Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:15, курсовая работа
Целями моей курсовой работы являются изучение этапов становления и развития психоанализа, исследование структуру психики человека, а также рассмотрение психоаналитическое движение в XX веке. Для того, чтобы достичь поставленных целей необходимо определить задачи своей курсовой.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа 5
1.1. Судьба психоанализа 5
1.2. Предыстория 5
1.3. Истоки 7
1.4. Создание психоанализа 8
1.5. Психоаналитические методы 9
1.6. Психоаналитическая терапия 9
1.7. Этапы развития 10
1.8. Аспекты анализа 12
1.9. Психоаналитические ориентиры 12
1.10. Панорама человека 13
2. Открытие бессознательного З.Фрейдом 14
2.1. Психика 14
2.2. Теория Фрейда о структуре психики 15
2.3. Личность 17
2.4. Основания культуры 20
3. Психоанализ в ХХ веке: от Фрейда к Фромму 24
3.1.Психоаналитическое движение 24
3.2. Карл Юнг 30
3.3. Альфред Адлер 31
3.4. Вильгельм Райх 32
3.5. Эрих Фромм 33
Заключение 34
Литература 36
«Сверх-Я» как сфера личности возникает на основе «Я» под влиянием чувств раскаяния и вины и является преимущественно продуктом социально-бытовых традиций и культуры. Эта сфера руководствуется принципом реальности и включает в себя совестливость, моральные черты и нормы поведения, основу социальных чувств и пр. Данная сфера осуществляет посредничество между «Я» и «Оно» и пребывает в постоянном конфликте с «Я».8
Сложная система взаимодействия сфер личности и борьба между ними обусловливают известную нестабильность личности и в особенности «Я», которое выступает как организационное начало личности, обеспечивающее ее защиту от самой себя и внешнего мира. Стремясь к координации и рационализации требований своих «господ» и смягчению внутриличностного конфликта, «Я», по З.Фрейду, создает своеобразные «защитные механизмы» («механизмы защиты»), обеспечивающие известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта различных внутренних и внешних противоречивых мотиваций и установок.
Я старается подчинить себе Оно. Чаще всего это не удается и Я подчиняется Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ним (как всадник, объезжая дикую лошадь, вынужден, чтобы не быть выброшенным из седла, направлять лошадь туда, куда она сама поведет). С другой стороны, моральное и социальное сверх-Я, которое, казалось бы, должно сглаживать трения между Оно и Я тоже может властвовать над Я, выступая в роли совести или бессознательного чувства вины, т.е. сверх-Я оказывается у Фрейда наследником и носителем бессознательного, а Я не является, по выражению основателя психоанализа, «хозяином в собственном доме» и находится в конфликтных ситуациях с внешним миром, Оно, и сверх-Я, что постоянно драматизирует человеческое существование.
Таким образом, заслуга Фрейда – открытие особой сферы бессознательного в психике человека, построение концепции психики как целостной системы, а недостатки – «продолжение достоинств» – абсолютизация сферы бессознательного в психике. 9
Подчеркивая, что поведение личности обусловливается различными уровнями мотивации с точки зрения данности их самоконтролю, З.Фрейд увязывал проблему мотивации с разработанными им принципами динамизма личности и ее изменчивости в зависимости от времени и деятельности.
Дополняя теорию личности учением о характерах, он отметил, что характер личности в основном формируется в течение первых пяти лет жизни и определяется факторами конституционального и индивидуального порядка. Подчеркивая особую роль детства в формировании личности, З.Фрейд констатировал, что в этом процессе существенную роль играет развитие психосексуальности и классифицировал характеры в зависимости от преобладающего влияния в их формировании той или иной эрогенной зоны (оральный, анальный, фаллический и уретральный).
Утверждая конфликтную природу личности, З.Фрейд полагал, что источником ее творческой деятельности также является конфликт (как психосексуальный феномен), и осуществил ряд специальных «патографических исследований», призванных подтвердить и проиллюстрировать эту идею.
Отстаивая положение о доминирующей роли сексуальности в творческом процессе (как высшей форме проявления личности), З.Фрейд исследовал связь и общие корни творчества и невроза, обратил внимание на творческую деятельность как средство психотерапии и смягчения личностного конфликта.
Используя психоаналитические представления для анализа причин возникновения и эволюции психических структур и механизмов, унаследованных современным человеком от первобытных предков, З.Фрейд разработал несколько концепций, составивших основу его учения о культуре.
Под влиянием идей Чарльза Дарвина, Дж.Аткинсона и Уильяма Робертсона-Смита он пришел к выводу, что импульсы и «пусковые механизмы» формирования психики, религии и культуры сработали в результате сексуально-властного конфликта между жестоким самцом, который правил первобытной ордой, и его сыновьями. Подавляя сексуальные устремления сыновей, направленные на самок орды (которые принадлежали только вожаку), он невольно спровоцировал их, и, в конце концов, сговорившиеся братья убили и съели соперника-отца. Этот катаклизм («великое событие») породил у братьев неведомые ранее чувство вины, чувство страха и комплекс Эдипа, которые нарушили гармонию первобытной психики и раскололи ее на бессознательное (носитель кровосмесительных и агрессивных побуждений) и сознательное, что в свою очередь привело к расколу личности на „Оно" (носитель архаического наследства) и «Я» (носитель запретов и морали). В результате этих событий братья-отцеубийцы, чувствуя вину перед отцом и страшась разделить впоследствии его участь, были вынуждены установить первые нормы общежития – табу, направленные на запрещение инцеста и убийства (хотя сами эти влечения не исчезли и передаются от поколения к поколению). С этих и последовавших за ними запретов, сформировавших и закрепивших первые в истории ценности и нормы поведения, началось, как полагал З.Фрейд, строительство культуры.
Установление первых табу привело к возникновению морали и обусловило переход людей от первобытной (патриархальной) орды с неограниченной властью вожака к братской общине (клану) с коллективной ответственностью, в которой возник тотемизм, как первобытная религия, символически воскрешающая убитого отца в образе зверя-тотема. Выдвинув и развив идеи о функциях богов в религии и культуре, З.Фрейд пришел к выводу, что боги осуществляют три основных задачи: освобождение человека от ужасов природы; примирение с жестокой судьбой и смертью; вознаграждение за страдания и лишения (которые налагает на людей культурное сожительство). Настаивая на едином происхождении религии и невроза из комплекса Эдипа, З.Фрейд уподобил религию общечеловеческому неврозу навязчивости и констатировал в этой связи ее определенную профилактическую и психотерапевтическую ценность. Исследуя основания культуры, З.Фрейд разработал психоаналитическую трактовку мифологии, в которой она выступала как своеобразный результат символической сублимации бессознательных эротических влечений и уподоблялась коллективному сну, который может быть истолкован с помощью психоаналитической символики сновидении.
И, наконец, психоаналитическая философия. Хотя Фрейд скромно отделяет свои взгляды от философии как конкретно-научные, но сам делает широкие философские выводы о сущности человека и его взаимоотношениях с миром. Бессознательное стало тем реально значимым концептом, при помощи которого объяснялась история развития, как отдельного человека, так и человеческой цивилизации в целом.
Поэтому для всей психоаналитической философии характерно своеобразное видение человека как сгустка бессознательного. Правда, трактовка самого «бессознательного», а соответственно, учения о человеке существенно разнится у Фрейда (фрейдизм) и в современном неофрейдизме (К.Юнг, А.Адлер, В.Райх, Э.Фромм и др.). Становление психоаналитической философии связано с попыткой найти выход из философских тупиков, обусловленных крайностями позитивизма, ориентированного исключительно на естественнонаучное знание, и иррационализма, апеллирующего к интуитивным догадкам и внутриличностному постижению бытия вне научного разума. Психоаналитическая философия ищет пути рационального объяснения иррационального, основываясь на психологии бессознательного.
