Развитие Индивидума в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:53, реферат

Описание

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова потребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Структура личности………………………………………………………………..4
2. Социализация личности……………………………………………………………5
2.1 Стадии социализации…………………………………………………………..6
2.2 Различия между социализацией взрослых и детей…………………………...7
2.3 Ресоциолизация…………………………………………………………………8
2.4 Жизненные кризисы…………………………………………………………….9
3. Понятие «Социальный статус»…………………………………………………….11
4. Понятие «Социальная роль»……………………………………………...………..12
4.1 Социальные роли по Парсену………………………………………..………..14
4.2 Ролевые конфликты……………………………………………...…………….15
5. Концепция личности Зигмунда Фрейда…………………………………………..16
Заключение…..………………………………………………………………………17
Литература…………………………………………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

реферат философия.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

     Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит

самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно  строит и которые ему

позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы.

Наоборот, переживание  повторных неудач и безответственности могут привести его к

покорности  и чувству вины.

     Четвертый кризис  происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится

работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе

атмосферы и  принятых методов воспитания у ребенка  развивается вкус к работе

или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования

средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

     Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации

(усвоения образцов  поведения значимых для подростка  других людей). Этот процесс

предполагает  объединение пошлого опыта подростка, его потенциальных

возможностей и выборов, который он должен сделать. Неспособность подростка к

идентификации или связанные с ней трудности  могут привести к ее «распылению»

или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в

аффективной, социальной или профессиональной сферах.

     Шестой кризис  свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском

близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл

«работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее

развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его

замыканию на самом  себе.

     Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он

характеризуется развитием чувства сохранения рода         (генеративности

), выражающегося  главным образом в «интересе к следующему поколению и его

воспитанию». Этот период жизни отличается высокой  продуктивностью и

созидательностью  в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской

жизни идет иным путем, она может застыть в  состоянии псевдоблизости

(стагнация), что  обрекает супругов на существование  лишь для самих себя с

риском оскудения  межличностных отношений.

     Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой

завершение  предшествующего жизненного пути, а  разрешение зависит от того, как

этот путь был  пройден. Достижение человеком цельности основывается на

подведении  им итогов своей прошлой жизни  и осознании ее как единого  целого, в

котором уже  ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые

поступки в  единое целое, он завершает свою жизнь  в страхе перед смертью и в

отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПОНЯТИЕ  «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС».

Каждый человек  в социальной системе занимает несколько  позиций. Каждая из этих

позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом.

Человек может иметь несколько  статусов. Но чаще всего только один определяет

его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным

. Часто бывает так,  что главный, или интегральный, статус обусловлен его

должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во

внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и

профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в  установках,

ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы.

Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и

заслуг личности. Он обуславливается  этническим происхождением, местом рождения,

семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями

самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также

естественный  и профессионально-должностной статусы. Естественный

статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые

характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость

и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для

взрослого человека чаще всего  являющийся основой интегрального  статуса. В нем

фиксируется социальное, экономическое  и производственно-техническое положение

(банкир, инженер, адвокат  и т.д.)

     Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в

данной  социальной системе. Таким образом, можно отметить, что

социальные  статусы – структурные элементы социальной организации общества,

обеспечивающие  социальные связи между субъектами общественных отношений.

Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в

соответствии  с социально-экономической структурой общества и образуют сложную

координированную  систему. Социальные связи между субъектами

общественных отношений, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых социальных

функций, образуют определенные пункты пересечения в  обширном поле социальных

отношений. Этими  пунктами пересечения связей в поле общественных отношений

являются социальные статусы.

С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена

в виде сложной, взаимосвязанной системы  социальных статусов, занимаемых

индивидами, становящимися вследствие этого  членами общества, гражданами

государства.

Общество не только создает социальный статус, но и обеспечивает социальные

механизмы распределения  членов общества по этим позициям. Соотношение  между

социальными статусами, предписываемые обществом индивиду вне зависимости от

усилий и  заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых

зависит от самого человека (достигаемые позиции), существенная характеристика

социальной  организации общества. Предписанными  социальным статусом являются

по преимуществу те, замещение которых происходит автоматически, в силу

рождения человека и в связи с такими его характеристиками, как пол, возраст,

отношения родства, раса, каста и т.д.

