Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:17, доклад
Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) свои этические мысли изложил в трудах: "Человеческое, слишком человеческое", "По ту сторону добра и зла", "К генеалогии морали", "Так говорил Заратустра", "Антихристианин" и др.
9. Развитие этической
мысли Нового
времени. Философия Ф. Ницше
Фридрих Вильгельм
Ницше (1844 - 1900) свои этические мысли
изложил в трудах: "Человеческое,
слишком человеческое", "По ту
сторону добра и зла", "К
генеалогии морали", "Так говорил
Заратустра", "Антихристианин"
и др.
Ницше находился
под влиянием идей Шопенгауэра. Он утверждал
мораль через ее радикальное отрицание,
поставил вопрос о ценности моральных
ценностей, сделал их предметом философского
сомнения.
Согласно Ницше
задача этики состоит в критике
морального сознания. Ницше утверждал,
что существует много моралей, которые
можно разделить на типы. Среди
них - "мораль рабов". Она господствует
в Европе, сформировалась под влиянием
античной и христианской этики и
выражена в гуманистических традициях
человечества.
Основной характеристикой
рабской морали, отмеченной Ницше, является
претензия на безусловность, абсолютность.
Мораль отождествляется с абсолютной,
последней истиной. Ницше утверждал,
что представления о
* отстаивает
интересы общности (стада), а не
личности;
* направляет
солидарность, милосердие, сострадание
на поддержку больных, убогих
и неудачников;
* требует отречения
от своих интересов,
* через нормы
морали уравнивает всех
Отчужденность
морали выражается в ее самоценности,
наградой добродетели является сама добродетель.
Лицемерие рабской
морали является следствием ложности
морали по отношению к реальной жизни.
Мораль выступает от имени абсолюта,
которого не существует, противостоит
естественному эгоизму, свойственному
жизни.
Наиболее лживой,
по мнению Ницше, является мораль в
чистом виде. Осуждая чужие пороки,
она может прикрывать и оправдывать
зависть осуждающего, желание предаваться
тем же порокам, его неумение и
ограниченность. Осуждения самого себя
также лживы, а угрызения совести
- разновидность самодовольства.
Феномен Ressentiment
(фр. - вторичное переживание) был открыт
Ницше в результате психологических исследований.
Этот сложный психофизический комплекс
Ницше считал мотивом морали. Составляющие
этого мотива:
* первичные неприятные
эмоции (злоба, стыд, обида), вызванные
унижением достоинства
* вторичное переживание
первичных эмоций (воспоминание), их
переосмысление, результатом которого
являются ненависть, чувство
* осознание невозможности
мести, то есть нанесенная
* чувство бессилия
и отчаяния;
* жажда мести,
не имея возможности
Ressentiment получает
идеальное воплощение, бессилие превращается
в силу (например, человек верит в расплату
за свои обиды на том свете), чувство отделяется
от конкретных лиц, социального положения.
Ницше определял
Ressentiment как воображаемую месть, месть
бессильного, как вытесненную ненависть.
Ressentiment существует
в двух формах.
* стадная мораль
- она экстравертна (переносит чувство
вины наружу);
* аскетический
идеал - он интровертен (переносит
вину внутрь).
Ницше утверждал,
что Ressentiment, воплотившийся в европейскую
мораль, является единственно доступной
рабам формой сопротивления. Он препятствует
возвышению человека и установлению искренних
отношений между людьми.
Мораль "сверхчеловека".
Ницше критиковал мораль с позиций
морали:
она ориентирована
на полезность стада и не может
содержать любви к ближнему. Мораль
унижает человека, сострадание (христианское
или социалистическое) бессмысленно, это
сострадание того, кто сам страдает. Подлинным
является сострадание сильных.
Ницше выделял
этапы развития морали:
* Аморальный - поступок
оценивается по его
* моральный -
поступок оценивается по
* внеморальный
- намерения поступков - лишь их "поверхность
и оболочка".
В развитии европейской
нравственности Ницше выделял два
направления, которые различаются
по ценностям, добродетелям, носителям
нравственности и пр.:
* аристократическая
(рыцарская) нравственность;
* мещанская нравственность,
которая в результате синтеза
христианской морали и
Ницше считал, что
новая мораль должна вернуться к
аристократизму. Аристократизм - синоним
всего благородного, высокого. Чаще
встречается в среде
Аристократические
добродетели (особенности морали "сверхчеловека"),
описанные Ницше:
* "готовность
к огромной ответственности";
* "оторванность
от толпы... ее добродетелей";
* "защита того,
чего не понимают и на что
клевещут";
* "почитание
правдивости, бесстрашия" и др.
Также свойствами
аристократизма является презрение
к:
* человеку трусливому,
малодушному;
* "думающему
об узкой пользе";
* "собачьей
породе людей, выносящих
* "льстецам
и прежде всего льстецам".
Основные особенности
"сверхчеловеческого" типа людей:
* осознание себя
"не функцией", а "смыслом",
мерилом ценностей;
* самодостаточность
в своем величии;
* способность
и готовность к великой
* врожденный
аристократизм, сочетающийся с
природной потребностью
Добродетели аристократа,
философа и др. - естественное следствие
его натуры, условий жизни, его
потребность, способ жизни.
