Проблема свободы и ответственности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание

Человек является одним из наиболее важных объектов изучения в философии. И проблема человека особенно актуальна в те кризисные, переломные моменты, когда остро стоит вопрос о смысле существования, ценностях всего общества. Общество же состоит из людей, личностей, каждая из которых индивидуальна. Без изучения индивидуальности, биологического и социального в человеке, нельзя понять, по какому принципу формируется личность, каковы причины поступков, в чём заключается свобода и ответственность индивида.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. «Человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». «Биологическое» и «социальное в человеке»……………………..……..…......4
2. Структура и закономерности формирования личности……………………10
3. В чем заключается свобода и ответственность личности?............................13
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………..….16

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по философии Молчановой Ю.А..docx

— 47.74 Кб (Скачать документ)

электрохимических, нервно-мозговых и других процессах  его организма. Социальное и биологическое  находятся в человеке в неразрывном  единстве, сторонами которого являются личность как его "социальное качество" и организм, который составляет его  природную основу.

Со стороны  своей биологической природы  каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом - набором  генов, получаемых от родителей. Уже  при рождении он получает ту или  иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована  в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера  и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных  видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод  о только природной обусловленности  способностей человека. Задатки - это  лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем  виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда  и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек  зрения: абсолютизации социального  фактора - пансоциологизма и абсолютизации  биологического фактора - панбиологизма. В первом случае человек предстает  как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой  эта среда от начала до конца пишет  все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как "буржуазной" науки.

Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве  одной расы над другой. Несостоятельность  расизма объясняется тем, что  уникальность генотипа человека проявляется  не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального  или социального генотипа в природе  не существует. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина  о естественном отборе.

По мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представления о  природе человека должна внести "теория генно-культурной коэволюции". Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура  

совместной  эволюции неразрывно связаны между  собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются  конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает  на самом деле объектом биологического знания. Так, Э.О. Уилсон определяет задачу социобиологии как "изучение биологических  основ всех форм социального поведения... у всех животных, включая человека" [1]. Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть "трансцендентальных" целей, возникших вне его биологической природы.

Однако объяснять развитие и  поведение человека преимущественно  в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое и социальное в  человеке находятся между собой  в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при  благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого  индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: "Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может  им стать в изоляции: ему нужно  научиться быть человеком в общении  с людьми" [2]. Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

Еще один аспект влияния социального  на биологическое в человеке состоит  в том, что биологическое в  человеке осуществляется и удовлетворяется  в социальной форме. Природно-биологическая  сторона существования человека опосредуется и "очеловечивается" социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических  потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует  отметить, что это "очеловечивание* природы на практике не всегда означает ее облагораживания. Подобно тому как  отдельный индивид способен, в  отличие от животного, на удовлетворение своих естественных потребностей в  извращенной форме, общество способно пагубно влиять на свою природную  среду. Такое влияние сегодня - это  не только факт, но и важнейшая глобальная проблема, решение которой связано  с выживанием самого человека.

 

Структура и закономерности формирования личности

Структура личности

Основу  личности составляет ее психологическая  структура.

Психологическая структура личности - представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся  прижизненно и определяющих его  поведение и деятельность.

В современной  психологии существует несколько точек  зрения на внутреннее строение личности. Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура  личности К.К. Платонова.

Направленность. Черты личности, входящие в эту  подструктуру, не имеют непосредственно  врожденных задатков, а отражают индивидуально  преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется  путем воспитания и включает в  себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются  и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей.

Подструктура  направленности личности тесно связана  с правосознанием, особенно в той  части, которая определяет отношение  субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие  мотивы, уровень его нравственного  развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

Социальный  опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные  на основе личного опыта путем  обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически  обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие  в основе образования двигательных навыков и т.п.).

Индивидуальные  особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических  процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются  в процессе социальной жизни. Психические  познавательные процессы и другие формы  отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование  личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.

Биопсихические  свойства. Это биологически обусловленная  подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени  зависят от физиологических морфологических  особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем  тренировки.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Все эти  подструктуры тесно связаны между  собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое  сложное интегративное понятие, как личность.

 

Формирование  личности

Несмотря  на то, что личность в основном формируется  в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует  ряд факторов:

• В первую очередь на формирование личности оказывают  влияние генетические особенности  индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой  для формирования личности. Такие  наследственные качества индивида, как  способности или физические качества, накладывают отпечаток на его  характер, способ восприятия окружающего  мира и оценки других людей. Биологическая  наследственность во многом объясняет  индивидуальность личности, ее отличие  от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки  зрения их биологической наследственности.

• Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная  среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем  с влиянием климата возникновение  цивилизаций, племен, отдельных групп  населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение  горных жителей, жителей степей и  людей, населяющих джунгли. Природа  постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через  изменение своей личностной структуры.

• Третьим  фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых  ценностей. Этот набор является общим  для членов данного общества или  социальной группы. По этой причине  представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению  к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие  модальной личности, воплощающей  в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим  членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится  сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в  положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

• Четвертым  фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения  осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

• Пятым  фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует  считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора  заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

 

В чем заключается  свобода и ответственность личности?

Чем ниже  уровень  развития  животного,  тем  в  большей  степени  его приспособление к природе и вся  его  деятельность  определяются механизмами инстинктивных и рефлекторных действий. Знаменитая сложная организация  жизни некоторых насекомых основана исключительно на  инстинктах.  Но  чем  уровень развития животного выше, тем более гибким  является  его  поведение.  И  тем менее всеохватывающей оказывается врожденная адаптация при его появлении  на свет. Эта тенденция достигает вершины у  человека.

Человек отличается от животного не только речью, наличием труда и разумом. Не менее важным является свобода  выбора человека. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается  общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли, постоянно делает выбор, решает, какой пойти дорогой. И общество не всегда влияет на принимаемые решения. Личность обладает свободой выбора.

Информация о работе Проблема свободы и ответственности личности