Религия и мораль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:11, реферат

Описание

Проблемы нравственной культуры и духовности сейчас обрели особую остроту. А слова "духовность" и "бездуховность" в нашем нынешнем обиходе обрели смысл, отличающийся от традиционного, философского или религиозного. Духовность понимается как нечто, безусловно, положительное как первенство высших духовных интересов над материальными, бездуховность же - как отсутствие высших целей и ценностей как господство низменных плотских интересов и влечений.

Работа состоит из  1 файл

философия реферат.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

Религия и мораль

    Религии как части культуры отводится  особая роль в развитии человечества.

    Проблемы  нравственной культуры и духовности сейчас обрели особую остроту. А слова "духовность" и "бездуховность" в нашем нынешнем обиходе обрели смысл,  отличающийся от традиционного, философского или религиозного. Духовность понимается как нечто, безусловно, положительное  как первенство высших  духовных интересов над материальными, бездуховность же - как отсутствие высших целей и ценностей  как господство низменных  плотских интересов и влечений.

    Между тем  традиционная трактовка понятия  духовности иная. Человек, обладающий разумом и волей - это существо духовное. В этом его отличие от животного. Однако в нем могут  возобладать плотские влечения. Для  подавления плотских влечений существует сила духа -  духовная свобода личности. Однако только эти качества не могут привести к формированию положительного типа личности.

    В традиционном философском понимании  духовность включает в себя три начала – познавательное, нравственное и эстетическое. По своей сути добро,  истина и красота - путеводные звезды в духовных поисках человека единственного правильного направления. Взаимосвязь и соотношение между добром, истиной и красотой весьма непросто складывались в духовной жизни людей. Но можно вполне определенно сказать,  что нравственность является сердцевиной духовности, рациональное знание дает истину.  Эстетическое начало связано с воплощением Добра и Истины. Если добро  истина и красота обособляются, то зло, бездушие и безобразие объединяются в единое целое.

    Проблема  духовности - это не только определение  высшего уровня освоения человеком  своего мира, отношения к природе, обществу, к другим людям и к  самому себе. Это ответ и на многие жизненно важные вопросы: кто я, зачем  я пришел в этот мир, каково мое место в нем, каков смысл моей жизни, на основании каких ценностей я должен сделать выбор своего жизненного пути, определить цель и смысл своей деятельности, выбрать средства их достижения и оценить их результаты.

    Кризис,  переживаемый нашей страной,  также в значительной степени вызван утратой, пересмотром гуманистических нравственных ценностей, подчинением морали политико-идеологическим интересам. Становится все более очевидным, что одних только социально-экономических и политико-правовых реформ для его преодоления недостаточно. Необходимо сформировать новое мировоззрение. В формировании нового мировоззрения могут участвовать религия и наука, в частности философия и этика, т.к. они связаны между собой типом решаемых задач. Во все исторические эпохи между моралью и религией шла борьба за первенство в формировании духовности человека и общества. И борьба эта шла с переменным успехом. Да и религия значительно ослабила свое влияние,  сведя свои нравственные требования к абсолюту, которому никто не следует. "Кроме того,  безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору,  чем нравственность".  

    В общественном сознании широко распространилась мысль о том, что нравственное оздоровление общества означает его  возвращение к религии. Советскому "гуманитарному атеизму" противопоставляется религиозная нравственность, как единственно надежная  прошедшая испытание временем основа духовного обновления государства. Основная мотивировка заключается в том, что гуманитарные науки показали свою несостоятельность,  будучи неспособными, решить социальные и духовные проблемы общества. Ведь остаются насилие, угнетение, множество других пороков. Хочется по этому поводу задать вопрос: а что было сделано в этом плане религией? Было ли православие духовно-нравственной основой народов России? "Если религия не может продемонстрировать ничего лучшего в своих усилиях, дать человечеству счастье, культурно объединить его и нравственно обуздать, то неизбежно встает вопрос: не переоцениваем ли мы ее необходимость для человечества и мудро ли мы поступаем,  основываясь на ней в своих культурных запросах".

