Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:53, реферат
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова потребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Структура личности………………………………………………………………..4
2. Социализация личности……………………………………………………………5
2.1 Стадии социализации…………………………………………………………..6
2.2 Различия между социализацией взрослых и детей…………………………...7
2.3 Ресоциолизация…………………………………………………………………8
2.4 Жизненные кризисы…………………………………………………………….9
3. Понятие «Социальный статус»…………………………………………………….11
4. Понятие «Социальная роль»……………………………………………...………..12
4.1 Социальные роли по Парсену………………………………………..………..14
4.2 Ролевые конфликты……………………………………………...…………….15
5. Концепция личности Зигмунда Фрейда…………………………………………..16
Заключение…..………………………………………………………………………17
Литература…………………………………………………………………………...18
Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит
самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему
позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы.
Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к
покорности и чувству вины.
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится
работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе
атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе
или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования
средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации
(усвоения образцов
поведения значимых для
предполагает
объединение пошлого опыта
возможностей и выборов, который он должен сделать. Неспособность подростка к
идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению»
или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в
аффективной, социальной или профессиональной сферах.
Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском
близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл
«работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее
развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его
замыканию на самом себе.
Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он
характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности
), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его
воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и
созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской
жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости
(стагнация), что
обрекает супругов на
риском оскудения межличностных отношений.
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой
завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как
этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на
подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в
котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые
поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в
отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
3. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС».
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих
позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом.
Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет
его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным
. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его
должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во
внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и
профессиональной
ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы.
Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и
заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения,
семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями
самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также
естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный
статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые
характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость
и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для
взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем
фиксируется социальное, экономическое
и производственно-техническое
(банкир, инженер, адвокат и т.д.)
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в
данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что
социальные статусы – структурные элементы социальной организации общества,
обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений.
Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в
соответствии
с социально-экономической
координированную систему. Социальные связи между субъектами
общественных отношений, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых социальных
функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных
отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений
являются социальные статусы.
С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена
в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых
индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами
государства.
Общество не только создает социальный статус, но и обеспечивает социальные
механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между
социальными статусами, предписываемые обществом индивиду вне зависимости от
усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых
зависит от самого человека (достигаемые позиции), существенная характеристика
социальной организации общества. Предписанными социальным статусом являются
по преимуществу те, замещение которых происходит автоматически, в силу
рождения человека и в связи с такими его характеристиками, как пол, возраст,
отношения родства, раса, каста и т.д.
Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных
статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической
власти, есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам
соответствующую структуру социального статуса. Личные качества индивидов,
отдельные примеры социального выдвижения в целом не меняют этого
кардинального положения.
4. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ».
Многомерная, сложно организованная природа человека, широта и многообразие
его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов
и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов
человека в современной социологии. Один из них – образ человека как
совокупности социальных ролей.
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных
групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой их этих
групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему
предъявляют определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек
должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей
– как начальник, т.е. выступать в разных ролях.
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в
зависимости от
их статуса или позиции в
отношений.
Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное
условие «врастание» человека в общество себе подобных. Социализацией
называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом
социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское
поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек
усваивает социальные стандарты поведения, учиться оценивать себя со стороны и
осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек
включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные
роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость
в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность
своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим
собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее сформированная подструктура
направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом,
который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность,
осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только
в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего
существования, отказываться от одного в пользу другого. Развитая личность может
использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным
социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.
Итак, социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом
к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования
(предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в
конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и
негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения
требований, связанных с социальной ролью.
Возникая в связи с конкретной социальной позицией, заданной в общественной
структуре, социальная роль вместе с тем – конкретный (нормативно одобряемый)
способ поведения, обязательный для индивидов, выполняющих соответствующие
социальные роли. Социальные роли, выполняемые индивидом, становятся решающей
характеристикой его личности, не теряя, однако, своего социально-производного
и в этом смысле
объективно-неизбежного
роли, выполняемые людьми, персонифицируют господствующие общественные
отношения.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно
«правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то,
что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту
или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права
и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и
строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом
следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система
социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов –
и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до
насильственного пресечения.
4.1. Социальные роли по Парсонсу.
Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что
любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской
сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях,
обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни,
страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное
выражение чувств.
2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены
предписанными статусами – например, ребенка, юноши или взрослого гражданина;
они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли
завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль,
которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго
определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента
ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.
Между маленьким
ребенком и его матерью или
отцом устанавливаются
более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
4. Формализация. Некоторые роли предусматривают
взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например,
библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за
каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других
ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные
отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за
оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.