны.
Перенесение
бог, беспрерывно воздействуя на них, гармонизирует и приводит во
взаимно однозначное соответствие их состояния, не вполне удовлетворило
Лейбница. Оставалось именно в собственной внутренней деятельности каждой
монады искать причину ее единства со всеми остальными монадами и описать
процессы, ведущие к этому единству. Отсюда вытекала задача
охарактеризовать эту внутреннюю деятельность монад именно как определенную
историю их жизни.
Данный замысел содержал в себе некоторое диалектическое зерно. Оценка