    Чтобы найти решение поставленной задачи (соотношения религии и морали)  ее нужно рассмотреть с различных  позиций. Это сделала в своем  определении духовности Л.П. Буева. Она попыталась объединить понятие духовности с другими философскими и религиозным понятиями: "Духовность - комплекс существенных качеств человеческой психики (души)  выражающий ее нравственное  эстетическое  интеллектуально-когнитивное и экологическое содержание, направленный на утверждение подлинного человеческого в людях,  т.е. принципов гуманизма,  а также на преодоление элементов бездуховности в мировоззрении и культуре; ее квинтэссенцию составляют понятия: Вера, Надежда, Любовь, София (Мудрость), Красота, Справедливость, Гармония".

    Бесполезно  спорить о том,  что было сначала: этика или религия, хотя практически  все нравственные предписания существующих мировых религий имеют параллели  в более древних источниках, не связанных так тесно с религией. Например,  все предписания и наставления Моисеева свода "Законов" почерпнуты из древневосточных источников. Что касается буддизма и христианства, то с помощью исторического анализа может быть установлено, что этические наставления были восприняты этими религиями из уже бытовавших в данной культурной среде этических представлений и предписаний. Кроме того,  и в религии, и в этике существует единая идея гуманизма. Не следует сбрасывать со счетов заключенный в организованной религии потенциал: в основе культурных ценностей разделяемых большинством религий  лежат такие универсальные этические понятия  как любовь, надежда, мир, справедливость.

    Однако  методы и средства достижения цели в этике, и в религии различны. Религия, как в вера в Бога, основана на религиозных догмах. Она требует мистики, веры в непознаваемое и, прежде всего, в непогрешимость авторитета всемогущего и всезнающего Абсолюта. Этика как наука всегда стремилась к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысложизненных проблем человека - как и во имя чего нужно жить,  на что ориентироваться, во что верить и к чему стремиться. Кроме того,  эмпирические данные свидетельствуют о том, что воздействие религии на моральное состояние общества сегодня достаточно слабое и в прошлом вряд ли могло монопольно формировать моральные нормы общества. Религия и этика расходятся в определении добра и зла, свободы выбора. Религия утверждает, что человеку дан разум, чтобы выбирать между добром и злом. Однако Богом четко указано, что есть зло (грехи), а что  добро. В этой связи возникает вопрос: хороши ли сами по себе предписываемые Богом нормы поведения и почему их следует соблюдать, или же они хороши  и их следует соблюдать, потому  что они предписаны Богом.

    Различие  наблюдается и в средствах  достижения цели. Если этика,  занимая  

определенную  нравственную позицию и обосновывая  соответствующие ценности и требования, отвечает на целый ряд теоретических  основополагающих жизненных вопросов человека, образующих круг ее проблем; то религии, возникающие как религии спасения, связаны с признанием того, что человеческое существование ущербно, неудовлетворительно, что настоящее всегда несет в себе неосуществимые глубинные возможности и благодаря только божественному началу может быть радикально преображено в потустороннем мире.  

    Этика способствует самосовершенствованию, самообразованию, самовоспитанию личности, активной  творческой  деятельной. Отрешение от мирских страстей, созерцательность, приглушение социальной активности - вот наследие христианской морали. Это мораль не для человека, дела  не для практической жизни, а для жизни  посвященной подвижничеству. Это мораль человека, занимающего по отношению к миру позицию пассивного созерцателя, а не свободного в своих действиях индивида, который рассматривает мир как арену своей деятельности.

    Для того чтобы стать вровень с  другими гуманитарными науками  в области формирования духовных ценностей, религия должна пройти проверку разумом. Так возникает критический  подход к религии. Причем критический  не в том смысле, что обязательно негативный, отрицающий религию,  но не довольствующийся простым принятием на веру какого бы то ни было утверждения. Истинным может быть признано только суждение, которое прошло проверку разумом и подтверждено опытом.

    Одним из актуальных вопросов для современного общества сегодня в области культурной жизни и образования как ее составной части является вопрос, касающийся религии. Нужно ли преподавать религию в учебных заведениях? Очевидно, что религию  как составную часть культуры  необходимо включить в перечень гуманитарных дисциплин. Но не религию в чистом виде, т.е. "Закон Божий", чем грешат многие школы, а науку о религии-религиоведение. Эта наука сложилась как самостоятельная область знания к концу XIX века со своим предметом и методами. Причем предметом науки о религии не является предмет религиозной веры - Бог или боги. Она изучает религию как составную часть культуры в ее связи и взаимодействии с другими областями деятельности человека, устанавливает, как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения она предлагает, какие обязательства накладывает она на человека и как влияет на поведение индивида. Наука о религии берет на себя функцию ее защиты и обоснования или, наоборот, критики, отрицания, опровержения. Это знание. Руководствуясь этими знаниями, а также знаниями этики и философии, человек формирует свое жизненное кредо в силу уровня развития своей нравственности. В этом и заключается свобода выбора. Выбор мировоззрения - неотъемлемое право самого человека. Но для выбора сознательного ему нужно знать самые разнообразные мнения о религии, прежде всего, мудрых и признанных исследователей, а также серьезные исторические факты, характеризующие деятельность церкви, ее защитников и противников,  причем без вольных интерпретаций.

    Назидательность религии зачастую отталкивает современного человека от следования ее заповедям, ибо современный человек,  ведя активный образ жизни,  привык к  самостоятельности в вопросах жизненной ориентации и не приемлет никаких посягательств на суверенитет. Этим же недостатком грешила и старая этика  особенно в период социализма.

    Современная этика менее всего претендует на то, чтобы "научить" морали  вложить в сознание человека набор ценностей и правил поведения пригодный на все случаи жизни. Она как наука развивается по мере совершенствования человеческого общества. Этические знания призваны научить человека сознательному и разумному отношению к  

нравственным проблемам. "Парадоксальность ситуации состоит здесь в том,  что нам нужна старая  как мир  гуманистическая и в то же время новая современная нравственность, отличная от традиционной – общинной, религиозной, корпоративной. Она должна быть основана не на страхе и слепой покорности вековым заветам,  а на подлинной интеллигентности всех слоев населения".

    Религия же руководствуется постоянными  догмами и нравственными установками,  мало изменившимися в процессе развития общества  и толкает к отказу от разумных суждений в пользу слепой веры. Там где кончается мышление,  начинается вера,  нередко доходящая до фанатизма. Мораль не навязывается декретами и проповедями.  

    Какая из этических систем  религиозная  или светская  окажется наиболее эффективной  зависит от особенностей человека, от воспитания в семье, от образования. Главное чтобы эта система была результатом не приспособленчества, а напряженного нравственного поиска, чтобы религиозная вера не использовалась для разжигания вражды между верующими и неверующими, для раскола общества и не превратилась бы в фанатизм.

    Реальное  состояние нравственности в обществе, в первую очередь молодежи, можно  охарактеризовать как глубокий нравственный кризис. Состояние этического просвещения  в стране близко к нулю. Разрушена система просвещения. В школах не преподают знаменитую "Триаду"  основу гуманитарного образования, обозначенную еще Платоном – философию, этику, эстетику. Средства массовой информации тоже не уделяют этим наукам достаточного внимания, однако с удовольствием предоставляют свою трибуну не только христианским проповедникам, но и пастырям других религиозных культур, нередко антигуманных (мистические секты  Аум, Сенрикё и др.).

    Художественная  продукция изобилует сценами  насилия и секса, демонстрирует  разрушение трудовой морали. Искусство утратило свою воспитательную роль. Результатом является развитие цинизма и крайнего безразличия.

    Парадоксальность  сегодняшней жизни в том, что  решение экономических  политических и социальных задач в наших  условиях оказывается невозможным без выработки новых идеалов, без великой идеи. Поэтому  обсуждение проблемы духовности - самое важное дело, во многом более актуальное, чем любые другие заботы.

    Проблема  духовности - это проблема выхода человека за рамки узкоэмпирического бытия, преодоление себя в процессе обновления и совершенствования, восхождение личности к своим идеалам, ценностям и реанимация их в ходе своей жизнедеятельности. Следовательно, это проблема жизнетворчества. Обычно все это концентрируется в процессе обретения "совести" как внутренней основы самоопределения личности. Совесть-категория нравственная, а нравственность является определяющей составной частью духовной культуры личности.

Информация о работе Религия и мораль