Проблема свободы и ответственности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание

Человек является одним из наиболее важных объектов изучения в философии. И проблема человека особенно актуальна в те кризисные, переломные моменты, когда остро стоит вопрос о смысле существования, ценностях всего общества. Общество же состоит из людей, личностей, каждая из которых индивидуальна. Без изучения индивидуальности, биологического и социального в человеке, нельзя понять, по какому принципу формируется личность, каковы причины поступков, в чём заключается свобода и ответственность индивида.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. «Человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». «Биологическое» и «социальное в человеке»……………………..……..…......4
2. Структура и закономерности формирования личности……………………10
3. В чем заключается свобода и ответственность личности?............................13
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………..….16

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по философии Молчановой Ю.А..docx

— 47.74 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

Московская  государственная академия

коммунального хозяйства и строительства

 

Городское строительство


(наименование  кафедры)

Молчанова Юлия Александровна


(фамилия,  имя, отчество  студента)

 

Факультет:           ГДСиХ                   курс          1                       группа    14


 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:     Философия

На тему:    «Проблема свободы и ответственности личности»                 


(наименование  темы)

 

Отметка о зачёте: ____________________________________        __________

                                                                                     (зачтено/не зачтено)                                                               (дата)

 

Руководитель: _______________________________________        __________

                                                            (ф.и.о., должность, ученая степень, ученое звание)                                  (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………......3

1. «Человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». «Биологическое» и «социальное в человеке»……………………..……..…......4

2. Структура и закономерности формирования личности……………………10

3. В чем заключается свобода и ответственность личности?............................13

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………..….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек является одним из наиболее важных объектов изучения в философии. И проблема человека особенно актуальна  в те кризисные, переломные моменты, когда остро стоит вопрос о  смысле существования, ценностях всего  общества. Общество же состоит из людей, личностей, каждая из которых индивидуальна. Без изучения индивидуальности, биологического и социального в человеке, нельзя понять, по какому принципу формируется  личность, каковы причины поступков, в чём заключается свобода  и ответственность индивида.

Без знания данных понятий, особенностей человека, многие проблемы в философии окажутся нерешенными. Ведь всё в мире взаимосвязано.

Значение  данной темы велико. Необходимо учитывать  типы личности и знать методы социально-психологического воздействия на них. Только в этом случае есть возможность что - то понять, изменить к лучшему, и чего - то избежать в историческом процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» 
«Биологическое» и «социальное в человеке»

Общество  представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений  между людьми. Отдельно взятый человек  также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки  человеческого организма. Метод структурного анализа помогает вычленить те устойчивые компоненты, которые составляют понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Длительное время в отечественной литературе они почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое, что приводило к большой теоретической путанице. Между тем понятия «индивид», «личность», «человек» — однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность — резкое разграничение и противопоставление этих понятий. Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой — часть социально-практического бытия, наводит на мысль, что по своей структуре понятия «человек», «личность», «индивидуальность» включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных измерениях и соотношениях.

Человек как система представляет собой относительно устойчивое единство элементов и их отношений, выделенных на основе принципов сохранения, или инвариантности, а также единства внутреннего содержания системы и ее внешних отношений. Структура — это относительно устойчивый способ организации и самоорганизации таких элементов системы, которые при изменении условий сохраняют устойчивость, стабильность и без которых система теряет свое прежнее качество.

Такими  инвариантными элементами понятия  «человек» как система являются социальное и природное, поскольку  они сохраняются, остаются относительно неизменными при всех модификациях этого понятия (личность, индивидуальность). Биологическое и социальное —  это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру  человека как целостной системы.

 

Наиболее  общим, родовым понятием является понятие  человека.

Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить 

орудия  труда, обладающее членораздельной  речью и нравственными качествами.

Индивид - это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

 

В вопросе  о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе  общественных отношений. Антиномия  общественного и индивидуального  преодолевается, если иметь в виду, что индивид — это не просто единичное эмпирическое существо, «вкрапленное»  в общество, а индивидуальная форма  бытия того же общества.

 

Конечно, каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, носителем родовых  качеств человека, в то же время  является неповторимой индивидуальностью, которая (в отличие от рода) не вечна  и исчезает вместе со смертью данного  индивида. Но из этого вовсе не следует (как это может показаться при  чисто количественном подходе к  вопросу), что индивидуальное принципиально  противоположно общественному, ибо  с точки зрения качества индивид  и общество однотипны (хотя и не тождественны). Их нельзя противопоставлять, ибо индивид  есть общественное существо и всякое проявление его жизни (даже если оно  и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления) является проявлением общественной жизни. Равным образом неправомерно отождествлять индивид и общество, ибо каждый индивид, обладая общеродовыми признаками, может выступать и  как самобытная индивидуальность.

 

Человеческий  индивид, взятый в аспекте его  социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения  и т. д.), образует понятие личности. Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых  качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все  же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот  или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для  личности характерны осознание мотивов своего поведения, 

постоянная  работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».

 

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах она выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность — это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия.

 

Социальные  качества личности проявляются в  ее действиях, поступках, в ее отношении  к другим людям. По этим проявляющимся  вовне поступкам, а также посредством  анкет, тестов и интроспекции (самонаблюдения) можно в известной степени  судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств  личности, но и формирующего воздействия  на них. Познание структуры личности возможно как в общетеоретическом  плане, так и в плане эмпирических исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками  — биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и др.

 

Внутреннее  содержание личности, ее субъективный мир — это не результат механического  внедрения в ее сознание многообразных  внешних воздействий, а итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается  и реализуется в практической деятельности. Сложившаяся таким  образом система воспитанных  и самостоятельно выработанных индивидом  социальных качеств проявляется  в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. В зависимости  от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид  обретает возможность оказывать  большее или меньшее влияние  на факторы своего развития.

 

Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек  — это не только субъект, но и  объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в  силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или  социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным 

окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Оно в значительной мере предопределяет направленность и  особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

 

Социальная  структура личности формируется  как в производственной, так и  в непроизводственной сферах: общественной деятельности, семье, быту. Степень  развитости личности прямо зависит  от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Общество, человечество объективно заинтересовано в создании условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, формирование ярких, духовно и нравственно  богатых индивидуальностей.

 

Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

 

Индивидуальность  раскрывается в самобытности конкретного  индивида, его способности быть самим  собой среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств  человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств —  общих, типических (общечеловеческих природных  и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается  индивидуализация человека и его  отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей  — величайшая ценность, так как  развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий  социального прогресса.

 

 

«Биологическое» и  «социальное» в человеке

С проблемой  сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей  сущности, как уже отмечалось, человек  есть существо социальное. В то же самое  время он есть дитя природы и не может в своем существовании  выйти за ее рамки, функционировать  безотносительно к своей собственной  биологической природе, не может  перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое  в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, 

Информация о работе Проблема свободы и ответственности личности