Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:22, реферат
Как и любая философская категория субстанция имеет множество «лиц», которые меняются в зависимости от учения и исторического этапа. Спор философских течений о сути субстанции и составляет философскую проблему рассмотренную в данной работе. Для углубления в данную проблему приведу базовые определения субстанции и основных течения имеющие разные взгляды на проблему субстанции. Философский словарь 1972 г. издания дает следующую картину проблемы в тонах марксистско-ленинской идеологии, однако позволяющую получить представление о состоянии вопроса.
I. ВСТУПЛЕНИЕ.
II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
1. СУБСТАНЦИЯ.
2. МОНИЗМ.
3. ДУАЛИЗМ.
4. ПЛЮРАЛИЗМ.
5. НЕОПОЗИТИВИЗМ.
6. ИДЕАЛИЗМ.
7. МАТЕРИАЛИЗМ
III. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ.
1. БАРУХ СПИНОЗА.
2. ИММАНУИЛ КАНТ.
3. ТОМАС ГОББС.
4. ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ.
5. ПЛАТОН.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
этого замысла носит двойственный характер. Акцент на беспредельную
неисчерпаемость содержания каждой монады усиливает то качественное
многообразие мира, которое определяется фактом различия всех монад друг от
друга. И если их оригинальность и неповторимость говорит скорее против
мирового единства и гармонии, чем в его пользу, то бесконечное многообразие
внутри каждой из них дает надежду на обретение этого единства и гармонии
вновь, потому что в каждой монаде может быть нечто такое, что
соответствует
в тот или иной момент времени состояниям и изменениям всех остальных
монад.
Если же ограничиться лишь самодостаточностью для каждой монады ее
внутреннего индивидуального мира, то тем самым закрепляются метафизические
черты всей системы Лейбница. Внутреннее в таком случае обособляется от
внешнего, монада ревниво замыкается в своем личном и неповторимом, хотя в
этом неповторимом всегда можно найти что-то, приблизительно соответсвующее
неповторимым чертам каждой из всех прочих монад. Иного результат и не
могло быть, коль скоро субстанция Спинозы - весь макромир, а субстанция
у Лейбница - это частный и строго индивидуальный микромир.
Как Лейбниц понимал внутреннее развитие монад? Каждая из них живет
более
или менее интенсивной жизнью,
аналогии с психической жизнью людей: ощущения, созерцания, представления,
самосознание - вот ее ступени. Монады как бы двулики: стремление и
восприятие - это две стороны их жизни. Саморазвитие каждой монады - это
переход ее ко все более высоким ступеням сознания, что совпадает с
прогрессом ее познания. Впоследствии эту идею Лейбница сделал центральным
принципом своей философии Гегель: развитие субстанции, ее самосознания и
познания есть одно и то же.
Развитие монады происходит в соответствии с принципом непрерывности.
Представления, будучи у одной и той же монады в разное время и у разных
монад в одно и то же время неодинаковыми и обладая разной степенью ясности,
постепенно делаются все более отчетливыми и полными.
Самые низшие монады - "голые"; они составляют главным образом
неорганическую природу, и их нельзя назвать ни мертвыми, поскольку смерти
нет, ни живущими той жизнью, которой живут сознающие души. Эти монады "спят
без сновидений", и они составляют камни, землю, траву и т. п.
Между так называемой неживой природой и живой существует непрерывная
связь через цепочку посредствующих звеньев, т. е. промежуточных существ.
Здесь вступает в силу принцип непрерывности метода Лейбница. Ступени
перехода есть и внутри органической природы - между растениями и животными
и людьми.
Второй класс монад отличается тем, что его элементы обладают
ощущениями и созерцаниями. Самым неразвитым представителям этого класса
свойственны пассивные, т. е. подсознательные и полусознательные, смутные
созерцания. Излюбленными примерами таковых служат у Лейбница едва слышный
для нас шорох, издаваемый падающей песчинкой, и слабый шум прибрежных
волн. Но это значит, что смутные перцепции, по Лейбницу, имеются не только
у низших, но и у развитых монад (душ). Основной состав второго класса -
животные. Их деятельность преимущественно страдательна, пассивна;
самосознание им не свойственно.
Третий, самый высокий из известных нам класс монад образуют души людей.
Усредненный элемент третьего класса был для Лейбница той моделью, по
которой он формировал учение о монадах вообще.
Итак, монады при всем безграничном их качественном разнообразии,
составляют всеобщую последовательность, систему. Развитие монад низшего
класса имеет целью достижение состояния монад более развитых, животных, а
развитие последних устремлено к состоянию духов. Но и у высших, духовных
монад, т. е. людей, наблюдается та же картина - их сознательной жизни,
ориентированной на развитие научного и философского мышления,
предшествуют довольно примитивные состояния как в детстве, так и на
начальных стадиях познания ими любого объекта, поскольку оно начинается с
пассивной чувствительности. В монаде более высокого ранга всегда
присутствуют низшие состояния. В свете этого учения Лейбница получает
новое осмысление теория Аристотеля о трех уровнях (видах) души -
растительном, животном и разумном, т. е. мыслящем. Рациональное содержание
этой теории в том, что высшие функции организма не могут осуществляться
иначе как на основе низших функций, то есть первые зависят от последних.
Сходство программ всех монад выражается и в общности тенденций
развития их эмоциональной жизни. Совершающиеся в них познавательные
процессы внутренне связаны с желаниями, составляющими как бы их другую
сторону. По мере усиления познавательной активности монад возрастают и их
желания, которые в свою очередь становятся источником дальнейшего
прогресса монад, их ориентации на переход во все более высокие, т. е.
