Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:17, доклад

Описание

Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) свои этические мысли изложил в трудах: "Человеческое, слишком человеческое", "По ту сторону добра и зла", "К генеалогии морали", "Так говорил Заратустра", "Антихристианин" и др.

Работа состоит из  1 файл

Этическое мировоззрение Ницше.docx

— 33.93 Кб (Скачать документ)

9. Развитие этической  мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше 

Фридрих Вильгельм  Ницше (1844 - 1900) свои этические мысли  изложил в трудах: "Человеческое, слишком человеческое", "По ту сторону добра и зла", "К  генеалогии морали", "Так говорил  Заратустра", "Антихристианин" и др. 

Ницше находился  под влиянием идей Шопенгауэра. Он утверждал  мораль через ее радикальное отрицание, поставил вопрос о ценности моральных  ценностей, сделал их предметом философского сомнения. 

Согласно Ницше  задача этики состоит в критике  морального сознания. Ницше утверждал, что существует много моралей, которые  можно разделить на типы. Среди  них - "мораль рабов". Она господствует в Европе, сформировалась под влиянием античной и христианской этики и  выражена в гуманистических традициях  человечества. 

Основной характеристикой  рабской морали, отмеченной Ницше, является претензия на безусловность, абсолютность. Мораль отождествляется с абсолютной, последней истиной. Ницше утверждал, что представления о недосягаемом абсолюте являются ложными, выдумкой, которая позволяет человеку примириться со своим ничтожеством, оправдать его. ("Водрузить идеал... "святого Бога" - и перед лицом его... быть уверенным в своей недостойности".) Рабская мораль является стадной, обезличивающей. Она: 

* отстаивает  интересы общности (стада), а не  личности; 

* направляет  солидарность, милосердие, сострадание  на поддержку больных, убогих  и неудачников; 

* требует отречения  от своих интересов, подавления  своего "я" ради служения  интересам большинства; 

* через нормы  морали уравнивает всех индивидов. 

Отчужденность морали выражается в ее самоценности, наградой добродетели является сама добродетель. 

Лицемерие рабской  морали является следствием ложности морали по отношению к реальной жизни. Мораль выступает от имени абсолюта, которого не существует, противостоит естественному эгоизму, свойственному жизни. 

Наиболее лживой, по мнению Ницше, является мораль в  чистом виде. Осуждая чужие пороки, она может прикрывать и оправдывать  зависть осуждающего, желание предаваться  тем же порокам, его неумение и  ограниченность. Осуждения самого себя также лживы, а угрызения совести - разновидность самодовольства. 

Феномен Ressentiment (фр. - вторичное переживание) был открыт Ницше в результате психологических исследований. Этот сложный психофизический комплекс Ницше считал мотивом морали. Составляющие этого мотива: 

* первичные неприятные  эмоции (злоба, стыд, обида), вызванные  унижением достоинства человека. Это унижение является постоянным  и закономерным, вытекает из положения  человека по отношению к другим  людям; 

* вторичное переживание  первичных эмоций (воспоминание), их  переосмысление, результатом которого  являются ненависть, чувство мести  и др.; 

* осознание невозможности  мести, то есть нанесенная обида  является следствием более высокого  положения (или превосходства)  обидчика; 

* чувство бессилия  и отчаяния; 

* жажда мести,  не имея возможности воплотиться  в адекватные поступки, трансформируется. 

Ressentiment получает идеальное воплощение, бессилие превращается в силу (например, человек верит в расплату за свои обиды на том свете), чувство отделяется от конкретных лиц, социального положения. 

Ницше определял  Ressentiment как воображаемую месть, месть бессильного, как вытесненную ненависть. 

Ressentiment существует в двух формах. 

* стадная мораль - она экстравертна (переносит чувство  вины наружу); 

* аскетический  идеал - он интровертен (переносит вину внутрь). 

Ницше утверждал, что Ressentiment, воплотившийся в европейскую мораль, является единственно доступной рабам формой сопротивления. Он препятствует возвышению человека и установлению искренних отношений между людьми. 

