Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:13, контрольная работа
Философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. Но с точки зрения обыденного сознания она "бесполезна", потому что не учит никакому практическому ремеслу, ее нельзя непосредственно воплотить, ни в гражданской жизни, ни в технике. Есть много наук, более полезных, чем философия, - писал Аристотель, - но нет науки, более прекрасной, чем она. Прекрасной - потому, что мир философии - это мир свободы, а философия есть не тактика, а стратегия свободной человеческой жизнедеятельности.
Оглавление
I.Место и роль философии в культуре ………………………………………3-5
II.Психоаналитическая философия …………………………………………..6-8
III.Современные представления об уровнях организации материи ……....9-10
IV.Предмет гносеологии ……………………………………………………...11
V.Смысл проблем сознания …………………………………………………..12-13
VI.Насилие и ненасилие в истории культуры ……………………………….14
VII.Общество как совокупность отношений ………………………………...15-16
VIII.Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных
проблем ………………………………………………………………………..17-18
IX.Антропосоциогенез – это…..………………………………………………19
X.Натурализм – это…………………………………………………………….20
XI. Список использованной литературы ………………
В условиях отказа от Божественного мысль интерпретировалась только как состояние личности, субъекта. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождает и сама себя детерминирует. Отсюда и новая метафора сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержаться идеи и образы до того, как оно включится в общение с миром. Ортега-и-Гасет так охарактеризовал эту метафору: «Вещи не входят в сознание, они содержаться в нем как идеи». В истории философии такое учение было названо идеализмом.
Если основной смысл античной метафоры сознания состоял в признании акта воздействия внешнего мира на мир внутренний, т.е. акта восприятия, то в Новое время акцент переносится с восприятия на воображение. Так, с точки зрения И. Канта, в нашем сознании наличествуют непосредственно данные знания о чем-то как о целом, и мы обнаруживаем их, как только начинаем сознавать себя. Сознание начинает рассматриваться в качестве условия возможности познать внешний мир, который зависит от структур сознания. В этой связи Лейбниц называл человека «маленьким божеством», а Кант – верховным законодателем природы.
Метафоры
сознания в философии Нового времени
и античности имели противоположные
смыслы, но они совпадали в том, что содержание
сознания отождествлялось с предметным.
В разработке проблемы сознания философия
Нового времени воспользовалась открытым
в средние века умением сосредотачивать
свое внимание на внутреннем опыте. Но
если в средневековой философии сознание
было по определению мистично, то в Новое
время из его содержания устраняется всякое
мистико-религиозное содержание.
VI. Насилие и ненасилие в истории культуры.
Представители этической философии полагают, что личность не является ни доброй, ни злой. Человеческая природа такова, что человек одинаково способен и на добро, и на зло. В рамках этого направления философской мысли этически ценным (добрым) признается поступок такого человека, который предпочитает злу добро в любой конкретной ситуации, но непременно по свободному выбору.
Вся известная нам до сих пор история человечества во многом выглядит как летопись насилия. Люди вели войны, завоевывали другие народы, культивировали рабство. Однако постепенно в сознании людей стала укрепляться уверенность в том, что насилие нельзя победить насилием. Издревле складывались такие воззрения, авторы которых видели свою цель в том, чтобы прервать цепь насилия. Разумеется, эти взгляды не были преобладающими. Однако человечество, можно сказать, последовательно продумывало указанную идею.
Философские учения о религиях Востока, такие, как индуизм, буддизм, даосизм, видели спасение, прежде всего во внутреннем освобождении от цепей эгоизма и насилия. В индийской философии существовало такое понятие, как ахимса, которым обозначался характерный этический принцип индийской философии и религии. Он заключается в проповеди воздержания от нанесения вреда всему живому, без какого-либо ограничения или выбора. В этом воззрении отражена идея родства всех живых существ, неотделимости человека от природы.
В
текстах Ветхого Завета насилие
рассматривается как
Наверное,
не менее странной оказалась позиция
видного политического деятеля
Индии Махатмы Ганди. Он возглавил
движение за независимость своей
страны от иноземных колонизаторов.
Однако он призывал не к революции,
не к войне. Ганди заложил основы
политики ненасилия, продемонстрировал
ее огромные возможности на опыте борьбы
за независимость Индии от колониального
господства англичан. Британская корона
была вынуждена по достоинству оценить
такую последовательно проведенную позицию
и предоставить Индии свободу. Она признается
наиболее жизнеспособной как в современных
условиях, так и в перспективе.
VII. Общество как совокупность отношений.
Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей связанных различной степенью общности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно высоком уровне развития людей. Следует заметить, что в самом слове «общество» наличествует корень «общ -», выражающий именно единение, единство каких-то единичностей. Обществу исторически предшествовало «сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Данная форма общности уходит в глубь дремучей старины, во времена стадного существования наших предков. Слово «сообщество» употребляется и применительно к животным: некоторые из них живут именно сообществами. Далее, термин «сообщество» сейчас употребляется применительно к человеческим объединениям – группам разной величины и принципов объединения. Например, научное сообщество, журналистское сообщество. Да и в обыденном сознании понятие общества нередко фигурирует в смысле объединения какого-то числа людей для определенных целей: спортивное общество, общество художников и т.п. Но эти общества или сообщества являют собой составные части общества как множества, образующего целое государство.
Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой: ведь общество изначально вписано в контекст взаимоотношения не со всем Космосом, а непосредственно с той территорией, на которой расположено то или иное конкретное общество.
Когда же мы говорим о человеческом обществе в целом, то имеем в виду такое объединение, которое включает в себя всех людей. Без этого общество было бы лишь известным количеством отдельных, разрозненных лиц, порознь живущих на данной территории, и не связанных нитями общности интересов, целей, деяний, трудовой активности, традиций, экономики, культуры и т.п. Люди созданы, чтобы жить в обществе.
Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов. В человеческое общество никто не зачисляется по заявлению: естественный факт рождения человека с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.
Общество на любой ступени его развития – это многостороннее образование, сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество как целое. Человеческое общество – это внутри себя расчлененная целостная система, которая исторически возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему, направляют его развитие. Следовательно, всякий элемент этой системы может быть понят не в своей единичности, а лишь в той связи, которая ведет к целому. Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя взаимосвязей, в основе которых, в конечном счете, лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: 1) производство и складывающиеся на его основе производственные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; 2) политические отношения; 3) духовная сфер жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.
Нет общества вообще, как нет и человека вообще, а есть конкретные формы общественной организации людей. Не смотря на все различие конкретных обществ, у любого общества есть черты, которые отличают его от стада животных и вообще от всего того, что не есть общество.
Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей, ибо одинокий человек, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, против хищных зверей и «бесчеловечных людей». Общество, ограждая личные свободы человека, вместе с тем ограничивает эту свободу определенными нормами, обычаями, правами и обязанностями. Но эти ограничения вытекают из существа дела, т.е. из интересов членов общества.
В
заключение ещё раз можно подчеркнуть,
что общество – это целостная
система жизнедеятельности
VIII. Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем.
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать от региональных, локальных и частных.
Глобальными являются те проблемы, которые носят общечеловеческий характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности, решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено (или не осуществлено), их решение, зависят судьбы всего человечества. Наконец, эти проблемы воплощают в себе неразрывность социальных и природных сторон жизни.
Первая группа глобальных проблем – интерсоциальные проблемы. Установление мира между государствами становится насущной задачей современности. Не менее важной проблемой является создание нового международного экономического порядка. Устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной дестабилизации – это одновременно и решение проблемы здоровья людей, решение проблемы качества освоения природных ресурсов. Сохранение мира в ядерную эпоху есть первое условие выживания человечества. Остановка гонки вооружений – это одновременно предотвращение загрязнения окружающей среды в планетарном масштабе. Как видим, интерсоциальные проблемы неотделимы от проблемы взаимодействия общества и природы.
Вторая группа глобальных проблем включает проблемы, которые возникают в результате непосредственного взаимодействия природы и общества. К ним относятся проблемы природных ресурсов (обеспечение топливом, энергией, сырьем, водой); освоение Мирового океана и космоса.
Третья группа глобальных проблем – это проблемы, связанные е взаимодействием человека и общества (проблемы народонаселения, здравоохранения, образования). В данном случае проблема природы и общества – это проблема биологических основ жизни человека, опосредованных социальными условиями. Так, например, по данным статистики, образование – это фактор, способствующий продлению срока человеческой жизни в среднем на 10 лет.
В
1968 году небольшая группа ученых во
главе с А. Печчеи организовала так
называемый Римский клуб, международную
неправительственную
IX. Антропосоциогенез – это…
Антропосоциогенез – это процесс перехода от биологической формы движения материи к социальной форме, являющейся неразрывным единством превращения животного в человека и объединения животных в человеческое общество. Становление человека есть формирование его сущности. «Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть, совокупность всех общественных отношений». Поэтому формирование человека (антропогенез), есть, прежде всего, становление всей совокупности общественных отношений, т.е. общества (социогенез).