Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:17, доклад
Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) свои этические мысли изложил в трудах: "Человеческое, слишком человеческое", "По ту сторону добра и зла", "К генеалогии морали", "Так говорил Заратустра", "Антихристианин" и др.
Поэтому в рационализме
и традиционном гуманизме, в его
оптимистической вере в возможность
переустройства жизни на принципах
человечности эти философы увидели
безжалостную издевку, забвение отдельного
человека и его личной свободы, превращение
его в частицу всеобщего процесса, подчиненного
закономерной необходимости.
Тезису о закономерности
и необходимости устройства мира
они противопоставили утверждение,
что мир неразумен, познание человека
ограничено, а движут им инстинктивные
жизненные стремления, слепая воля,
страх и отчаяние от конечности,
бессмысленности и обреченности
собственного существования.
Безусловно, наиболее
заметной и яркой фигурой в
этом ряду был Ф. Ницше, чье творчество
оказало сильнейшее влияние на развитие
философии, культуры и массового
сознания в XX в. Это не в последнюю
очередь было следствием его творческой
одаренности, яркого и образного, броского
и афористического стиля его
произведений, сознательного отказа
от тяжеловесной "научности" официальной
философии в пользу своей "веселой
науки". Но несравненно в большей степени
его влияние было обусловлено содержанием
и идейной направленностью его творчества.
Свою задачу
Ницше видел именно в том, чтобы
разбудить человечество, развеять его
иллюзии, пребывая в которых, оно
все глубже погружалось в состояние
кризиса и вырождения. Для этого
требовались сильнодействующие
средства, способные эпатировать, взбудоражить
публику. Поэтому Ницше не скупится
на хлесткие высказывания, резкие оценки,
философские парадоксы и
Множество раз
называет он себя "первым имморалистом",
настоящим "безбожником", "антихристом",
"всемирно-историческим чудовищем",
"динамитом", призванным взорвать
болото устоявшихся представлений.
Ницше стремится
за обыденными представлениями культурного
сознания, за "ценностями" цивилизации
и культуры - религии, морали, науки,
постичь подлинную сущность бытия
- инстинктивное стремление жизни
к самоутверждению. Жизнь понимается
им как неупорядоченное и
Однако энергии
жизни присуще проходить в
своем развертывании периоды
подъема и спада, созидания и
разрушения жизненных форм, усиления
и ослабления инстинктивного стремления
к самоосуществлению. В целом
же это суровая и беспощадная
борьба различных проявлений жизни,
отличающихся наличием в них "воли
к жизни" и "воли к власти"
над другими ее проявлениями.
Поэтому, по Ницше,
"сама жизнь по существу своему есть
присваивание, нанесение вреда, преодоление
чуждого и более слабого, угнетение,
суровость, насильственное навязывание
собственных форм, аннексия и... эксплуатация".
Эксплуатация, угнетение,
насилие не есть поэтому принадлежность
какого-то несовершенного, неразумного
общества, а есть необходимое проявление
живой жизни, следствие воли к власти,
которая именно и есть воля к жизни.
Более сильная
воля к жизни и власти подавляет
ослабленную волю и господствует
над нею. Это закон жизни, однако
он может искажаться в человеческом обществе.
Человек - одно из
несовершенных проявлений жизни, который
хотя и превосходит других зверей
хитростью и
Сознание, разум
стремятся упорядочить
Общественная
жизнь и есть борьба дионисического
и аполлоновского начала в культуре, первое
из которых символизировало торжество
здоровых инстинктов жизни, а второе -
переживаемый Европой декаданс, т. е. доведенное
до крайности ослабление воли к власти,
приведшее к доминированию в европейской
культуре противоестественных ценностей,
подрывающих сами источники жизни.
Разложение и
деградация европейской культуры обусловлены,
по Ницше, ее краеугольными основаниями
- христианской моралью человеколюбия,
непомерными амбициями разума и
науки, "выводящими" из исторической
необходимости идеи социального
равенства, демократии, социализма и
вообще идеалы оптимального устройства
общества на началах справедливости
и разумности. На эти ценности традиционного
гуманизма Ницше и обрушивается
со всей своей силой, показывая их
противоестественную
Именно в ценностях
христианской морали, идеалах разума
и науки Ницше разглядел "мошенничество
высшего порядка", обличением которого
он без устали занимался всю жизнь,
выдвинув лозунг "переоценки всех ценностей".
Христианство
представляет собой "чудовищное заболевание
воли" и возникает из страха и
нужды, среди самых слабых и убогих
носителей ослабевшей воли к жизни.
Оно пронизано поэтому ненавистью и
отвращением к здоровой жизни, маскируемой
верой в "совершенную небесную жизнь",
которая изобреталась только для того,
чтобы лучше оклеветать эту, земную. Все
христианские фантазии являются признаком
глубокого истощения и оскудения жизни
настоящей, ее болезни и усталости, так
что само христианство живет наркотизацией
человеческих бедствий.
Однако, оставаясь
проявлением, хоть и больной, но все
же воли к жизни, христианство, чтобы
выжить среди сильных и жестоких,
изобретает узду для сильных и
бесстрашных посредством самого
необузданного морализаторства, отождествления
себя с моралью. Через культивирование
моральных ценностей христианства больная
жизнь улавливает здоровую и губит ее,
причем тем вернее, чем глубже распространяются
идеалы самоотречения, самопожертвования,
милосердия и любви к ближнему.
Такая традиционная
человеколюбивая мораль трактуется
Ницше как "воля к отрицанию
жизни", "скрытый инстинкт уничтожения,
принцип упадка, унижения". Христианская
мораль изначально пронизана жертвенностью,
она вырастает из рабского состояния
и стремится распространить его на
своих поработителей, изобретая для этого
Бога. Вера в Бога требует сознательного
принесения ему в жертву своей свободы,
гордости, достоинства, открытого самоуничижения
человека, обещая взамен небесное блаженство.
Ницше очень
тонко обыгрывает основные положения
христианской морали, вскрывая ее лицемерный
и лживый характер. "Кто унижает
себя, тот хочет возвыситься",
- исправляет он проповедь Христа.
Требование самоотверженности
и бескорыстия, "не искать выгоды"
он расшифровывает как моральный
фиговый листок для выражения
бессилия - "я уже не умею найти
своей пользы..."
Невыносимое для
слабой воли сознание: "я ничего не
стою", приобретает в христианской
морали вид "все ничего не стоит,
и жизнь эта тоже ничего не стоит".
Аскетический идеал святости, культивирование
бесстрастия и страданий есть
для него попытка придать смысл
бессмысленности страдания, когда
от него из-за собственной слабости
невозможно избавиться, ибо любой
смысл лучше полной бессмысленности.
Бесстрастие есть лишь духовная кастрация
человека и, подрывая корень человеческих
страстей, можно только уничтожить
саму жизнь.
Сострадание и
любовь к ближнему есть лишь оборотная
сторона болезненной ненависти
к себе, ибо эти и другие добродетели
явно вредны самому их обладателю, а
полезны и поэтому лицемерно
восхваляемы они его
Кроме того, посредством
милосердия и сострадания христианская
мораль искусственно поддерживает слишком
многое из того, что должно было бы погибнуть
и дать дорогу более властным проявлениям
жизни.
Существенным
в морали является, по Ницше, одно - что
она всегда есть "долгий гнет"
и проявление стадного инстинкта
в отдельном человеке.
И хотя религия
и проповедуемая ею мораль являются
необходимыми и полезными для
подавляющей массы, для стада, для
людей сильных и независимых,
представляющих господствующую расу,
все это становится лишним. Тем
не менее они могут пользоваться этим
лишним средством своего господства над
стадом, чтобы лучше принудить его к повиновению,
не делаясь сами пленниками убогой морали.
