Проблема свободы и ответственности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание

Человек является одним из наиболее важных объектов изучения в философии. И проблема человека особенно актуальна в те кризисные, переломные моменты, когда остро стоит вопрос о смысле существования, ценностях всего общества. Общество же состоит из людей, личностей, каждая из которых индивидуальна. Без изучения индивидуальности, биологического и социального в человеке, нельзя понять, по какому принципу формируется личность, каковы причины поступков, в чём заключается свобода и ответственность индивида.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. «Человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». «Биологическое» и «социальное в человеке»……………………..……..…......4
2. Структура и закономерности формирования личности……………………10
3. В чем заключается свобода и ответственность личности?............................13
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………..….16

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по философии Молчановой Ю.А..docx

— 47.74 Кб (Скачать документ)

Свобода - одно из основных понятий философии, связанное с его характеристикой как разумного (духовного) существа, возвышающегося над сферой природной необходимости в актах самообладания (господство над страстями и инстинктивными побуждениями), нравственного выбора, в игре, творчестве и т.п.

Психология  формальной свободы выражается в  формуле: я хочу, чтобы было то, что  я хочу. Психология материальной свободы  выражается в иной формуле: я хочу, чтобы было то-то. В формальной свободе  воля не имеет предмета избрания и  устремления. В материальной свободе  такой предмет есть.

Но личной мерой свободы для каждого  в таком случае выступает ответственность  личности перед собой и другими. Не зря известные философы говорили: "Свобода одного человека заканчивается  там, где начинается свобода другого". Ведь разрешая себе какой - то поступок, необходимо учитывать негативные последствия  и для других людей. Например, опаздывая  на работу, потому что "хотелось еще  поспать, а без меня все равно  ничего не случится", мы подводим начальника отдела. А разрешая себе ночью послушать  погромче любимую музыку, мы ущемляем права ни в чем не виноватой  бабушки соседки. Не все люди считают, что надо отвечать за свои поступки, но любой начнет возмущаться, лишившись премии на работе, или услышав стук по батарее в ночи. А что, если все забудут про ответственность, и будут говорить: "Это не мои проблемы"?

А многие в свое оправдание говорят: "Я  не подумал, что так нельзя, я не знал, что это запрещено". Многие с детства действуют по искажённому  принципу свободы "можно все, что  не запрещено". Если человек о  чем-то не слышал, на уровне интуиции он понимает, что стоит перед выбором, поступить только в угоду себе, или учесть мнение окружающих.

Мы живем  в обществе, и вне общества человек  не может существовать. Поэтому просто необходимо учитывать все особенности  окружающих нас людей. Ведь никогда  не знаешь, в какой ситуации можешь оказаться сам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человек существует за счет обмена веществ  с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это  характеризует человека как биологическое  существо, определяет его биологическую  природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного.

Отличия человека от животного характеризуют  его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной  жизнедеятельности человека. Человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе, которое социализирует  человека. Он рождается с набором  биологических черт, присущих ему  как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под  действием общества.

Все его  природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно и культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это, прежде всего, чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности, ответственности. Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую и социальную природу человека. Но все же человек не должен забывать, что будучи частью общества, и вести себя, и принимать решения он должен как человек, а не под руководством животных инстинктов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Философия:  Учебник для вузов/Под общ.  ред. В.В. Миронова. – М., 2005.

2. Философия: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова –1-4изд. - М., 2007.

3. Алексеев П.В. Социальная философия:  Учебное пособие. – М., 2003.

4. Лоренц К. Так называемое  зло. –М., 2008.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник  – 2-изд. – М. 2005.

6. Фромм Э. Бегство от свободы.  – М., 2010.

7. Бердяев Н. Философия свободы. –М., 2010.

8. Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М., 2010.

 

 

 

 

 

1 Wilson E.O. Introduction: What is sociobiology?//Sociobiology and human nature. Ed. by M.S.Gregory. S-Fr., 1978. P. 2.                                                                                                       9

2 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 188.

 

 


Информация о работе Проблема свободы и ответственности личности