Роль и место философии в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:13, контрольная работа

Описание

Философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. Но с точки зрения обыденного сознания она "бесполезна", потому что не учит никакому практическому ремеслу, ее нельзя непосредственно воплотить, ни в гражданской жизни, ни в технике. Есть много наук, более полезных, чем философия, - писал Аристотель, - но нет науки, более прекрасной, чем она. Прекрасной - потому, что мир философии - это мир свободы, а философия есть не тактика, а стратегия свободной человеческой жизнедеятельности.

Содержание

Оглавление
I.Место и роль философии в культуре ………………………………………3-5
II.Психоаналитическая философия …………………………………………..6-8
III.Современные представления об уровнях организации материи ……....9-10
IV.Предмет гносеологии ……………………………………………………...11
V.Смысл проблем сознания …………………………………………………..12-13
VI.Насилие и ненасилие в истории культуры ……………………………….14
VII.Общество как совокупность отношений ………………………………...15-16
VIII.Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных
проблем ………………………………………………………………………..17-18
IX.Антропосоциогенез – это…..………………………………………………19
X.Натурализм – это…………………………………………………………….20
XI. Список использованной литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по философии.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

    К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

По дисциплине:                                    Философия

На тему: __________________________________________________

Вариант № ___________2____________

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Богданов Андрей Викторович

Студент __1__ курса

_____1______ семестр 
 
 
 
 
 
 
 
 

с. Казанское, 2012

    Оглавление 

I.Место и роль философии в культуре ………………………………………3-5

II.Психоаналитическая философия …………………………………………..6-8

III.Современные представления об уровнях организации материи ……....9-10

IV.Предмет гносеологии ……………………………………………………...11

V.Смысл проблем сознания …………………………………………………..12-13

VI.Насилие и ненасилие в истории культуры ……………………………….14

VII.Общество как совокупность отношений ………………………………...15-16

VIII.Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных

 проблем ………………………………………………………………………..17-18

IX.Антропосоциогенез – это…..………………………………………………19

X.Натурализм – это…………………………………………………………….20

XI. Список использованной литературы …………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Место и роль философии  в культуре.

    Философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. Но с точки зрения обыденного сознания она "бесполезна", потому что не учит никакому практическому ремеслу, ее нельзя непосредственно воплотить, ни в гражданской жизни, ни в технике. Есть  много наук, более полезных, чем философия, - писал Аристотель, - но нет науки, более прекрасной, чем она. Прекрасной - потому, что мир философии - это мир свободы, а философия есть не тактика, а стратегия свободной человеческой жизнедеятельности.

    История свидетельствует: философия возникла в обществе рабовладельческой демократии, где к этому времени произошло уже достаточно глубокое размежевание между физическим и умственным трудом, где часть господствующего класса полностью освободила себя от материальных забот и монополизировала умственный труд, превратив его в самоцель и самоценность. В обществе люди вместе со свободой ощутили и огромный груз ответственности за свои поступки и решения.

    Древние греки (свободные граждане Афин и  других эллинских городов-полисов) "изобрели" философию как полную противоположность мифотворчеству, которое не знает никаких проблем, так как в мифе заранее все предопределено судьбой, единственно возможным, извечно начертанным ходом вещей. Философия же, философствование есть "вызов" человека слепому року, бездушной необходимости природы. Философия учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может и должен выбрать и осуществить сам, полагаясь на собственный разум.

    В общественной жизни философия вот  уже 2,5 тысячи лет играет роль неутомимого "возмутителя спокойствия", бескомпромиссного критика существующего порядка вещей. Фигуры философов в человеческой истории - почти всегда трагические. Власти редко жаловали их. Зато казни, тюрьмы, изгнания - очень знакомые нам страницы многих философских биографий. Откровенно враждебны философии всегда были тоталитарные режимы. Философскую критику нельзя понимать узко - только как критику политическую. Она имеет значительно более широкий адрес - как критика всего наличного бытия и наличного сознания (сознания научного, художественного, нравственного).

    Критикуя  старый мир, философия выступает  и в конструктивной роли - как  теория, обосновывающая положительный  идеал (образ будущего), утверждающий универсальную, космическую роль человека в мире. Сказанное объясняет, почему философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе, с его родоплеменной организацией. В нем каждый поступок, каждый шаг члена рода или племени был определен и отмерен, и все находилось под строгим неусыпным контролем вождей, жрецов, старейшин.

    Долгие  века и тысячелетия отчаянной борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты поведения, внешне это проявлялось в ритуалах, а в сознании существовало в форме мифа - первой исторической формы социального регулятива. По сравнению с мифом религия - более сложное и развитое сознание, отвечающее более высокой, более зрелой ступени общественной организации, когда высшим судьей для себя люди признают ни человеческий, а сверхчеловеческий разум, природную реальность - Бога, который в глазах верующих и есть абсолютное, вечное Добро, абсолютное воплощение нравственности.

    Религия - вторая (после мифа) историческая форма  социального регулятива. Она еще  не есть свобода, но есть мечта, греза  о ней. Философия не нужна и  невозможна. Вспомним историю. Вспомним и сравним два соседствующих, соперничавших друг с другом в середине первого тысячелетия до нашей эры греческих государства: Афины и Спарту. Один народ, один язык - но настолько неравноценен след, оставленный афинянами и жителями Пелопонеса в культурной памяти человечества! Афины - это Анаксагор и Перикл, Сократ и Платон, Аристотель и Эсхил, Софокл и Эврипид, Фидий и Аристофан; это Академия и Лицей; это великая философия, великое искусство и глубоко продуманная, блестящая система образования. Афины (вместе с городами-полисами - Милетом, Эфесом, Абдерами, Элеем и др.) - это и есть "греческое чудо" - колыбель всей западной культуры и цивилизации. Что же явила собой и что оставила после себя древняя Спарта? Суровое до жестокости воспитание детей и подростков (спартанское воспитание), казарменную муштру, безжалостное подавление естественных чувств и эмоций в угоду тоталитарному режиму. Граждане Спарты не имели ни места, ни времени для самостоятельного творчества, для духовного развития своей личности. В этом государстве жили, воспитывались отличные воины и гимнасты, но в нем не было, ни художников, ни мыслителей, ни политических стратегов. Да у спартанцев не было и необходимости в них! Их строй, их образ жизни не знал "проблем": всем было все "ясно", каждый гражданин государства твердо знал, в чем его долг и в чем добродетель. Знал потому, что от него требовалось выполнять команду. Спартанец был избавлен от необходимости самому избирать свою судьбу, самому судить о приоритетах и ценностях жизни, самому - на свой страх и риск - принимать решения, а, следовательно - и нести ответственность за них. Спартанец "обходился" без всего этого, потому что в Спарте не было гражданской и личной свободы, не было демократии. Афиняне же позволяли себе роскошь спора, несогласия, сомнений. Афинянам, милетцам, элеатам их предки завещали лишь одно - способность сомневаться и удивляться миру, они завещали им знание о собственном незнании, но вместе с тем и высокое уважение, доверие к своему разуму, высшее напряжение которого - философская мысль - стала между тем высшей формой (вслед за мифом и религией) жизненного, социального регулятива.

    Таким образом, можно сделать вывод: главная роль, функция философии в истории культуры - одухотворение, оразумливание человеческого рода, наполнение жизни человека высшим смыслом, высшими идеями и непреходящими ценностями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II.   Психоаналитическая философия.

    Личность  Зигмунда Фрейда (1856-1939) - австрийского врача и психолога, основоположника  психоанализа - стала легендой. Распространение психоанализа во всем мире, как в области теории, так и в терапевтической практике стало давно бесспорным и очевидным фактом. Если в области практики современный психоанализ в разнообразных формах и вариациях модифицирует разработанную Фрейдом модель лечения, то в области теории его концепция становится сейчас предметом все большего внимания социологов, философов, лингвистов, специалистов в области философии культуры.

    Работая над исследованием невротиков, страдающих истерией, Фрейд и Брейер прибегали  к экспериментам по постгипнотическому внушению. Пациент вводился в состояние гипноза, и ему давалась установка, по пробуждению совершить какое-либо действие. На требование врача объяснить свой поступок пациент пытался рационально обосновать действие. Такое явление получило название «рационализация» (попытка обосновать рационально действия, продиктованные бессознательным). Результатом совместной работы Фрейда и Брейера стал труд «Исследование истерии» (1895).

    Психоанализ изначально основывался на принципе катарсиса (от греч. – «очищение»): под руководством врача с помощью различных техник пациент постепенно приходил к осознанию причин своего недуга. В психическом плане этот процесс заключался, прежде всего, в переведении бессознательного содержания в сознание – в этом и заключается катартический принцип, на котором строится клинический психоанализ; именно благодаря катарсису достигался терапевтический эффект.

    После разрыва с Брейером Фрейд продолжает исследования самостоятельно, и в  конце 1899 года выходит одна из его работ «Толкование сновидений». Здесь австрийский психиатр, продолжая развивать психоаналитические идеи, выступает уже как самостоятельный мыслитель. Именно сновидения стали тем объектом научного исследования, который позволил Фрейду прийти к более или менее оформленной концепции бессознательного. Бессознательное, по Фрейду, - это нереализованные влечения, которые в связи с требованиями общепринятых норм не допускались в сознание, вытеснялись. По мнению ученого, оно обнаруживает себя в оговорках, ассоциациях и сновидениях.

    Таким образом, считал он, чтобы проникнуть в бессознательное, совсем необязательно  погружать человека в гипнотическое  состояние, достаточно лишь умело использовать его ассоциации. Разнообразные наблюдения самого Фрейда, а также первых его последователей позволили ему сформулировать теорию социализации, основанную на смещении эрогенных зон у человека. Проходя пять стадий развития сексуальности, человек становится полноценной личностью. Все это время бессознательное подвергается подавлению. В процессе социализации  под влиянием запретов происходит  подавление влечений бессознательного, вытеснение элементов психического содержания. Данный процесс составил основу фрейдовской теории социализации.

    Теория  социализации Фрейда представляет собой онтогенетическую схему развития. Родовое развитие этических и религиозных запретов, призванных оградить общество от разрушительных первичных позывов (убийство и инцест) бессознательного, представлено в работе «Тотем и Табу». Оценки вклада Фрейда в науку колеблются от восхвалений его гениальности до прямых обвинений в шарлатанстве. В частности, представитель логического позитивизма Карл Поппер заявляет, что психоанализ не может претендовать на научность, так как он принципиально не фальсифицируем, то есть не поддается опровержению с помощью эмпирических фактов. В этом он сходен с псевдонауками, как астрология, хиромантия и т.д. Но самыми распространенными обвинениями (конкретно в адрес Фрейда) являются биологизм и пансексуализм его теории.

    Несмотря  на очевидные недостатки теории Фрейда последний оказал колоссальное влияние на гуманитарную науку, на культуру (от литературы до кинематографа) и, естественно, на медицину (и по сей день психоанализ является популярнейшим методом исследования и лечения душевных заболеваний). Синтез фрэйдизма и психоанализа с другими интеллектуальными течениями породил широкий всплеск гуманитарной мысли: создавались научные школы и направления в рамках философии, теоретической социологии и в клинической практике.

    Непоколебимость Фрейда в отношении психоаналитической теории привела его к разрыву со многими учениками. Такие его ученики, как Альфред Адлер, Карл Густав Юнг проявили себя не только самостоятельными мыслителями, но и критиками фрейдизма как ортодоксальной и консервативной теории. Одни ученики подвергли теорию Фрейда радикальному пересмотру, другие – реформировали ее, развивая теоретические посылки в направлении расширения проблемного поля исследования. На основе фрейдизма возникло новое направление в философии – неофрейдизм, основными представителями которого были Эрих Фромм, Карен Хорни и Гарри Салливен. Так же, как и Фрейд, они строили свои концепции, исходя из своего клинического опыта, причем на основании последнего неофрейдисты приходили, подчас к совершенно противоположным выводам, нежели австрийский психиатр. В частности, они отказались от биологизма, пансексуализма фрейдовской концепции и от понятия «либидо».

    Идеи  Фрейда и его последователей, в  частности Адлера, Юнга, Фромма, Маркузе  не только оставили заметный след в критике современного общества, но и раскрыли духовные основания различных массовых движений: молодежных, экологических, феминистских. Последнее обстоятельство дало достаточно сильный импульс для появления и теоретического обоснования концепции "нового психологического общества", явившейся своеобразным дополнением и даже альтернативой современным концепциям "технотронного", "информационного" общества.

Информация о работе Роль и место философии в культуре