Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:05, реферат
Целью данной работы является рассмотрение различия двух противоборствующих культур и анализ взглядов философов, а также рассмотрение проблемы Восток-Запад в трудах двух русских философов - славянофила Н.Я. Данилевского и Н. Бердяева.
Цель работы определяет решаемые в ней задачи: показать особенности взглядов философов на проблему «Восток-Запад», провести краткий сравнительный их анализ, в особенности той части их взглядов, которые раскрывают место России в дилемме «Восток-Запад», попытаться вычленить общие и противоположные положения философов по этому вопросу.
Введение 3
1. Культуры Востока и Запада:
1.1 Культура Востока 4
1.2 Культура Запада 5
1.3 Различие культур 7
2. Отношение философов-историков к понятию Восток-Запад 14
3. Проблема Восток-Запад в трудах русских ученых:
3.1 Концепция Данилевского 17
3.2 Концепция Бердяева 21
Заключения 26
Список литературы 27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Сибирский государственный
аэрокосмический университет
Кафедра философии
Реферат
на тему: «Различие культур Востока и Запада»
Красноярск, 2010
Содержание
Введение
1. Культуры Востока и Запада:
1.1 Культура Востока
1.2 Культура Запада 5
1.3 Различие культур 7
2. Отношение философов-историков к понятию Восток-Запад 14
3. Проблема Восток-Запад в трудах русских ученых:
3.1 Концепция Данилевского 17
3.2 Концепция Бердяева 21
Заключения 26
Список литературы 27
Введение
Сегодня, в современном мире, проблема «Восток-Запад», столь волновавшая ученых, не менее, если не более актуальна. Понятия «межнациональный конфликт», «исламский терроризм», увы, прочно входят в нашу жизнь. Конфликт Востока и Запада сегодня для многих очевиден и, что самое важное, крайне опасен для всего мирового сообщества. Именно поэтому оценки ученых, касающиеся проблемы «Восток-Запад», их анализ сегодня актуален как никогда. История есть опыт, накопленный человечеством. История философии содержит в себе варианты ответов на многие из стоящих перед нами и сегодня острых вопросов.
Мы проанализируем каждую из культур, выявим различие между ними и рассмотрим концепции разных философов на данную проблему. В связи с этим за объект анализа нами будут взяты данные культуры в целом. Как предмет анализа тогда выступят отдельные свойства каждой из культур, отношения к ним различных ученых с философской точки зрения.
Целью данной работы является рассмотрение различия двух противоборствующих культур и анализ взглядов философов, а также рассмотрение проблемы Восток-Запад в трудах двух русских философов - славянофила Н.Я. Данилевского и Н. Бердяева.
Цель работы определяет решаемые в
ней задачи: показать особенности
взглядов философов на проблему «Восток-Запад»,
провести краткий сравнительный
их анализ, в особенности той части
их взглядов, которые раскрывают место
России в дилемме «Восток-Запад»,
попытаться вычленить общие и
противоположные положения
1. Культуры Востока и Запада
1.1 Культура Востока
В философско-историческом осмыслении (Гегель, Соловьёв) Восток представлялся в качестве первой исторической ступени всемирного развития человечества («деспотия», «свобода одного» как первый шаг к свободе у Гегеля, символ «бесчеловечного Бога» у Соловьёва). В теориях замкнутых культур и локальных цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) линейная историческая схема была отброшена и казавшийся (на европейском фоне) более или менее единым Восток предстал своего рода «россыпью» самобытных культурно исторических образований. В современных типологических схемах, восходящих к Веберу, китайская, индийская и ближневосточная цивилизации были осознанны в качестве основных и самостоятельных форм культуры и общества – наряду с европейской, создавшей в экономике, социальной и политической сферах, в области духовной культуры такое своеобразие, которое выводит Запад за рамки общецивилизованной «нормы» присутствующей при всех модификациях в обществах и культурах Востока.
Это привело к существенному
переосмыслению самой парадигме
«Восток-Запад». Место представления
об их взаимной диалектической связи (как
единства противоположностей) заняло
теперь представление о традиционности
(нормальности) цивилизаций востока
и отклонений от традиции европейского
(западного) способа цивилизационно-
Согласно этой точке зрения,
именно «Восток» в широком смысле
слова, стал колыбелью мировой цивилизации
и человеческой культуры. Для всех
его локальных социокультурных
образований было характерно стремление
к сохранению «веками выработанной
жёсткой нормы» устойчивого социального
порядка и сложившихся
1.2 Культура Запада
Если Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций или, по крайней мере, тремя основными потоками цивилизационно-исторического существования (Ближний Восток, Китай, Индия), то соотносимая с ним европейская (западная) культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха и на основе крито-микенской культуры. Эта последовательность исторических эпох такова:
- классическая эллинская культура;
- эллинистически-римская ступень;
- романо-германская культура христианского средневековья;
- новоевропейская культура.
Три последние ступени
можно рассматривать (на фоне антично-греческой
классики) и как своеобразные вариативные
формы вестернизации
Так или иначе, но у истоков
и в самих основаниях всех обществ
и культур европейской (западной)
цивилизационной традиции находится
нечто невообразимое с
Важнейшими изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой сфере являются философия в указанном выше значении этого понятия и наука как специфическая форма познавательной деятельности, характерная для последней эпохи существования западной культурной традиции. Грань между «софийной» и «сциентизированной» формами культуры вообще (а также в отношении специфики соответствующих мировоззренческих форм) столь значительна, что очень часто выделяют лишь два крупных периода в движении европейской культуры, взятой в ее относительной самостоятельности от социально-экономической и национально-этнической областей проявления цивилизационно-исторической жизни. А именно:
- от середины I тыс. до н. э. н до XVII в.;
- период ХVII-XX вв. (для его обозначения используются два основных термина: период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации).
С учетом других критериев,
и, прежде всего представленности в
европейской культуре христианства,
эта простейшая периодизация усложняется:
обычно в этом случае говорят (имея
в виду первый большой период) об
эпохах античной, греческой и римской,
культуры, о культуре эпохи средневековья
и о культуре Возрождения (с этой
последней эпохи некоторые
Вторая половина XIX — XX в. характеризуются по-разному. Но совершенно очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации — несмотря на постоянный поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных катаклизмов — стабилизируется. В том числе и в отношении все более широкого охвата ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. В итоге современная западная культура оценивается то в русле шпенглеровской мифологемы «Заката Европы», то в оптимистических и одновременно явно евроцентристских тонах.
[http://www.arts.adygnet.ru/
1.3 Различие Культур
В отличие от философии
Запада философия Востока
Даже в исследовании самой
проблемы человека существует различие
в философских концепциях Запада
и Востока. Восточная философия
исследует проблему человека с точки
зрения практики, жизнедеятельности
людей, их образа жизни. Поэтому в
ней содержится много более частных
проблем, связанных с самосознанием
человека, его формами и состояниями,
этикетом, практическими наставлениями
правителям, старшим и младшим
по возрасту людям, а также людям,
занимающим разное социальное положение
в обществе. Западная философия обращается
к человеку чаще не через его психическое
бытие или этикет, а предлагает
ему общие принципы бытия и
познания. Восточная философия
Разработка философского категориального аппарата, выражающего суть философских систем и их борьбу, - заслуга прежде всего древнегреческой философии. Впервые систематически о категориях речь шла в трактате Аристотеля "Категории". Он составил их таблицу на основе изучения предшествующей философской мысли. Эта таблица включает следующие категории: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Таблица категорий Аристотеля оказала определяющее влияние на развитие учения о категориях вплоть до Нового времени, когда были предприняты попытки изменить ее состав в связи с достижениями философии и конкретных наук.
Имеются различия и в учении
о строении материи. В античной философии
Запада возникла атомистика как учение
о дискретном строении материи. Ее основоположниками
были древнегреческие философы Левкипп
и Демокрит, идеи атомистики развивает
Эпикур и древнеримский философ
Лукреций Кар. Демокрит учил, что мир
состоит из атомов и пустоты. Атомы
- мельчайшие тела, не имеющие качества.
Качества же появляются от сочетания
атомов по форме, положению и порядку.
Очертание - форма атома; соприкосновение
есть порядок, а поворот - положение.
Почему молоко легко пьется? Да потому,
считал Демокрит, что оно состоит
из "круглых атомов". Почему горчицу
"нельзя пить как молоко? Потому,
что атомы горчицы "крючковатые"
[1]. Так объяснял древнегреческий
философ качества вещей и их многообразие.
В атомистике Демокрита наряду с
наивными объяснениями причинности
просматривается стремление увидеть
все ту же причинность в самих
вещах, а точнее - в атомах. В восточной
философии проблема дискретности материи,
ее строения не ставится. В ней материя
рассматривается
Есть различия в решении
проблем познания. В западной философии
познание рассматривается не только
как эмпирическое, чувственное и
рациональное, но и как логическое,
т.е. дается разработка проблем логики.
Большой вклад в их изучение внесли
Сократ, Платон, особенно Аристотель. В
восточной философии фактически
проблемой логики занималась лишь индийская
школа ньяя (санскр. буквально - правило,
рассуждение, вхождение в предмет,
логика). Ньяя подчеркивала важность умозрения
для решения философских