У Фрейда – учение о сексуальной этиологии неврозов переросло в общую философскую теорию, согласно которой сексуальные влечения обусловливают, детерминируют все поведение человека, принимают самое непосредственное участие в творчестве высших культурных, художественных, этических, эстетических и культурных ценностей человеческого духа. Как заметил один из его сторонников К. Абрахам, «человек пронизывает, преисполняет все окружающее своей сексуальностью, представляющей собой «сокровеннейший элемент в существе человека». Согласно же Фрейду, «сексуальное поведение человека – прототип его общего реагирования и поведения в жизни». Фрейд не только сосредоточил внимание на сексуальной деятельности человеческого существа, но и через призму сексуальности попытался осветить буквально все процессы индивидуально-личностного и культурно-социального характера, что было, разумеется, неправомерной интерпретацией зависимости между индивидуально-личностным и общественным бытием человека. Так, построение чертежей летательных аппаратов в сексуально-личностной трактовке творчества Леонардо да Винчи, Фрейд объясняет вещественной сублимацией невозможности достижения оргазма. В дальнейшем Фрейд внес коррективы в свое понимание сексуальности. Если первоначально в качестве «первичных» он рассматривал сексуальные влечения, то в дальнейшем основатель психоанализа предпочитает говорить уже о «психосексуальности», имея в виду «душевный фактор» сексуальной жизни, а затем дает еще более общую трактовку сексуальности, включающую в себя всю сферу человеческой любви (любовь родителей, дружба, общечеловеческая любовь и т.д.).
В более поздних работах, с учетом опыта изучения неврозов людей в период Первой мировой войны, Фрейд пришел к выводу, что «первичные влечения» составляют полярную пару созидательной любви и деструктивности. В конечном счете, он выдвинул гипотезу о том, что деятельность человека обусловлена наличием биологических и социальных влечений, где доминирующую роль играют «инстинкт жизни» (Эрос) и «инстинкт смерти» (Танатос). Эти коррективы не изменяли главного у Фрейда: бессознательное влечение – является «настоящим двигателем прогресса», определяющим развитие человека и человеческой цивилизации в целом. Антропологизация бессознательного оборачивается драматизацией бытия человека в мире. Человек обладает склонностью к агрессии, что находит выражение в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни». Эрос и Танатос – две силы, детерминирующие поведение человека. Человек отнюдь не мягкосердечное и бездушное существо: среди его бессознательных влечений имеется врожденная склонность к разрушению и необузданная страсть к истязанию себя и других людей. Именно в силу этих внутренних качеств человека культура и цивилизация находятся под угрозой уничтожения. Однако Фрейд не ставит окончательный диагноз исходу борьбы Эроса и Танатоса, но в отличие от предшествовавших мыслителей, признававших исключительно «добрую природу» человека и делавших акцент на его сознании, Фрейд стремится выявить теневые стороны человеческого бытия, подчеркнуть ведущую роль бессознательного. Признавал он и разумное начало в человеке, с сожалением говоря лишь о том, что «примат интеллекта лежит еще в далеком будущем, но все-таки не бесконечно далеко». Таким образом, Фрейд абсолютизирует бессознательное в человеке, необоснованно экстраполирует выводы психоаналитического исследования индивидуально-личностного бытия человека на общие закономерности развития человеческого общества. В то же время психоаналитическое видение человека дало новый поворот в философском осмыслении бытия человека в мире по ту сторону его сознания и создало особый научный язык анализа бессознательного как реальной сферы человеческой жизнедеятельности.10
Идеи З.Фрейда нарушали «покой мира» и как все идеи такого рода первоначально вызывали недоумение и возмущение. Первые проблески психоаналитической теории и их автор демонстративно игнорировались коллегами, в результате чего З.Фрейд оказался в «блестящем одиночестве». И оно только усугубилось, когда вслед за его гласным обсуждением сексуальных проблем (которое воспринималось как вызывающее и злонамеренное игнорирование «правил игры») на него обрушились газеты и общественное мнение. На протяжении нескольких лет З.Фрейд в одиночку отстаивал и развивал свои идеи. Но в 1902, пытаясь преодолеть бойкот, он образовал кружок из молодых врачей, выразивших готовность изучать, применять и распространять психоанализ. Заседания кружка (официально именовавшегося «Общество психологических сред») проходили еженедельно в кабинете З.Фрейда и под его председательством. В 1903 г. у него появились первые ученики (Пауль Федерн, Вильгельм Штекель, Отто Ранк и др.), которые впоследствии сыграли значительную роль в судьбе психоанализа и его творца. В 1904 идеи З.Фрейда привлекли внимание швейцарских психиатров (Эйгёна Блейлера, Макса Эйтингона, Карла Абрахама, Карла Юнга, Людвига Бинсвангера и др.), которые приступили к их изучению, проверке и использованию. Тем временем возглавляемое З.Фрейдом «Общество психологических сред» пополняло ряды и расширяло сферу деятельности. Идеями З.Фрейда заинтересовались российские специалисты и просветители. В 1904 в России вышли в свет первые переводы его книг. И в дальнейшем, вплоть до 30-х гг. XX в., Россия была лидером переводных изданий его работ.
К 1906 г. в Вене и Цюрихе фактически были созданы своеобразные центры психоанализа. Количество сторонников идей З.Фрейда было незначительно, но они компенсировали это высокой профессиональной квалификацией и энтузиазмом. В 1907 (после визита к З.Фрейду Макса Эйтингона) его посетили и другие швейцарские сторонники психоанализа (Карл Юнг, Карл Абрахам, Людвиг Бинсвангер и др.). В этом же году Карл Юнг основал в Цюрихе Общество Фрейда. В 1908 г. венские и цюрихские сторонники психоанализа во главе с З.Фрейдом организовали и провели в Зальцбурге (Австрия) международное заседание последователей психоанализа. На нем было принято решение об организации Международной психоаналитической ассоциации (МПА), и само заседание фактически стало ее I конгрессом. З.Фрейд (при содействии Шандора Ференци и др.) принял решение о создании «психоаналитического движения» (с центром в Цюрихе) как особой формы организации и взаимодействия сторонников использования, развития и распространения психоанализа. Составной частью и опорой этого движения должны были стать различные региональные психоаналитические организации. В начале 1909 года российский психиатр Николай Вырубов опубликовал статью «Психоаналитический метод Фрейда и его лечебное значение», а в конце этого же года прочитал спецкурс «Психоаналитический метод в изучении и терапии психоневрозов» на организованных Александром Бернштейном в Москве Повторительных курсах по психиатрии для врачей. И в этом же 1909 году в России были опубликованы статьи психиатров Алексея Певницкого («Навязчивые состояния, леченные по психоаналитическому методу Брейера – Фрейда») и Осипа Фельцмана («К вопросу о психоанализе и психотерапии»). В 1910 году на II конгрессе Международной психоаналитической ассоциации (Нюрнберг, Германия) эта организация и региональные психоаналитические общества были конституированы. Первым президентом Международной психоаналитической ассоциации по предложению З.Фрейда и Ш.Ференци стал Карл Юнг. Берлинскую группу психоаналитиков возглавил Карл Абрахам, Цюрихскую (временно) – Карл Юнг, Венскую – Альфред Адлер. Был основан и вышел в свет новый журнал «Центральблатт фюр психоанализе» по психоанализу (3.Фрейд, А. Адлер, В. Штекель).11 В 1911 в рядах психоаналитического движения, испытывавшего определенные творческие и личностные напряжения с момента создания, произошел первый раскол. Из-за разногласий с З.Фрейдом из Венского психоаналитического общества вышли А.Адлер и его сторонники. В 1911 в Веймаре (Германия) состоялся III конгресс Международной психоаналитической ассоциации (президент К. Юнг), решивший ряд важных задач. Официальным органом Международной психоаналитической ассоциации был объявлен журнал «Центральблатт фюр психоанализе». К 1912 идеи и труды З.Фрейда были хорошо известны в России. В Москве, Петербурге, Одессе и др. городах психологи и психиатры (Николай Баженов, Александр Бернштейн, Моисей Вульф, Николай Вырубов, Юрий Каннабих, Николай Осипов, Алексей Певницкий, Осип Фельцман и др.) проверяли, использовали и развивали психоаналитические идеи и методики. В 1913 в Мюнхене (Германия) был проведен IV конгресс Международной психоаналитической ассоциации (президент Карл Юнг). Однако в 1914 из-за разногласий с З.Фрейдом К.Юнг ушел с поста президента Международной психоаналитической ассоциации (которую возглавил Карл Абрахам) и вместе со своими сторонниками создал собственную школу и организацию. Очередной раскол в психоаналитическом движении фактически совпал с первой мировой войной (1914-1918), которая существенно подорвала основы движения. Однако уже в 1918 З.Фрейд и его сторонники провели V конгресс Международной психоаналитической ассоциации (Будапешт, Венгрия) и в значительной мере восстановили свои позиции. В 1920 в Гааге (Голландия) был проведен VI конгресс Международной психоаналитической ассоциации и учрежден международный журнал по психоанализу.