Ницшеанский "сверхчеловек"
находится "по ту сторону добра
и зла". Согласно Ницше понятия
"добро" и "зло" - результат
протеста рабов. Понятие "зло" первично,
является персонификацией врагов, всего
того, что рабы не могли преодолеть.
Понятие "добро" возникло как антипод
зла, это трансформированная зависть,
неосуществленная месть.
Ассоциации Ницше:
добро - иллюзия добра, слабость, бездеятельность,
нищета мужа; зло - ум, хитрость, разрушительная
мощь.
Преодолеть рабскую
мораль - значит становиться "по ту сторону
добра и зла", оставить под собой
иллюзию морального осуждения. ("Это
требование вытекает из познания, сформулированного
впервые мною: что не существует вовсе
никаких моральных фактов". Ницше.)
Ницше разграничивал
понятия "хорошее" и "плохое":
* хорошее - это
высокое, знатное;
* плохое - низменное,
в отличие от зла не является
предметом размышлений,
Ницше считал, что
позиция "сверхчеловека" не подрывает
мораль: "быть "по ту сторону добра
и зла"... - это не значит "по ту
сторону хорошего и плохого".
1. Современные
этические воззрения. Нигилизм
Ф.Ницше
Вторая половина
XIX - начало XX в. стали временем суровых
испытаний философских доктрин,
мировоззренческих и
Классическая
философия человека и морали традиционно
базировалась на культе разума и рациональности,
на оптимистической уверенности
в закономерности и логичности устройства
всего бытия и самого человека,
способного к сознательному переустройству
своей жизни на началах разумности,
справедливости и человечности. Все
случайное, неподлинное, неразумное, несправедливое,
эгоистическое рассматривалось
как временные характеристики бытия,
через которые посредством
Вся классическая
этика была пронизана гуманистическими
установками, а различия между течениями
и школами касались в основном
лишь средств обоснования и
В целом можно
сказать, что классической философии
человека была присуща уверенность
в гармонии истины, добра и красоты
как в самом бытии, так и в его познании.
Отдельные "отщепенцы" историко-философского
процесса - скептики, пессимисты, агностики,
индивидуалисты - своей исключительностью
лишь подтверждали общее правило. Нравственность
мыслилась как выражение истинной сущности
человека, его предназначения как разумного
существа. Далее, если в своем эмпирическом
бытии он был далек от нее, Разум должен
был открыть и сформулировать принципы
устройства мира на началах человечности,
добра и красоты, и эта истина своей убедительной
привлекательностью должна была вдохновить
людей на ее осуществление.
Современная буржуазная
этика отошла от прогрессивных этических
традиций прошлого. Она, если рассматривать,
разумеется, ее специфические тенденции,
ушла в иррационализм, пессимизм, воинствующий
индивидуализм. Непосредственно этот
поворот, означавший вместе с тем
начало деградации буржуазной этики, выразился
в отказе от самой сокровенной
мысли домарксистской этики, согласно
которой добродетель есть знание,
а нравственным поведением движет разум.
Этику, сопряженную
со знанием, и мораль, сопряженную
с разумом, наиболее последовательно
и остро, как нам представляется,
атаковали Киркегор и Ницше.
Согласно Киркегору,
нужно отказаться от разума, чтобы обрести
бога. Отстранив разум, он отстраняет и
этическое в его общепринятом понимании;
нормы морали, по его мнению, не должны
сковывать человека, который призван бесстрашно
идти навстречу абсурду, парадоксу, невозможному,
идти во тьму, где, собственно, и скрыта
истина. Поворот в духовной истории, который
обозначил Киркегор, этот кумир современной
буржуазной философии, хорошо символизируется
тем фактом, что он от профессора философии
Гегеля идет назад, к "частному мыслителю"
библейскому Иову.
Ницше ставит задачу
переоценки ценностей, смысл которой
состоит в том, чтобы проникнуть
"по ту сторону добра и зла",
обосновать безграничную власть сильной
личности, в том числе и в
первую очередь ее право попирать
нравственные законы, традиционную мораль,
или, как предпочитает выражаться Ницше,
"мораль рабов". Он считает, что
человеку незачем возвышать себя
над зверем, лучшее в нем, прежде
всего вседозволенность,- от зверя.
Своей концепцией
радикального нигилизма Ницше продолжил
и развил линию иррационализма в
философии XIX в., связанную с именами
Шопенгауэра, Кьеркегора, Штирнера. Эта
линия зародилась как реакция на неоправданный
оптимизм классической философии в разумности
устройства мира и совершенствовании
общества, где на смену "неразумным"
и "противоестественным" отношениям
феодализма пришел капитализм с присущими
ему социальными противоречиями, порождающими
все новые столкновения, пороки и язвы
общественной жизни, отнюдь не способствовавшие
благодушным иллюзиям о прогрессе разума
в истории. Человечество боится лишиться
этих иллюзий, с которыми ему легче жить,
однако вера в разумность происходящего
и его гуманистическую направленность
способна лишь углубить кризис, из которого
оно не может выйти.
Информация о работе Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше