Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:15, курсовая работа
Целями моей курсовой работы являются изучение этапов становления и развития психоанализа, исследование структуру психики человека, а также рассмотрение психоаналитическое движение в XX веке. Для того, чтобы достичь поставленных целей необходимо определить задачи своей курсовой.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа 5
1.1. Судьба психоанализа 5
1.2. Предыстория 5
1.3. Истоки 7
1.4. Создание психоанализа 8
1.5. Психоаналитические методы 9
1.6. Психоаналитическая терапия 9
1.7. Этапы развития 10
1.8. Аспекты анализа 12
1.9. Психоаналитические ориентиры 12
1.10. Панорама человека 13
2. Открытие бессознательного З.Фрейдом 14
2.1. Психика 14
2.2. Теория Фрейда о структуре психики 15
2.3. Личность 17
2.4. Основания культуры 20
3. Психоанализ в ХХ веке: от Фрейда к Фромму 24
3.1.Психоаналитическое движение 24
3.2. Карл Юнг 30
3.3. Альфред Адлер 31
3.4. Вильгельм Райх 32
3.5. Эрих Фромм 33
Заключение 34
Литература 36
На метафизическом этапе (1913-1939) психоанализ обрел статус философско-социологического учения о человеке, культуре и обществе. В работах З.Фрейда этого периода «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1929), «Введение в психоанализ. Лекции» (1933), «Почему война?» (1933, в соавторстве с Альбертом Эйнштейном), «Моисей и монотеизм» (1939) и др. завершалась разработка представлений о психоанализе как целостной системе и его возможностях, развивались концепции о структуре личности, механизмах ее защиты и деятельности, исследовались проблемы массовой психологии, морали, конфликта личности и культуры, проблемы и перспективы развития религии, культуры, человека и общества, намечались направления и ориентиры развития психоаналитического учения и пр. Своеобразие развития психоанализа З.Фрейда наложило существенный отпечаток не только на его содержание и потенции, но и на возможности его взаимодействия со всем комплексом наук о человеке, общественным сознанием и культурой.3
Существенным моментом создания и развития психоанализа стал разработанный З.Фрейдом принцип анализа всех психических явлений. Согласно ему, каждое явление должно было быть изучено и раскрыто в трех основных аспектах: 1) динамическом (как результат взаимодействия различных психических сил); 2) топическом (определяющим его точное местонахождение); 3) экономическом (т.е. энергетическом, как результат функционирования свободной и связанной психической энергии, вовлеченной в конкретные процессы).
В отличие от предшествующей традиции З.Фрейд корректно определил предмет психологии (в этом смысле научная психология начинается именно с З.Фрейда), показав и доказав, что она должна изучать психику во всех ее формах и проявлениях (а не только сознание, как это было в его время). Новое понимание психологии и ее задач позволило З.Фрейду создать необходимые ориентиры и подходы. Важнейшими из них стали: признание биологической и психической наследственности, утверждение существования психической реальности как реальности особого рода и соответствующее исследование ее, установление неоднородной и конфликтной структуры психики человека, признание доминирования бессознательных психических процессов, утверждение особой роли психодинамики, сексуальности и энергетики, признание противоречивости природы человека, его неизбывной конфликтности и трагедийности существования.4
Осуществляя поиск «универсальных механизмов» жизнедеятельности человека в норме и патологии, З.Фрейд пришел к выводу, что «душевное развитие отдельного человека сокращенно повторяет путь развития человечества» и что эти процессы осуществляются под определяющим влиянием существования и борения двух вечных сил: Эроса (инстинкта жизни, самосохранения и сексуальности) и Танатоса (инстинкта смерти, агрессии и разрушения), а также либидо и мортидо, различных влечений, комплексов, принципов, руководящих чувств, желаний, амбивалентности и т.д., обусловливающих изначальную и неизбывную противоречивость людей.
В качестве основы жизни человека и всех проявлений психической деятельности З.Фрейд утверждал существование, реализацию и подавление сексуальных инстинктов, энергетической основой которых является либидо, обладающее способностью к сублимации, т.е. преобразованию в иные формы (от элементарных физиологических и психических актов до творчества).
Непосредственно сопрягая (а иногда и отождествляя) формирование и развитие человека с развитием и функционированием его сексуальности, З.Фрейд установил наличие инфантильной сексуальности, выделил ее основные фазы и исследовал роль этого явления в формировании психики и личности. Объясняя феномены человеческого существования .преимущественно или исключительно неосознаваемыми или (и) осознаваемыми сексуальными устремлениями людей, З.Фрейд настаивал на особой роли в жизни человека различных комплексов, в особенности комплекса Эдипа и комплекса кастрации.5
Одним из определяющих элементов жизни людей З.Фрейд считал подчиненность ее трем принципам психической деятельности: принципу удовольствия, принципу постоянства и принципу реальности, которые обусловливают регулярно всех психических процессов и поведение человека. Принимая в качестве основной тенденции развития постепенное замещение принципа удовольствия принципом реальности, З.Фрейд вместе с тем настаивал на том, что господствующим принципом психической жизни является принцип удовольствия, обеспечивающий непосредственное и опосредованное получение удовлетворения (наслаждения) и избегание неудовольствия. Психоаналитическая трактовка природы и сущности человека утверждала их непреодолимую противоречивость и трагичность в том числе и потому, что главенствующий принцип психической жизни – принцип удовольствия – в психоаналитической панораме человека в конечном счете находится в услужении у Танатоса – инстинкта смерти, агрессии и разрушения.
Важнейшим достижением учения З.Фрейда стало создание принципиально новых представлений о психике человека и психических процессах. Доказав неправомерность отождествления «психического» и «сознательного» и показав, что сознательные процессы отнюдь не исчерпывают содержание психики, З.Фрейд разработал динамическую модель психики человека как образования, состоящего из трех взаимодействующих систем: бессознательного, предсознательного и сознательного.
Выделяя данные системы в соответствии с уровнем осознаваемости психических процессов, З.Фрейд уделил особое внимание исследованию бессознательного как «психических процессов, которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица», и в конечном счете пришел к выводу, что «все душевные процессы по существу бессознательны». Понимая бессознательное как наиболее содержательную и обширную систему психики, З.Фрейд отмечал, что оно регулируется принципом удовольствия и представляет собой совокупность влечений, инстинктов, комплексов и импульсов, характеризующихся неосознаваемостью, наследуемостью, сексуальностью, алогичностью и т.д.
Предсознательное трактовалось им как система, регулируемая принципом реальности и включающая в себя временно неосознаваемые влечения, желания, импульсы, воспоминания, представления, сведения и т.д. Противоречивость регулирующих психических принципов бессознательного и предсознательного, по З.Фрейду, существенно содействует выполнению предсознательным одного из важнейших его предназначений – функций «цензуры». Само же сознание, руководствующееся принципом реальности, З.Фрейд представлял как «поверхностный слой душевного аппарата», охватывающий «только очень небольшое содержание» и включающий в себя лишь те влечения, желания, ощущения, мысли и понятия, которые осознаются в каждый данный момент времени. Разработав «динамическое понимание душевных явлений», З.Фрейд создал оригинальную психодинамику, представлявшую систему диалектического взаимодействия всех компонентов психики и их определенную нетождественность самим себе в различное время. Понимая психику как единство и борьбу противоположностей, З.Фрейд утвердил в качестве основы психической деятельности перманентное борение бессознательного и сознательного, предопределяющее и определяющее конфликтность и относительную нестабильность психики человека.
Созданные З.Фрейдом модели психики и психодинамики оказали огромное воздействие на развитие его учения и терапии и инициировали общественнозначимый мировоззренческий психоаналитический переворот в представлениях о психике и жизни человека.6
Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня:
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, данных человеку в конкретный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем часть ее осознается лишь в течение короткого периода, а затем быстро погружается в предсознательное или бессознательное по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы Область предсознательного иногда называемая доступной памятью, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. Самый глубокий и значимый пласт человеческой психики – бессознательное. Это хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в данную область, но именно такой неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию людей, но в значительной степени определяют их действия.
На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика человека состоит из трех уровней: Оно, Я, Сверх-Я. Такова структурная модель психической жизни.
Оно – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Оно насыщено сексуальной энергией – либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, и количество этой энергии у каждого – величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, Оно подчиняется принципу удовольствия, т. е. последнее, как и счастье, - главная цель в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень Я (Эго) – сознания – находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляет сексуальные влечения. Он формируется под влиянием общества. На Я воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Я старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».
Сверх-Я служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес Сверх-Я, то тогда испытает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. Соотношение структурной и топографической моделей психической жизни можно изобразить следующим образом: сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях.
Предложенная Фрейдом концепция может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, Сверх-Я и предсознательного предстает более образно.
Я (Эго) ответственно за принятие решений, стремясь выразить и удовлетворить желания Оно (Ид) в соответствии с ограничениями, которые налагаются правилами общества, внешним миром. Следовательно, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, анализируя, рассуждая, принимая решения.7
В начале 20-х гг. XX в. З.Фрейд в общих чертах завершил разработку структурной теории личности, важнейшими компонентами которой стали новое понимание личности, ее структуры и механизмов деятельности.
З.Фрейд представил личность в виде трех взаимодействующих сфер: «Оно» - «Я» - «Сверх-Я» (сопряженных с соответствующими системами психики: бессознательным - предсознательным - сознательным), содержание и функционирование которых отражает существо личности во всем ее многообразии.
З.Фрейд считал, что филогенетическое становление личности началось в первобытной орде с того момента, когда из-за катаклизма (убийства и каннибалистского акта) возникло неведомое ранее людям сознание вины (чувство вины), которое послужило основным «пусковым механизмом» расщепления и эволюции дотоле синкретичных психики и личности.
Главенствующая сфера личности – «Оно» – представлялась З.Фрейдом как руководствующаяся принципом удовольствия неорганизованная, но единая сила (включающая в себя различные неосознаваемые влечения, желания, побуждения, мотивы и пр.), выступающая в качестве совокупности движущих сил личности. В этой сфере, являющейся источником психосексуальной энергии и поставщиком ее для других сфер личности, происходит борьба Эроса и Танатоса, обусловливающая ее сущность и поведение личности.
Как сфера личности «Я» происходит от комплекса Эдипа и руководствуется принципом реальности. «Я» включает в себя элементы опыта «Оно» и внешнего мира, разума и рассудительности, чувства страха, сострадания и совестливости, «располагает душевные явления во времени и подвергает их контролю реальности». «Я» замещает для «Оно» внешний мир и поэтому отчасти контролирует слепые силы «Оно». Но даже при этом «Я» «не является хозяином в собственном доме» и одновременно служит «трем господам» («Оно», «Сверх-Я» и внешнему миру), которые ему постоянно угрожают и держат в состоянии напряжения и страха.