Развитие Индивидума в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:53, реферат

Описание

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова потребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Структура личности………………………………………………………………..4
2. Социализация личности……………………………………………………………5
2.1 Стадии социализации…………………………………………………………..6
2.2 Различия между социализацией взрослых и детей…………………………...7
2.3 Ресоциолизация…………………………………………………………………8
2.4 Жизненные кризисы…………………………………………………………….9
3. Понятие «Социальный статус»…………………………………………………….11
4. Понятие «Социальная роль»……………………………………………...………..12
4.1 Социальные роли по Парсену………………………………………..………..14
4.2 Ролевые конфликты……………………………………………...…………….15
5. Концепция личности Зигмунда Фрейда…………………………………………..16
Заключение…..………………………………………………………………………17
Литература…………………………………………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

реферат философия.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

     5.      Мотивация. Разные роли обусловлены различными

мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек  поглощен собственными

интересами  – его поступки определяются стремлением  получить максимальную

прибыль.  Но предполагается, что священник трудится главным образом ради

общественного блага, а не личной выгоды.

Как считает  Парсонс, любая роль включает некоторое  сочетание этих характеристик.

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Социально-ролевой  конфликт.

Один и тот  же человек выполняет множество  ролей, которые могут противоречить,

не согласовываясь друг с другом что приводит к возникновению  ролевого

конфликта.

     Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными

структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной

роли.

В сложно дифференцированном обществе индивид выполняет требования не одной, а

нескольких  ролей, кроме того, сама конкретная роль, связанная с данной

социальной  ситуацией, чаще всего неоднородна. Значение этих положений

становится  ясным либо в случае, когда требования одной социальной роли

противоречат, вступают в конфликт с требованиями другой социальной роли того

же самого лица, либо тогда, когда подобное противоречие характеризует

взаимоотношение отдельных элементов в пределах той же самой роли. Наряду с

подобного рода внутриролевыми конфликтами важнейшее  значение для

характеристики  общества имеют структурно-обусловленные  межролевые конфликты,

самые острые из которых принимают форму классовой  борьбы.

В системе формальных социальных ролей, прежде всего, находят свое

воплощение  отношения власти, формальной (законной, официальной) структуры

общества. Вне  формальной системы социальных ролей  немыслимо упорядоченное

взаимодействие  индивидов в рамках общества и  государства. Здесь взаимодействия

индивидов заранее предопределены такой системой.

Одновременно  с этим в обществе складывается и  воспроизводится разветвленная

система неформальных ролей, основанных на отношениях родства, участия в

общих социальных группах, многочисленных видах неформальных спонтанных

взаимодействий.

Отсюда видно, что если система формальных социальных ролей существует по

необходимости, то неформальные социальные роли возникают  на основе согласия.

В идеальном  случае формальные и неформальные роли соответствуют друг другу по

указанным выше параметрам дополнительности и взаимности. По мере нарушения

этих принципов  взаимодействия требования формальных и неформальных

социальных  ролей могут вступать между собой  в конфликт.

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. КОНЦЕПЦИЯ  ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА.

З. Фрейд (1856-1939) рассматривал человека как систему  нужд, а общество – как

систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь  сексуальные)

стремления  личности образуют ее потенциал и  основной источник активности,

задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения

инстинктивных потребностей в их естественно-природной  форме из-за социальных

нормативных ограничений, человек вынужден постоянно искать компромисс между

глубинным влечением  и общественно приемлемой формой его реализации. Модель

личности, созданная  Фрейдом, представляет собой трехуровневое  образование:

низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и

«родовыми воспоминаниями», средний слой (Я, или Эго) и верхний  слой (Сверх-Я,

или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие,

агрессивные и  воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют»

психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности,

постоянно обороняющейся  от общественного давления и находящейся в конфликте с

социальным  окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой

(Супер-Эго) неизбежно  увеличивается, становится более  массивным и тяжелым, то

и вся человеческая история рассматривается Фрейдом  как история нарастающего

психоза.

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд  – проблема противоречия

между человеком  и обществом. Отношение к обществу, к системе социального

контроля, норм, запретов и т.п. у Фрейда двойственно. С одной стороны, он

относился к  ним как к необходимому инструменту обуздания человеческих

инстинктов, освобождение которых привело бы человечество к самоуничтожению, а

с другой стороны, как к чему-то такому, что с  неизбежностью ведет к

нарастанию  неврозов и другим патологиям личности. Фрейд колебался между

критико-радикалистским и адаптационно-конформистским решениями  проблемы. Он

склонялся то к  пессимизму антиисторической концепции, согласно которой

человеческая  природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные

социальные  изменения и был разрешен драматический конфликт человека и

общества; то к  осторожно оптимистической эволюционистской позиции, согласно

которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно

организованной  социализации личности может все-таки произойти трансформация

человека и  общества – массы будут подняты  до уровня элиты, разум станет

управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся отчасти удовлетворенными,

отчасти сублимированными, а агрессивные инстинкты превратятся  в средство

управления миром. Однако к такого рода перспективам Фрейд относился все же

скорее скептически, в большей мере тяготея к футурологическому  пессимизму.

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются

социально значимые черты и проявляются его сущность как совокупность всех

общественных  отношений. Социология стремится выявить  социальные основы

формирования  личностных качеств, социальное содержание и социальные функции

существующих  в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник

общественной  жизни, и как ее реальный носитель. Конечно же, личность с точки

зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально

значимые черты  индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с

другими людьми и тем самым способствующего  стабилизации и развитию

общественных  отношений.

Таким образом, социология личности – отрасль знаний социологии, имеющая

предметом изучения личность как объект и субъект  социальных отношений в

пределах социально-исторического  процесса и ценностных общественных систем,

на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности

сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной

системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как

объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и

в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как

субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и

активность  личности.

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

1.     САМЫГИН С.И., ПЕРОВ Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов

(экспресс-справочник  для студентов вузов). Ростов н/Д:  издательский центр

«МарТ», 1999 г.

2.     ВОЛКОВ Ю.Г., НЕЧИПУРЕНКО В.П., ПОПОВ  А.В., САМЫГИН С.И. Социология:

курс лекций: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс,      1999 г.

3.     СТОЛЯРЕНКО Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное  и

дополненное. Ростов-н/Д: «Феникс», 1999 г.

4.     КЛИМОВ Е.А.  Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. Пособие

для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999г.




Информация о работе Развитие Индивидума в обществе