совершенные состояния. Монады к этой цели "страстно" стремятся, их
объединяет в этом общая по содержанию телеология, хотя она всегда в разной
мере реализуется разными монадами, и иерархия по степеням совершенства
имеет место также с точки зрения степени реализации общей для всех них
цели.
Каков же конечный пункт
он "отстоит" от людей? Каков исходный пункт их развития в мировой
последовательности?
Вопрос об исходном пункте решается с точки зрения непрерывного ряда
"метафизических дифференциалов": какая бы неразвитая монада не была
названа, всегда можно в принципе указать какую-то другую, еще менее
развитую, так что, обозначая "начало" всемирной последовательности через
"какую
разновидность бесконечного
решение проблемы существования класса или классов монад post humanum -
после людей.
Конкретный ответ здесь невозможен, так как действует принцип "высшие
монады непостижимы для низших", но общий характер ответа намечается
явственно - такие классы не могут не существовать, ибо нет конца ни
желаниям монад-людей, то есть стремлению их к дальнейшему
совершенствованию, ни общему прогрессу всего их коллектива. Лейбниц
считает, что во Вселенной есть живые существа, более совершенные, чем
люди.
Однако высший пункт в цепи прогрессирующих монад - это не люди, но и
не существа, более совершенные, чем человек. А существует ли этот пункт
вообще? Или это регулятивная, но объективно как раз не существующая цель
стремлений? Как целевая причина - объективная или же регулятивная - этот
конечный пункт оказался бы одновременно и окончательной "пружиной"
эволюции любой монады, упорядочивающей и согласовывающей ее деятельность
с деятельностью всех остальных монад.
Для ответа на последний вопрос присмотримся поближе к мировой
последовательности монад. Она не выражает развития системы монад в том
смысле, что происходит преврвщение одних монад в другие,- такое развитие
Лейбниц отрицал. Но прогресс каждой из монад в едином их ряду в принципе
ничем, нигде и никогда не может быть остановлен, хотя их развитие и
совершает часто попятные движения, поскольку от того, что в мире явлений
называют смертью, а в мире сущностей - инволюцией монад, происходит
временное возвращение их на более низкий уровень духовной жизни, и нет,
кроме того, гарантии, что после каждого такого возвращения сразу же
последует подъем на ранее достигнутый, а тем более на еще более высокий
уровень.
На условной линии развития нет завершения, если рассматривать ее
как последовательность всех монад, расположенных в соответствии с
актуально достигнутой в данный момент степенью их развития. Ведь та часть
последовательности, которая расположена после монад - душ человеческих,
безгранична, представляя собой как бы направленный луч. В безграничной
Вселенной не только безгранично велико число более совершенных существ,
чем люди, но и безгранично велико число различных степеней совершенства,
присущего различным их группам.
Лейбниц был творцом одной из самых оригинальных и плодотворных
философских систем нового времени. Диалектика, логика и глубоко научный
стиль - вот что характеризует лучшие стороны его философского творчества.
Эта философия впитала в себя достижения предшественников и
современников, дала свой ответ на их искания, а во многом и обогнала свое
время.
ПЛАТОН
(философский взгляды
Сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление в отношении
выделения философской концепции. Это высокохудожественное, захватывающее
описание самого процесса становления концепции, с сомнениями и
неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками разрешения
поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, многочисленными
повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона какой-либо аспект и
систематически изложить его довольно сложно, так как приходится
реконструировать мысли Платона из отдельных высказываний, которые
настолько динамичны, что в процессе эволюции мысли порой превращаются в
свою противоположность.
Платон неоднократно высказывал свое отношение к математике и она
всегда оценивалась им очень высоко: без математических знаний "человек с
любыми природными свойствами не станет блаженным", в своем идеальном
государстве он предполагал "утвердить законом и убедить тех, которые
намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в
науке счисления". Систематическое широкое использование математического
материала имеет место у Платона, начиная с диалога "Менон", где Платон
подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства.
Именно вывод этого диалога о том, что познание есть припоминание, стал
основополагающим принципом платоновской гносеологии.
Значительно в большей мере, чем в гносеологии, влияние математики
обнаруживается в онтологии Платона. Проблема строения материальной
действительности у Платона получила такую трактовку: мир вещей,
воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего; вещи
непрерывно возникают и погибают. Истинным бытием обладает мир идей, которые
бестелесны, нечувственны и выступают по отношению к вещам как их причины и
образы, по которым эти вещи создаются. Далее, помимо чувственных
предметов и идей он устанавливает математические истины, которые от
чувственных предметов отличаются тем, что вечны и неподвижны, а от идей
- тем,
что некоторые математические
истины сходна друг с другом,
всякий раз только одна. У Платона в качестве материи началами являются
большое и малое, а в качестве сущности - единое, ибо идеи (они же числа)
получаются из большого и малого через приобщение их к единству.
Чувственно воспринимаемый мир, согласно Платону, создан Богом. Процесс
построения космоса описан в диалоге "Тимей". Ознакомившись с этим
описанием, нужно признать, что Создатель был хорошо знаком с математикой и
на многих этапах творения существенно использовал математические положения,
а порой и выполнял точные вычисления.
Посредством математических
некоторые явления общественной жизни, примером чего может служить
трактовка социального отношения "равенство" в диалоге "Горгий" и в
"Законах". Можно заключить, что Платон существенно опирался на математику
при разработке основных разделов своей философии: в концепции "познание -
припоминание", учении о сущности материального бытия, об устройстве
космоса, в трактовке социальных явлений и т.д. Математика сыграла
значительную роль в конструктивном оформлении его философской системы. Так
в чем же заключалась его концепция математики?
Согласно Платону, математические науки (арифметика, геометрия,
астрономия и гармония) дарованы человеку богами, которые "произвели число,
дали идею времени и возбудили потребность исследования вселенной".