Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:31, реферат
В ХIХ веке в России выделилось две основные группы мыслителей - западники и славянофилы. Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации.
Введение 3
Славянофилы 4
Западники 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
кафедра истории и теории музыки
Русская философия XIX века: славянофилы и западники
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия»
Выполнил: |
, студент III курса (заочного отделения) | |
Проверил: |
, преподаватель. | |
Самара 2011
План:
Введение
Славянофилы
Западники
Заключение
Список использованной литературы
В ХIХ веке в России выделилось две основные группы мыслителей - западники и славянофилы.
Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права.
Славянофилы заняли противоположную позицию. У России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней прежде всего сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституций и хартий. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера.
Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение - к истинному нравственному самоусовершенствованию.
Славянофильство - неотъемлемая органическая часть русской общественной мысли и культуры 19 в. Постоянный и резкий критик славянофилов В.Г.Белинский писал: “Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в самостоятельном развитии”1.
Славянофильство как идейное течение оформилось в первой половине 40-х годов. Его зачатки, однако, обнаруживаются значительно раньше. Они видны еще в суждениях ряда деятелей, которые вслед за событиями 14 декабря 1825 года всё отчетливее определяли свое место в стане противников освободительного движения. Характерно, что в кругу прежних участников общества “любомудров”, среди лиц, настойчиво требовавших в последекабрьские годы отказа от борьбы с существующим строем, ратовавших за “уважение к действительности”, находились и будущие славянофилы И. В. Киреевский и А. И. Кошелев.
С самого возникновения и на протяжении всего времени своего существования славянофильство было представлено немногочисленной группой, столпами которой явились в 40--50-х годах А. С. Хомяков и И. В. Киреевский.
Говоря об И. В. Киреевском, как об одном из основоположников славянофильства, следует отметить, что становление его взглядов прошло довольно сложный путь.
От участия в кружке “любомудров” до тесной дружбы со схимником Филаретом и старцами Оптинского монастыря, от редактирования журнала “Европеец” до издания богословской литературы, от приверженности западной цивилизации до противопоставления западноевропейской образованности “образованности русской” -- такова эволюция, проделанная И. В. Киреевским в течение 20--50-х годов.
Крупную роль в славянофильской группе играл К. С. Аксаков. В его работах наиболее полно освещена историческая концепция славянофилов. Он подвизался и в качестве ведущего славянофильского литературного критика. Взгляды К. С. Аксакова также претерпели немалые изменения. Начало его идейного формирования относится к 30-м годам, когда он был участником кружка Станкевича. Влияние этого кружка сказалось и на написанной К. Аксаковым в начале 40-х годов и появившейся в свет в 1846 году диссертации о Ломоносове. Впоследствии К. С. Аксаков получил известность как один из самых ортодоксальных деятелей славянофильства, выражавший в крайне заостренной форме положения, характерные для всего его круга.
Впервые
о своем появлении на общественной арене
славянофильство
возвестило жаркими спорами в московских
литературных салонах, а затем
и печатными выступлениями.
Оживленные толки в домах Елагиных, Свербеевых, Кошелева в конце 30-х годов о ходивших тогда в списках статье А. С. Хомякова “В старом и новом” и “В ответ А. С. Хомякову” И. В. Киреевского послужили началом длительной “словесной войны” по вопросам о “самобытном пути” России и “народных началах”. 2 Рубеж 30-х и 40-х годов - время первых схваток славянофилов с их противниками - западниками. А. И. Герцен отмечал, что по возвращении летом 1842 года из Новгорода в Москву он застал славянофилов и их порицателей, разделенных на враждующие “партии”, на два “стана”.3 О славянофилах и их противниках как о двух литературных “партиях”, стоящих к 1843 году “как два лагеря друг против друга, каждый со своими шпагами”4, писал в своих мемуарах и П. В. Анненков.
Полемика со славянофилами - первая крупная общественно-политическая, философская, литературная дискуссия 40-х годов. В ней нашла свое идейное выражение борьба общественных группировок вокруг вопроса о путях развития России, русской культуры, русской литературы,-- борьба, всё более обострявшаяся по мере приближения эпохи, идущей на смену крепостничеству.
Противниками славянофилов явились деятели, принадлежавшие к различным направлениям. С критикой славянофильских взглядов выступили, с одной стороны, представители так называемой “западнической” группировки, приверженцы принципов буржуазного либерализма, как например П. В. Анненков, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, Н. X. Кетчер, с другой - поборники идей демократизма, материализма и утопического социализма -- В. Г. Белинский и А. И. Герцен. Хотя споры представителей западнической группы с кругом Хомякова, Киреевских и Аксаковых постепенно отходили, на второй план, по сравнению с борьбой нарождавшейся революционной демократии с буржуазно-помещичьим лагерем, всё же они, несомненно, сыграли тогда положительную роль, оставив заметный след в идейной жизни России XIX века.
В
общественно-политической борьбе
России последних двух предреформенных
десятилетий славянофильская группа заняла
место на правом
фланге либерального лагеря. Имея немало
сходственных черт с идеологией
“официальной народности”, славянофильские
воззрения, однако, по ряду
вопросов отличались от взглядов группы
Погодина и Шевырева. Славянофильство
являлось в 40--50-х годах оппозиционной
группировкой, исключая, правда, период
1848--1849 годов, когда славянофилы, под впечатлением
бурных событий на Западе и из-за
опасения воздействия их на Россию,
воздерживались от укоризненных замечаний
в адрес правительства.
