Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:53, реферат
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова потребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Структура личности………………………………………………………………..4
2. Социализация личности……………………………………………………………5
2.1 Стадии социализации…………………………………………………………..6
2.2 Различия между социализацией взрослых и детей…………………………...7
2.3 Ресоциолизация…………………………………………………………………8
2.4 Жизненные кризисы…………………………………………………………….9
3. Понятие «Социальный статус»…………………………………………………….11
4. Понятие «Социальная роль»……………………………………………...………..12
4.1 Социальные роли по Парсену………………………………………..………..14
4.2 Ролевые конфликты……………………………………………...…………….15
5. Концепция личности Зигмунда Фрейда…………………………………………..16
Заключение…..………………………………………………………………………17
Литература…………………………………………………………………………...18
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Структура личности………………………………
2. Социализация личности………………………
2.1 Стадии социализации……………………………
2.2 Различия между социализацией взрослых и детей…………………………...7
2.3 Ресоциолизация…………………………………………
2.4 Жизненные кризисы…………………………………
3. Понятие
«Социальный статус»……………………………
4. Понятие «Социальная роль»……………
4.1 Социальные роли по Парсену…………
4.2 Ролевые конфликты…………………………………
5. Концепция личности Зигмунда Фрейда…………………………………………..16
Заключение…..……………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек»,
«индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова
употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных
понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек –
понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный,
конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его
«первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность
можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого,
причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом,
нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность
вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной)
сущности
человека и индивида, т.е. акцент
делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида,
определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в
совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и
сознательной деятельности.
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид.
Индивидом называется
человек как представитель
филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью,
человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого
развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2)
наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок
взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не
человек в собственном смысле слова.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые
составляют ее структуру.
Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом:
- с точки зрения ее структуры;
-
с точки зрения ее
людьми.
1. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.
Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову):
Краткое название подструктуры |
К данной структуре относятся |
Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности |
Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы |
Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта |
Умения, знания, навыки, привычки |
Социально-биологический |
Подструктура форм отражения |
Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) |
Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Подструктура биологических, конституциональных свойств |
Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства |
Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
В данной схеме особенности личности сгруппированы в иерархически
расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование
биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его
социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и
позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов
человека в современной социологии.
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в
определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта,
в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и
ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны
поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы
морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном
обществе.
Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек
(ребенок) изначально
асоциален или его
общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально
асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе
моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что
такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для
психоанализа.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования
социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам
поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и
взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально
индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в
процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных
случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности
избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных
в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.
2.1. Стадии социализации.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до
подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически,
адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя
среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В
подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я»
характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в
мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная
социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в
обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если
свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны
следующие исходы:
· сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий
(взаимоотношений) с людьми и обществом;
· изменение себя, «стать как все»;
· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости
человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только
усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия
человека на среду через сою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой
возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального
опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
2.2. Различия между социализацией взрослых и детей.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация
осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в
среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г.Брим (1966) утверждал, что
существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.
1.
Социализация взрослых
внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые
ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между
черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».
Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении
определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям
различных ролей на работе, дома. На общественных мероприятиях и т.д. Они
вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих
использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые
не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца
или матери.
4.
Социализация взрослых
определенными навыками; социализация детей формирует главным образом
мотивацию их поведения.
2.3. Ресоциализация.
Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по
восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является
непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются
незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей,
навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация
охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков
чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также
является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются
разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого
понимания.
2.4. Жизненные кризисы.
Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека,
Эриксон (1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты
этого развития.
Оно рассматривается как
факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.
По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь
психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный
и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем,
удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка
ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство
глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, -
недоверие к нему.
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением
ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему
контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии.
Напротив, слишком
строгий или слишком
приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных
главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.