Мораль "сверхчеловека". Ницше критиковал мораль с позиций  морали: 

она ориентирована  на полезность стада и не может  содержать любви к ближнему. Мораль унижает человека, сострадание (христианское или социалистическое) бессмысленно, это сострадание того, кто сам страдает. Подлинным является сострадание сильных. 

Ницше выделял  этапы развития морали: 

* Аморальный - поступок  оценивается по его последствиям; 

* моральный - поступок оценивается по намерениям; 

* внеморальный - намерения поступков - лишь их "поверхность и оболочка". 

В развитии европейской  нравственности Ницше выделял два  направления, которые различаются  по ценностям, добродетелям, носителям  нравственности и пр.: 

* аристократическая  (рыцарская) нравственность; 

* мещанская нравственность, которая в результате синтеза  христианской морали и буржуазной  практики стала главенствующей. 

Ницше считал, что  новая мораль должна вернуться к  аристократизму. Аристократизм - синоним  всего благородного, высокого. Чаще встречается в среде аристократов, но не является их привилегией. 

Аристократические добродетели (особенности морали "сверхчеловека"), описанные Ницше: 

* "готовность  к огромной ответственности"; 

* "оторванность  от толпы... ее добродетелей"; 

* "защита того, чего не понимают и на что  клевещут"; 

* "почитание  правдивости, бесстрашия" и др. 

Также свойствами аристократизма является презрение  к: 

* человеку трусливому, малодушному; 

* "думающему об узкой пользе"; 

* "собачьей  породе людей, выносящих дурное  обхождение"; 

* "льстецам  и прежде всего льстецам". 

Основные особенности "сверхчеловеческого" типа людей: 

* осознание себя "не функцией", а "смыслом", мерилом ценностей; 

* самодостаточность  в своем величии; 

* способность  и готовность к великой ответственности; 

* врожденный  аристократизм, сочетающийся с  природной потребностью индивида  в самоутверждении. 

Добродетели аристократа, философа и др. - естественное следствие  его натуры, условий жизни, его  потребность, способ жизни. 

Ницшеанский "сверхчеловек" находится "по ту сторону добра  и зла". Согласно Ницше понятия "добро" и "зло" - результат  протеста рабов. Понятие "зло" первично, является персонификацией врагов, всего  того, что рабы не могли преодолеть. Понятие "добро" возникло как антипод  зла, это трансформированная зависть, неосуществленная месть. 

Ассоциации Ницше: добро - иллюзия добра, слабость, бездеятельность, нищета мужа; зло - ум, хитрость, разрушительная мощь. 

Преодолеть рабскую  мораль - значит становиться "по ту сторону  добра и зла", оставить под собой  иллюзию морального осуждения. ("Это требование вытекает из познания, сформулированного впервые мною: что не существует вовсе никаких моральных фактов". Ницше.) 

Ницше разграничивал  понятия "хорошее" и "плохое": 

* хорошее - это  высокое, знатное; 

* плохое - низменное,  в отличие от зла не является  предметом размышлений, объяснений, а просто игнорируется. ("...Врага не считают дурным он способен к возмездию... Не тот, кто причиняет нам вред, а тот, кто возбуждает презрение, считается дурным".) 

Ницше считал, что  позиция "сверхчеловека" не подрывает  мораль: "быть "по ту сторону добра  и зла"... - это не значит "по ту сторону хорошего и плохого". 

1. Современные  этические воззрения. Нигилизм  Ф.Ницше 

Вторая половина XIX - начало XX в. стали временем суровых  испытаний философских доктрин, мировоззренческих и нравственных принципов и самих социальных систем на их истинность и человечность. В целом эта эпоха стала  временем перелома, знаменовавшего собой  конец классической и становление  новой, современной философии и  этики. Это выразилось в отходе от основных принципов и установок, характерных для всей классической этики, или их переосмыслении в свете  новых реалий, появлении огромного  множества учений и школ, в изменении  самих способов и подходов к традиционным проблемам. 