Соотношение в  социальной структуре предписанных и достигаемых социальных

статусов есть, по существу, показатель характера  экономической и политической

власти, есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам

соответствующую структуру социального статуса. Личные качества индивидов,

отдельные примеры  социального выдвижения в целом  не меняют этого

кардинального положения.

4. ПОНЯТИЕ  «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ».

Многомерная, сложно организованная природа человека, широта и многообразие

его социальных связей и отношений определяют множество  теоретических подходов

и позиций в  понимании этого феномена, множество  различных моделей, образов

человека в  современной социологии. Один из них – образ человека как

совокупности  социальных ролей.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных

групп (семья, учебная  группа, дружеская компания и т.д.). В каждой их этих

групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему

предъявляют определенные ожидания. Таким образом, один и тот  же человек

должен вести  себя в одной ситуации  как  отец, в другой -  как друг, в  третьей

– как начальник, т.е. выступать в разных ролях.

Социальная  роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в

зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных

отношений.

Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное

условие «врастание»  человека в общество себе подобных.  Социализацией

называется  процесс и результат усвоения и активного воспроизведения  индивидом

социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые  роли (мужское или женское

поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек

усваивает социальные стандарты поведения, учиться  оценивать себя со стороны и

осуществлять  самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек

включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные

роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость

в некотором  механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность

своего «Я»  в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим

собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее сформированная подструктура

направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом,

который позволяет  интегрировать свое «Я» и собственную  жизнедеятельность,

осуществлять  нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только

в отдельной  социальной группе, но и в жизни  в целом, вырабатывать смысл своего

существования, отказываться от одного в пользу другого. Развитая личность может

использовать  ролевое поведение  как инструмент адаптации к определенным

социальным  ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Итак, социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом

к лицам, занимающим определенные  социальные позиции. Эти требования

(предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в

конкретных  социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и

негативного характера направлена на обеспечение  надлежащего исполнения

требований, связанных с социальной ролью.

Возникая в  связи с конкретной социальной позицией, заданной в общественной

структуре, социальная роль вместе с тем – конкретный (нормативно одобряемый)

способ поведения, обязательный для индивидов, выполняющих  соответствующие

социальные  роли. Социальные роли, выполняемые индивидом, становятся решающей

характеристикой его личности, не теряя, однако, своего социально-производного

и в этом смысле объективно-неизбежного характера. В совокупности социальные

роли, выполняемые  людьми, персонифицируют господствующие общественные

отношения.

Социальная  роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно

«правилам игры»  ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то,

что человек  реально выполняет в рамках своей  роли. Всякий раз, беря на себя ту

или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права

и обязанности, приблизительно знает схему и  последовательность действий и

строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом

следит, чтобы  все делалось «как надо». Для этого существует целая система

социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов –

и соответствующая  ей система социальных санкций –  от порицания, осуждения до

насильственного пресечения.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1. Социальные  роли по Парсонсу.

Социальные  роли попытался систематизировать  Толкотт Парсонс. Он считал, что

любая роль может  быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1.     Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской

сестры, врача  или полицейского) требуют эмоциональной  сдержанности в ситуациях,

обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни,

страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается  менее сдержанное

                                выражение чувств.                               

2.     Способ получения. Некоторые роли обусловлены

предписанными статусами – например, ребенка, юноши  или взрослого гражданина;

они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли

завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль,

которая достигается  не автоматически, а в результате усилий личности.

3.     Масштаб. Некоторые роли ограничены строго

определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента

ограничены  вопросами, которые непосредственно  относятся к здоровью пациента.

Между маленьким  ребенком и его матерью или  отцом устанавливаются отношения

более широкого плана; каждого из родителей волнуют  многие стороны жизни малыша.

4.     Формализация. Некоторые роли предусматривают

взаимодействие  с людьми в соответствии с установленными правилами. Например,

библиотекарь  обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за

каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других

ролей допускается  особое обращение с теми, с кем  у вас сложились личные

отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за

оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у  незнакомого человека.

Информация о работе Развитие Индивидума в обществе