Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:53, реферат
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова потребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Структура личности………………………………………………………………..4
2. Социализация личности……………………………………………………………5
2.1 Стадии социализации…………………………………………………………..6
2.2 Различия между социализацией взрослых и детей…………………………...7
2.3 Ресоциолизация…………………………………………………………………8
2.4 Жизненные кризисы…………………………………………………………….9
3. Понятие «Социальный статус»…………………………………………………….11
4. Понятие «Социальная роль»……………………………………………...………..12
4.1 Социальные роли по Парсену………………………………………..………..14
4.2 Ролевые конфликты……………………………………………...…………….15
5. Концепция личности Зигмунда Фрейда…………………………………………..16
Заключение…..………………………………………………………………………17
Литература…………………………………………………………………………...18
5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными
мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными
интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную
прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради
общественного блага, а не личной выгоды.
Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.
4.2. Социально-ролевой конфликт.
Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить,
не согласовываясь друг с другом что приводит к возникновению ролевого
конфликта.
Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными
структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной
роли.
В сложно дифференцированном обществе индивид выполняет требования не одной, а
нескольких ролей, кроме того, сама конкретная роль, связанная с данной
социальной ситуацией, чаще всего неоднородна. Значение этих положений
становится ясным либо в случае, когда требования одной социальной роли
противоречат, вступают в конфликт с требованиями другой социальной роли того
же самого лица, либо тогда, когда подобное противоречие характеризует
взаимоотношение отдельных элементов в пределах той же самой роли. Наряду с
подобного рода внутриролевыми конфликтами важнейшее значение для
характеристики
общества имеют структурно-
самые острые из
которых принимают форму
В системе формальных социальных ролей, прежде всего, находят свое
воплощение отношения власти, формальной (законной, официальной) структуры
общества. Вне формальной системы социальных ролей немыслимо упорядоченное
взаимодействие индивидов в рамках общества и государства. Здесь взаимодействия
индивидов заранее предопределены такой системой.
Одновременно с этим в обществе складывается и воспроизводится разветвленная
система неформальных ролей, основанных на отношениях родства, участия в
общих социальных группах, многочисленных видах неформальных спонтанных
взаимодействий.
Отсюда видно, что если система формальных социальных ролей существует по
необходимости, то неформальные социальные роли возникают на основе согласия.
В идеальном случае формальные и неформальные роли соответствуют друг другу по
указанным выше параметрам дополнительности и взаимности. По мере нарушения
этих принципов взаимодействия требования формальных и неформальных
социальных ролей могут вступать между собой в конфликт.
5. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА.
З. Фрейд (1856-1939) рассматривал человека как систему нужд, а общество – как
систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные)
стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности,
задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения
инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных
нормативных ограничений, человек вынужден постоянно искать компромисс между
глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель
личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование:
низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и
«родовыми воспоминаниями», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я,
или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие,
агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют»
психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности,
постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с
социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой
(Супер-Эго) неизбежно
увеличивается, становится
и вся человеческая
история рассматривается
психоза.
Главная проблема,
которую пытался разрешить
между человеком и обществом. Отношение к обществу, к системе социального
контроля, норм, запретов и т.п. у Фрейда двойственно. С одной стороны, он
относился к ним как к необходимому инструменту обуздания человеческих
инстинктов, освобождение которых привело бы человечество к самоуничтожению, а
с другой стороны, как к чему-то такому, что с неизбежностью ведет к
нарастанию неврозов и другим патологиям личности. Фрейд колебался между
критико-радикалистским и адаптационно-конформистским решениями проблемы. Он
склонялся то к пессимизму антиисторической концепции, согласно которой
человеческая
природа слишком консервативна,
чтобы могли произойти
социальные изменения и был разрешен драматический конфликт человека и
общества; то к
осторожно оптимистической
которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно
организованной социализации личности может все-таки произойти трансформация
человека и общества – массы будут подняты до уровня элиты, разум станет
управлять страстями, сексуальные инстинкты окажутся отчасти удовлетворенными,
отчасти сублимированными,
а агрессивные инстинкты
управления миром. Однако к такого рода перспективам Фрейд относился все же
скорее скептически, в большей мере тяготея к футурологическому пессимизму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются
социально значимые
черты и проявляются его
общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы
формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции
существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник
общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конечно же, личность с точки
зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально
значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с
другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию
общественных отношений.
Таким образом, социология личности – отрасль знаний социологии, имеющая
предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в
пределах социально-
на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности
сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной
системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как
объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и
в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как
субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и
активность личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. САМЫГИН С.И., ПЕРОВ Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов
(экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов н/Д: издательский центр
«МарТ», 1999 г.
2. ВОЛКОВ Ю.Г., НЕЧИПУРЕНКО В.П., ПОПОВ А.В., САМЫГИН С.И. Социология:
курс лекций: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999 г.
3.
СТОЛЯРЕНКО Л.Д. Основы
дополненное. Ростов-н/Д: «Феникс», 1999 г.
4. КЛИМОВ Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. Пособие
для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999г.