Ибо наряду с этой убогой моралью, требующей
принесения человека в жертву Богу, есть
и другие высшие "морали", в которых
в жертву приносится сам Бог!
Своей "философией
жизни" он страстно стремился разрушить
представления о человеке как "твари",
как объекте и средстве для
достижения чуждых ему целей и
помочь самосозиданию в нем "творца",
свободного деятеля. Ницше старался преодолеть
представление о морали как объективной
системе понуждений, норм и запретов, не
зависящих от человека, отчужденных от
него и подавляющих его, и представить
ее как сферу свободы.
Своим творчеством
он защищал жизненную силу и ценность
индивидуализма, с которым связывал
новое понимание гуманизма, однако
с неизбежностью приходя на этом
пути к абсолютизации субъективизма
и относительности моральных
ценностей, к противопоставлению аристократической
морали ("все позволено") и морали
низших существ.
Ницше сумел
теоретически предвидеть и выразить
существенные характеристики моральной
практики социалистического
И Киркегор и Ницше
как будто бы хотят избавить человека
от рабства перед абстрактной, фетишизированной
моралью, помочь ему сбросить те бессилие
и дряблость, которые сполна обнаружились
в философии Нового времени, выйти из состояния
буржуазного декаданса, но они при этом,
что называется, выплескивают вместе с
водой и ребенка - вообще отбрасывают идею
нравственной суверенности личности,
отрицают саму способность человека провести
различие между знанием и заблуждением.
Современная буржуазная
этика отступила от основополагающих
принципов этики прошлого, в особенности
классической буржуазной этики.
Это признает, в
частности, один из глубоких исследователей
истории этики - А. Швейцер. В своей книге
"Культура и этика" он пишет, что начиная
с античности этика пыталась сформулировать
основной принцип нравственности, незыблемый
закон, обозначающий границу добра и зла,
но все ее усилия оказались безрезультатными.
Этот отрицательный итог, по его мнению,
связан с ложностью основных теоретических
и нормативных установок этической науки.
Речь идет о трех "предрассудках",
без преодоления которых этика якобы не
сможет проникнуть в тайну нравственной
жизни.
Во-первых, этика
всегда ставила мораль в зависимость
от познания, в то время как на
самом деле она - цветок, произрастающий
на почве мистики.
Во-вторых, этика
видела в морали выражение и продолжение
естественного процесса в человеке,
а фактически она представляет собой
бесконечный энтузиазм, произрастающий
из мышления. В-третьих, этика рассматривала
мораль как выражение общественной
воли, хотя общество - исконный и постоянный
враг морали; этика может быть только
этикой личности.
Так рассуждает
А. Швейцер, довольно точно обнажая самые
существенные устои классических этических
систем; в особенности примечательно,
что он усматривает внутреннюю связь между
ориентацией этики на разум, познание
и ее нормативным идеалом, утверждающим
благо общества за счет блага личности.
Можно согласиться со Швейцером, что устоявшиеся
в течение многих столетий ориентации
этической теории нуждаются в критическом
преодолении.
В самом деле,
этика чаще всего просто санкционировала
результаты познания, не умея отнестись
к ним критически. Она во многих
случаях была апологией эмпирического
бытия индивидов, теряла долженствовательный
характер. Верно также то, что этика гипертрофировала
роль общезначимых норм, не умела благо
общества соединить с самоцельностью
человеческой личности. Швейцер, однако,
далек от того, чтобы развить, углубить,
дополнить, придать новую - более научную
и гуманистическую - перспективу основным
целям историко-этических поисков. Он
их отбрасывает полностью, подтверждая
результатами своих исследований ту истину,
что современная буржуазная этика выпадает
из многовековых прогрессивных традиций
философской этики. Речь, конечно, не идет
о полном разрыве.
Информация о работе Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше