Психоанализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Целями моей курсовой работы являются изучение этапов становления и развития психоанализа, исследование структуру психики человека, а также рассмотрение психоаналитическое движение в XX веке. Для того, чтобы достичь поставленных целей необходимо определить задачи своей курсовой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа 5
1.1. Судьба психоанализа 5
1.2. Предыстория 5
1.3. Истоки 7
1.4. Создание психоанализа 8
1.5. Психоаналитические методы 9
1.6. Психоаналитическая терапия 9
1.7. Этапы развития 10
1.8. Аспекты анализа 12
1.9. Психоаналитические ориентиры 12
1.10. Панорама человека 13
2. Открытие бессознательного З.Фрейдом 14
2.1. Психика 14
2.2. Теория Фрейда о структуре психики 15
2.3. Личность 17
2.4. Основания культуры 20
3. Психоанализ в ХХ веке: от Фрейда к Фромму 24
3.1.Психоаналитическое движение 24
3.2. Карл Юнг 30
3.3. Альфред Адлер 31
3.4. Вильгельм Райх 32
3.5. Эрих Фромм 33
Заключение 34
Литература 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Бусько.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему ПСИХОАНАЛИЗ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Ни  одно направление не приобрело столь  громкой известности вне сферы  психологии, как психоанализ, фрейдизм. Фрейдизм – такое название оно  получило по имени основателя Зигмунда Фрейда (1856 – 1939). На основе выдвинутых им идей, с известной корректировкой и дополнениями, постепенно сформировалось целое психологическое направление – «психоанализ». Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Зигмунда Фрейда. Бессознательное – это область, из которой сознание совершенно исключено, другими словами, явления, диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие нам, несвязанные и не обусловленные нашим «Я». К таким явлениям относится все разнообразие навязчивых слов, мотивов, стремлений, которые, привязавшись к нам, никак не могут быть отогнаны, неподвластны нам, и мы ждем с томительным чувством, когда они сами уйдут. Из того же бессознательного влияют на нас силы, заставляющие нас делать целый ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие в нас специфическую рассеянность, забывчивость, пристрастие, раздражение.

      Целями  моей курсовой работы являются изучение этапов становления и развития психоанализа, исследование структуру психики человека, а также рассмотрение психоаналитическое движение в XX веке. Для того, чтобы достичь поставленных целей необходимо определить задачи своей курсовой. Итак, задачи следующие: рассмотреть биографию Зигмунда Фрейда – основоположника психоанализа и родоначальника учения о бессознательном; изучить предыстория и историю развития психоанализа; исследовать открытие Зигмундом Фрейдом бессознательного; проследить за психоаналитическим движением XX века, а также обратить внимание на влияние психоанализа на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Объектом изучения в моей курсовой работе является психоанализ, или фрейдизм. Предметом изучения – теория Фрейда о структуре психики.

 

1 Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа

1.1 Судьба психоанализа

     Создание и распространение психоанализа (от греч. psyche - душа, психика и analysis – разложение, расчленение, изучение, исследование) как нового метода психотерапии и учения о человеке и обществе является одним из наиболее значительных событий в интеллектуальной жизни людей XX в. и истории человеческого самопознания. Психоанализ был разработан в конце XIX – начале XX в. австрийским врачом, невропатологом, психопатологом психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом (6.06.1856, Фрейберг, Австро-Венгрия – 23.09.1939, Хэмпстед, близ Лондона, Великобритания).

1.2. Предыстория

     Формирование мировоззрения и исследовательских ориентаций будущего создателя психоанализа осуществлялось в духе идеалов свободомыслия и гуманизма, в атмосфере неустанных интеллектуальных и духовных поисков, столь характерных для Европы второй пол. XIX – нач. XXв. Серьезным импульсом к изучению естественных наук и решению избрать научную карьеру стало увлечение юным З.Фрейдом поэтической натурфилософией Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832) и эволюционистской теорией Дарвина (1809-1882) - Уоллеса (1823-1913), влияние которых он ощущал всю жизнь.

     Овладев основными европейскими и древними классическими языками, З.Фрейд серьезно осваивал традиции западноевропейского интеллектуализма и духовности, все более тяготея к культурологической проблематике и метафизике. Однако в силу жизненных обстоятельств, вскоре после отличного окончания гимназии, был вынужден выбрать профессию врача.

     Обучаясь на медицинском факультете Венского университета, З.Фрейд параллельно занимался самообразованием и научной работой. Под руководством директора Института физиологии Венского университета Эрнста Брюкке (и в его лаборатории) осуществил цикл исследований в области физиологии, сравнительной анатомии и гистологии. Изучая нервную ткань, усовершенствовал технику ее исследования и провел наблюдения, позволившие разработать некоторые основания теории нейронов. Испытал влияние идей энергетической школы Гельмгольца Брюке, которые впоследствии перенес в область психологии и положил в основу своего учения о психодинамике. Основательно изучил европейское философское наследие от Эмпедокла, Платона и Аристотеля до Джона Стюарта Милля, Эдуарда Гартмана и Густава Фехнера. Прослушал систематический курс философии Франца Брентано и дополнительно изучал у него философию в приватном порядке. Впоследствии весьма активно использовал обширный комплекс философских идей при создании и развитии собственного учения.

     Под руководством директора Института сравнительной анатомии Карла Клауса осуществил сравнительно-анатомическое исследование гонадической структуры угрей. По заданию директора Института патологии Соломона Штриккера занимался проведением опытов над гроздевидными железами. После окончания университета и получения степени доктора медицины работал в институте Эрнста Брюкке, в отделе Германа Нотнагеля в Венском общем госпитале и Психиатрической клинике Теодора Мейнерта. Провел исследование филогенетического развития спинного мозга. Занимался неврологией и психиатрией, интерес к которым возник у него задолго до поступления в университет. Постепенно отходил от физиологии и уделял всевозрастающее внимание психологии, невропатологии и психиатрии. Изучал действие кокаина на человеческий организм. Провел серию экспериментов на самом себе (в дальнейшем постоянно экспериментировал на себе, своих детях и близких). Установил явление местной анестезии. Результаты этих опытов были использованы венским врачом окулистом Карлом Коллером, который ввел кокаин в медицинскую практику в качестве анестезирующего средства [9, c. 10].

1.3. Истоки

     Под влиянием врачебной деятельности З.Фрейд проявлял все больший интерес к различным психонервным заболеваниям и современным методам их лечения. Побуждаемый практическими потребностями, использовал гипноз в качестве одного из терапевтических средств. В целях совершенствования гипнотической техники стажировался во Франции у основоположника современного клинического учения о нервных болезнях Жана Шарко и лидеров конкурирующей школы гипноза Амвросия Льебо и Ипполита Бернгейма. Под их влиянием выработал представление о том, что возможной причиной некоторых психонервных заболеваний (в частности, истерии и истерического паралича) является невидимая психическая травма, существование которой скрыто не только от врача, но и от самого больного, и обратил внимание на роль сексуального фактора в происхождении и развитии различных психических расстройств. Приступив к частной медицинской практике в качестве специалиста по нервным болезням, использовал всю гамму различных видов терапии, в т. ч. гипноз и внушение. Наряду с врачеванием изучал проблемы афазии, мозгового паралича и др. Как практикующий врач с течением времени все более отчетливо осознавал недостаточность и низкую эффективность существующих методов лечения и отсутствие необходимых теоретических разработок. Пытаясь проникнуть в тайны человеческой психики, все более настойчиво разрабатывал идею о неосознаваемой психической травме как причине заболевания. Совместно с венским врачом Иосифом Брейером создал и совершенствовал новый катартический метод психотерапии (метод Брейера-Фрейда), основанный на искусственном воспроизведении эмоциональных переживаний и соответствующим отреагированием пациента, пребывающего в состоянии гипноза, на когда-то травмировавшую его ситуацию. З.Фрейд приступил к созданию глубинной психологии, ориентированной по преимуществу на изучение бессознательных явлений и процессов психики человека. Осуществляя этот радикальный поворот, он вместе с тем пытался усовершенствовать катартический метод и отказался от использования гипноза, полагая, что в данном случае он не обладает необходимой эффективностью. Отказ от гипноза в конце концов повлек и отказ от катартического метода, на смену которому пришел созданный им «метод настояния» – особой методики неуклонного побуждения пациентов к воспоминанию и словесному выражению забытых травматических переживаний, послуживших причиной заболевания. В процессе лечения больных З.Фрейд обнаружил, что травмирующие воспоминания вытесняются из сферы сознания в неосознаваемые структуры психики (где продолжают травмирующее воздействие, проявляясь в виде симптомов - символов воспоминаний) и что пациенты оказывают сознательное и неосознаваемое сопротивление попыткам установить и воспроизвести беспокоящие их воспоминания и переживания.

1.4. Создание психоанализа

 

     Стремясь проникнуть в глубины психики, З.Фрейд обратил внимание на ассоциативную природу мышления и решил использовать это явление для получения необходимой информации о причинах, источниках и механизмах психических расстройств. В этих целях в 1896 он разработал и применил специальный метод зондирования, исследования, диагностики и терапии, названный им методом свободных ассоциаций. Первое практическое использование этого метода считается датой создания психоанализа (1896), который в общей сложности разрабатывался и развивался З.Фрейдом более 40 лет. И в окончательном виде являл собой сложную систему методов, технических приемов, моделей, гипотез, теоретических конструктов, концепций и ряда разнообразных теорий, различной степени общности и достоверности.1

1.5. Психоаналитические методы

     Вскоре после создания метода свободных ассоциаций, под давлением практических и теоретических потребностей З.Фрейд разработал еще два метода диагностики и терапии. Таким образом, были созданы основные клинические методы (технические средства) психоанализа, к которым относились:

1. Анализ свободных ассоциаций (ассоциативный метод);

2. Анализ снов и толкование сновидений;

3. Анализ и толкование различного рода ошибочных действий (оговорок, описок и т.д.).

1.6. Психоаналитическая терапия

     Все методы были ориентированы на решение основной терапевтической задачи психоанализа – выявление неосознаваемой психической травмы и коррекцию неосознаваемого психического конфликта как чрезмерного столкновения либидо и вытеснения. Обнаружив, что различные подавленные желания, аффективные переживания и воспоминания о травматических событиях не исчезают, а вытесняются из сознания в бессознательное (где оказывают травмирующее воздействие) и проявляются в виде невротических симптомов, З.Фрейд считал необходимым создать для пациентов возможности изжить («отреагировать») эти травматические импульсы и таким образом вернуть психику, личность и здоровье к традиционному состоянию неустойчивого равновесия. Достижение соответствующего терапевтического эффекта предполагало активное воздействие сознания на бессознательное, установление трансфера, преодоление сопротивления и «психическую самопомощь» пациентов, использующих в борьбе с болезнью максимально возможную для них активность сознания, стремление к выздоровлению и волю к жизни. Сегодня говорить о психоанализе как о неком едином течении в духовном опыте человечества не совсем корректно. Термин «психоанализ» употребляется для обозначения:

     1) метода психотерапии в современной медицине;

  1. комплекса гипотез и теорий современной психологии, объясняющих место и роль бессознательного в структуре психики человека;
  2. особого направления в философии – психоаналитическая философия – ориентированного на выявление основ человеческого бытия – индивидуального и социального – на основе признания бессознательного, по-разному трактуемого.2

1.7. Этапы развития

     За четыре десятилетия разработки психоанализ З.Фрейда претерпел существенную эволюцию от элементарного психотерапевтического приема до всеобщего философско-социологического учения. Внутренняя логика, смена доминант и точки роста психоанализа позволяют выделить (хотя и весьма условно) три основных этапа развития классического психоанализа: 1) клинический; 2) психологический; 3) метафизический. На клиническом этапе (1896-1905) психоанализ был по преимуществу новой психотерапией, дополненной специальными гипотезами и теориями. В основных произведениях З.Фрейда этого периода «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901) «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905) и др. был сформулирован комплекс новых представлений об основах психотерапии, изложены идеи, методика, техника и результаты психоанализа, развита психоаналитическая концепция неврозов, исследована связь сексуальности с психической жизнью людей, разработаны концепции неосознаваемой психической деятельности, выработаны представления о бессознательном психическом, установлены основные элементы структуры и механизмы функционирования психики, разработаны основы глубинной психологии и пр.

     На психологическом этапе (1905-1913) психоанализ трансформировался главным образом в общее психологическое учение о человеке. В трудах З.Фрейда этого периода «Характер и анальная эротика» (190В), «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910), «О психоанализе. Пять лекций» (1910), «Положение о двух принципах психической жизни» (1911), «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913) и др. развивались представления о психоанализе и его возможностях, формулировались идеи об основных принципах, тенденциях, мотивах и установках психической жизни, развивались представления о природе и роли комплексов, механизмах творческой деятельности, психологические теории человека, культуры, религии и пр.

Информация о работе Психоанализ