Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:11, реферат
Проблемы нравственной культуры и духовности сейчас обрели особую остроту. А слова "духовность" и "бездуховность" в нашем нынешнем обиходе обрели смысл, отличающийся от традиционного, философского или религиозного. Духовность понимается как нечто, безусловно, положительное как первенство высших духовных интересов над материальными, бездуховность же - как отсутствие высших целей и ценностей как господство низменных плотских интересов и влечений.
Религия и мораль
Религии как части культуры отводится особая роль в развитии человечества.
Проблемы нравственной культуры и духовности сейчас обрели особую остроту. А слова "духовность" и "бездуховность" в нашем нынешнем обиходе обрели смысл, отличающийся от традиционного, философского или религиозного. Духовность понимается как нечто, безусловно, положительное как первенство высших духовных интересов над материальными, бездуховность же - как отсутствие высших целей и ценностей как господство низменных плотских интересов и влечений.
Между тем традиционная трактовка понятия духовности иная. Человек, обладающий разумом и волей - это существо духовное. В этом его отличие от животного. Однако в нем могут возобладать плотские влечения. Для подавления плотских влечений существует сила духа - духовная свобода личности. Однако только эти качества не могут привести к формированию положительного типа личности.
В традиционном философском понимании духовность включает в себя три начала – познавательное, нравственное и эстетическое. По своей сути добро, истина и красота - путеводные звезды в духовных поисках человека единственного правильного направления. Взаимосвязь и соотношение между добром, истиной и красотой весьма непросто складывались в духовной жизни людей. Но можно вполне определенно сказать, что нравственность является сердцевиной духовности, рациональное знание дает истину. Эстетическое начало связано с воплощением Добра и Истины. Если добро истина и красота обособляются, то зло, бездушие и безобразие объединяются в единое целое.
Проблема духовности - это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к природе, обществу, к другим людям и к самому себе. Это ответ и на многие жизненно важные вопросы: кто я, зачем я пришел в этот мир, каково мое место в нем, каков смысл моей жизни, на основании каких ценностей я должен сделать выбор своего жизненного пути, определить цель и смысл своей деятельности, выбрать средства их достижения и оценить их результаты.
Кризис,
переживаемый нашей страной, также
в значительной степени вызван утратой,
пересмотром гуманистических нравственных
ценностей, подчинением морали политико-идеологическим
интересам. Становится все более очевидным,
что одних только социально-экономических
и политико-правовых реформ для его преодоления
недостаточно. Необходимо сформировать
новое мировоззрение. В формировании нового
мировоззрения могут участвовать религия
и наука, в частности философия и этика,
т.к. они связаны между собой типом решаемых
задач. Во все исторические эпохи между
моралью и религией шла борьба за первенство
в формировании духовности человека и
общества. И борьба эта шла с переменным
успехом. Да и религия значительно ослабила
свое влияние, сведя свои нравственные
требования к абсолюту, которому никто
не следует. "Кроме того, безнравственность
во все времена находила в религии не меньшую
опору, чем нравственность".
В общественном сознании широко распространилась мысль о том, что нравственное оздоровление общества означает его возвращение к религии. Советскому "гуманитарному атеизму" противопоставляется религиозная нравственность, как единственно надежная прошедшая испытание временем основа духовного обновления государства. Основная мотивировка заключается в том, что гуманитарные науки показали свою несостоятельность, будучи неспособными, решить социальные и духовные проблемы общества. Ведь остаются насилие, угнетение, множество других пороков. Хочется по этому поводу задать вопрос: а что было сделано в этом плане религией? Было ли православие духовно-нравственной основой народов России? "Если религия не может продемонстрировать ничего лучшего в своих усилиях, дать человечеству счастье, культурно объединить его и нравственно обуздать, то неизбежно встает вопрос: не переоцениваем ли мы ее необходимость для человечества и мудро ли мы поступаем, основываясь на ней в своих культурных запросах".
Чтобы
найти решение поставленной задачи
(соотношения религии и морали)
Бесполезно
спорить о том, что было сначала:
этика или религия, хотя практически
все нравственные предписания существующих
мировых религий имеют
Однако методы и средства достижения цели в этике, и в религии различны. Религия, как в вера в Бога, основана на религиозных догмах. Она требует мистики, веры в непознаваемое и, прежде всего, в непогрешимость авторитета всемогущего и всезнающего Абсолюта. Этика как наука всегда стремилась к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысложизненных проблем человека - как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему стремиться. Кроме того, эмпирические данные свидетельствуют о том, что воздействие религии на моральное состояние общества сегодня достаточно слабое и в прошлом вряд ли могло монопольно формировать моральные нормы общества. Религия и этика расходятся в определении добра и зла, свободы выбора. Религия утверждает, что человеку дан разум, чтобы выбирать между добром и злом. Однако Богом четко указано, что есть зло (грехи), а что добро. В этой связи возникает вопрос: хороши ли сами по себе предписываемые Богом нормы поведения и почему их следует соблюдать, или же они хороши и их следует соблюдать, потому что они предписаны Богом.
Различие
наблюдается и в средствах
достижения цели. Если этика, занимая
определенную
нравственную позицию и обосновывая
соответствующие ценности и требования,
отвечает на целый ряд теоретических
основополагающих жизненных вопросов
человека, образующих круг ее проблем;
то религии, возникающие как религии спасения,
связаны с признанием того, что человеческое
существование ущербно, неудовлетворительно,
что настоящее всегда несет в себе неосуществимые
глубинные возможности и благодаря только
божественному началу может быть радикально
преображено в потустороннем мире.
Этика способствует самосовершенствованию, самообразованию, самовоспитанию личности, активной творческой деятельной. Отрешение от мирских страстей, созерцательность, приглушение социальной активности - вот наследие христианской морали. Это мораль не для человека, дела не для практической жизни, а для жизни посвященной подвижничеству. Это мораль человека, занимающего по отношению к миру позицию пассивного созерцателя, а не свободного в своих действиях индивида, который рассматривает мир как арену своей деятельности.
Для того чтобы стать вровень с другими гуманитарными науками в области формирования духовных ценностей, религия должна пройти проверку разумом. Так возникает критический подход к религии. Причем критический не в том смысле, что обязательно негативный, отрицающий религию, но не довольствующийся простым принятием на веру какого бы то ни было утверждения. Истинным может быть признано только суждение, которое прошло проверку разумом и подтверждено опытом.
Одним из актуальных вопросов для современного общества сегодня в области культурной жизни и образования как ее составной части является вопрос, касающийся религии. Нужно ли преподавать религию в учебных заведениях? Очевидно, что религию как составную часть культуры необходимо включить в перечень гуманитарных дисциплин. Но не религию в чистом виде, т.е. "Закон Божий", чем грешат многие школы, а науку о религии-религиоведение. Эта наука сложилась как самостоятельная область знания к концу XIX века со своим предметом и методами. Причем предметом науки о религии не является предмет религиозной веры - Бог или боги. Она изучает религию как составную часть культуры в ее связи и взаимодействии с другими областями деятельности человека, устанавливает, как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения она предлагает, какие обязательства накладывает она на человека и как влияет на поведение индивида. Наука о религии берет на себя функцию ее защиты и обоснования или, наоборот, критики, отрицания, опровержения. Это знание. Руководствуясь этими знаниями, а также знаниями этики и философии, человек формирует свое жизненное кредо в силу уровня развития своей нравственности. В этом и заключается свобода выбора. Выбор мировоззрения - неотъемлемое право самого человека. Но для выбора сознательного ему нужно знать самые разнообразные мнения о религии, прежде всего, мудрых и признанных исследователей, а также серьезные исторические факты, характеризующие деятельность церкви, ее защитников и противников, причем без вольных интерпретаций.
Назидательность религии зачастую отталкивает современного человека от следования ее заповедям, ибо современный человек, ведя активный образ жизни, привык к самостоятельности в вопросах жизненной ориентации и не приемлет никаких посягательств на суверенитет. Этим же недостатком грешила и старая этика особенно в период социализма.
Современная
этика менее всего претендует
на то, чтобы "научить" морали
вложить в сознание человека набор
ценностей и правил поведения пригодный
на все случаи жизни. Она как наука развивается
по мере совершенствования человеческого
общества. Этические знания призваны научить
человека сознательному и разумному отношению
к
нравственным проблемам. "Парадоксальность ситуации состоит здесь в том, что нам нужна старая как мир гуманистическая и в то же время новая современная нравственность, отличная от традиционной – общинной, религиозной, корпоративной. Она должна быть основана не на страхе и слепой покорности вековым заветам, а на подлинной интеллигентности всех слоев населения".
Религия
же руководствуется постоянными
догмами и нравственными
Какая из этических систем религиозная или светская окажется наиболее эффективной зависит от особенностей человека, от воспитания в семье, от образования. Главное чтобы эта система была результатом не приспособленчества, а напряженного нравственного поиска, чтобы религиозная вера не использовалась для разжигания вражды между верующими и неверующими, для раскола общества и не превратилась бы в фанатизм.
Реальное состояние нравственности в обществе, в первую очередь молодежи, можно охарактеризовать как глубокий нравственный кризис. Состояние этического просвещения в стране близко к нулю. Разрушена система просвещения. В школах не преподают знаменитую "Триаду" основу гуманитарного образования, обозначенную еще Платоном – философию, этику, эстетику. Средства массовой информации тоже не уделяют этим наукам достаточного внимания, однако с удовольствием предоставляют свою трибуну не только христианским проповедникам, но и пастырям других религиозных культур, нередко антигуманных (мистические секты Аум, Сенрикё и др.).
Художественная продукция изобилует сценами насилия и секса, демонстрирует разрушение трудовой морали. Искусство утратило свою воспитательную роль. Результатом является развитие цинизма и крайнего безразличия.
Парадоксальность сегодняшней жизни в том, что решение экономических политических и социальных задач в наших условиях оказывается невозможным без выработки новых идеалов, без великой идеи. Поэтому обсуждение проблемы духовности - самое важное дело, во многом более актуальное, чем любые другие заботы.
Проблема духовности - это проблема выхода человека за рамки узкоэмпирического бытия, преодоление себя в процессе обновления и совершенствования, восхождение личности к своим идеалам, ценностям и реанимация их в ходе своей жизнедеятельности. Следовательно, это проблема жизнетворчества. Обычно все это концентрируется в процессе обретения "совести" как внутренней основы самоопределения личности. Совесть-категория нравственная, а нравственность является определяющей составной частью духовной культуры личности.