Славянофильская
критика нередко направлялась
против цензурного
произвола, полицейской опеки,
бюрократического засилья. Славянофилы
ратовали за отмену крепостного права.
Еще в своей статье о “Старом и
новом” А. С. Хомяков гневно отозвался
о крепостном праве, охарактеризовав его
как “мерзость рабства законного”5.
Сосуществование двух противоположных тенденций -- одной, проявлявшейся в постоянном тяготении к охранительным взглядам, другой, выражавшейся в суждениях, расходящихся с официальной идеологией - характерная черта славянофильской концепции 40--50-х годов. В славянофильских воззрениях нашли свое отражение настроения той части помещичьих слоев, которые в эпоху, лежащую на грани феодального и капиталистического периодов истории России, в обстановке углублявшегося кризиса крепостнической системы, с одной стороны, находились в поисках путей для приспособления к растущим буржуазным отношениям -- с другой, испытывая страх перед капиталистическим развитием, изыскивали средства, чтобы задержать его. Противоречивость многих суждений славянофилов по ряду важнейших проблем имела глубокие социальные корни6.
В своих философских взглядах славянофилы главным образом исходили из учения позднего Шеллинга. “В начале XIX века Шеллинг был тем же, чем Христофор Колумб в XV, он открыл человеку неизвестную часть его мира... его душу”, писал В. Ф. Одоевский в “Русских ночах”7.
Шеллингианские
положения были приспособлены ими к догмам
православия: “...я думаю, -- писал И. В. Киреевский, -- что философия
немецкая, в совокупности с тем развитием,
которое она получила в последней системе
Шеллинга, может служить у нас самой удобной
ступенью мышления от заимствованных
систем к любомудрию самостоятельному,
соответствующему основным началам древнерусской
образованности и могущему подчинить
раздвоенную образованность Запада цельному
сознанию верующего разума”.8 Симпатии Киреевского -- ревностного
приверженца принципов “философии откровения”
Шеллинга -- на стороне тех мыслителей,
которые, подобно Шеллингу, “требуют новой духовной
силы вне разума”.9 Особенное
достоинство философской системы Шеллинга
Киреевский видит в том, что она имеет устремленность к слиянию
“с верою в одно умозрительное единство”10.
Отрицая закономерности и единство исторического процесса, славянофилы усиленно пропагандировали схему, резко противопоставлявшую путь “внутренней правды” России пути “внешней правды” Запада “рационалистической культуре” Запада..
Славянофильство горячо отстаивало православие, выступало апологетами старины, выдвигало требование разрыва с Западом.
Как изобилующий смутами и раздорами, обессиленный внутренним раздвоением и мечтательностью, ослабленный “латино-протестантской односторонностью” предстает Запад со страниц произведений славянофилов.
Об умственной жизни Запада славянофилы писали как об утратившей свою силу, обнаружившей “болезненные явления” еще со времен реформации и даже с предшествовавшей ей эпохи Возрождения. О философской мысли Запада Киреевский говорил как о движущейся в замкнутом кругу и вернувшейся к принципам Аристотеля.
Следует отметить, что славянофилам, особенно А. С. Хомякову и И. В. Киреевскому, отнюдь не было присуще безоговорочное осуждение всего Запада.
Еще в статьях, помещенных в первых номерах “Москвитянина” за 1845 год, Хомяков и И. В. Киреевский стали, противореча самим себе, отмежевываться, по выражению П. В. Анненкова, от “доморощенных гонителей Запада”11.
В “Обозрении современного состояния литературы” И. В. Киреевский указывал, что те, кто отвергают всё европейское, отрывают себя от развития человечества. Он высказывался за использование того, что было или есть “доброго в жизни Запада” и подчинение заимствованного “истинным”, “высшим” русским началам.
Стремления И. В. Киреевского в середине 40-х годов сгладить острые углы славянофильской трактовки проблемы России и Запада и сделать менее уязвимым для критики один из важнейших принципов славянофильского учения не ускользнули от взора А. И. Герцена, записавшего в свой дневник: “. . . Иван Васильевич хочет как-то и с Западом поладить; вообще он и фанатик эклектик”12.
Разноречивость в суждениях И. В. Киреевского о Западе в известной мере объясняется тем, что как сам автор “Обозрения современного состояния литературы”, так и его единомышленники, обличая Запад, в то же время испытывали сильное тяготение к реакционным идеям, в значительной степени черпаемым из западноевропейских источников.
Нередко, справедливо критикуя тех, кто был ослеплен иноземным и предпочитал чужое своему, низкопоклонствовал перед Западом, славянофилы, однако, сами по существу смыкались с отдельными критикуемыми ими деятелями в благоговении перед реакционными, консервативными сторонами западноевропейской жизни.
Толки о “гниении Запада” особенно часто были в славянофильском кругу в 1848 -- 1849 годах, когда напуганные революционной бурей, пронесшейся по Западной Европе, славянофилы наиболее яростно нападали на прогрессивные слои Запада и устами К. С. Аксакова заявляли о своем презрении к поднявшимся на борьбу народам Европы.
Информация о работе Русская философия XIX века. Славянофилы и Западники