Классическая  философия человека и морали традиционно  базировалась на культе разума и рациональности, на оптимистической уверенности  в закономерности и логичности устройства всего бытия и самого человека, способного к сознательному переустройству своей жизни на началах разумности, справедливости и человечности. Все  случайное, неподлинное, неразумное, несправедливое, эгоистическое рассматривалось  как временные характеристики бытия, через которые посредством прогресса  науки и просвещения, развития человеческой сознательности проторит себе дорогу Разум. 

Вся классическая этика была пронизана гуманистическими установками, а различия между течениями  и школами касались в основном лишь средств обоснования и утверждения  идеалов гуманизма и справедливости, свободы и достоинства человека. Эти идеалы в категориальной форме  выражались в понятиях "природы  человека", его "сущности" и "назначения" и в конечном счете носили абстрактно-обобщенный характер. Они как бы нависали над отдельным индивидом с его неповторимо личной судьбой и случайными эмпирическими интересами, требуя подчинения разумно-всеобщему началу. 

В целом можно  сказать, что классической философии  человека была присуща уверенность  в гармонии истины, добра и красоты как в самом бытии, так и в его познании. Отдельные "отщепенцы" историко-философского процесса - скептики, пессимисты, агностики, индивидуалисты - своей исключительностью лишь подтверждали общее правило. Нравственность мыслилась как выражение истинной сущности человека, его предназначения как разумного существа. Далее, если в своем эмпирическом бытии он был далек от нее, Разум должен был открыть и сформулировать принципы устройства мира на началах человечности, добра и красоты, и эта истина своей убедительной привлекательностью должна была вдохновить людей на ее осуществление. 

Современная буржуазная этика отошла от прогрессивных этических  традиций прошлого. Она, если рассматривать, разумеется, ее специфические тенденции, ушла в иррационализм, пессимизм, воинствующий индивидуализм. Непосредственно этот поворот, означавший вместе с тем  начало деградации буржуазной этики, выразился  в отказе от самой сокровенной  мысли домарксистской этики, согласно которой добродетель есть знание, а нравственным поведением движет разум. 

Этику, сопряженную  со знанием, и мораль, сопряженную  с разумом, наиболее последовательно  и остро, как нам представляется, атаковали Киркегор и Ницше. 

Согласно Киркегору, нужно отказаться от разума, чтобы обрести бога. Отстранив разум, он отстраняет и этическое в его общепринятом понимании; нормы морали, по его мнению, не должны сковывать человека, который призван бесстрашно идти навстречу абсурду, парадоксу, невозможному, идти во тьму, где, собственно, и скрыта истина. Поворот в духовной истории, который обозначил Киркегор, этот кумир современной буржуазной философии, хорошо символизируется тем фактом, что он от профессора философии Гегеля идет назад, к "частному мыслителю" библейскому Иову. 

Ницше ставит задачу переоценки ценностей, смысл которой  состоит в том, чтобы проникнуть "по ту сторону добра и зла", обосновать безграничную власть сильной  личности, в том числе и в  первую очередь ее право попирать нравственные законы, традиционную мораль, или, как предпочитает выражаться Ницше, "мораль рабов". Он считает, что  человеку незачем возвышать себя над зверем, лучшее в нем, прежде всего вседозволенность,- от зверя. 

Своей концепцией радикального нигилизма Ницше продолжил  и развил линию иррационализма в  философии XIX в., связанную с именами  Шопенгауэра, Кьеркегора, Штирнера. Эта линия зародилась как реакция на неоправданный оптимизм классической философии в разумности устройства мира и совершенствовании общества, где на смену "неразумным" и "противоестественным" отношениям феодализма пришел капитализм с присущими ему социальными противоречиями, порождающими все новые столкновения, пороки и язвы общественной жизни, отнюдь не способствовавшие благодушным иллюзиям о прогрессе разума в истории. Человечество боится лишиться этих иллюзий, с которыми ему легче жить, однако вера в разумность происходящего и его гуманистическую направленность способна лишь углубить кризис, из которого оно не может выйти. 

Информация о работе Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше