Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:31, реферат
В ХIХ веке в России выделилось две основные группы мыслителей - западники и славянофилы. Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации.
Введение 3
Славянофилы 4
Западники 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Главной ошибкой западничества, по мнению Данилевского, было принятие европейского культурно-исторического типа с его ценностями за общечеловеческий с ценностями общечеловеческими и соотнесение этих ценностей с несоответствующими им специфическими национально-русскими. Упрощенная интерпретация подобных идей отразилась, например, в статье В.Е. Крылова “Что умерло: западничество или славянофильство?” Западники, по Крылову, “и доныне готовы повторять слова Молчалина, что в наши лета “не должно сметь свое суждение иметь”. Всякое самостоятельное суждение они считают преступным отступничеством от их “символа веры” и без всякой пощады предают его анафеме”. Итог статьи таков: западничество как теория науки, космополитизма и парламентаризма (в противоположность “истинным русским ценностям” -- религии, народности и самодержавию) и “как вероучение не может у нас существовать: у него нет никаких жизненных сил, ему давным-давно пропета отходная”.
Заключение
Различные теории и течения, постоянно охватывающие Россию, так и не привели страну к определенному решению, по какому пути идти. Из-за этого, как в басне Крылова “Лебедь, рак и щука”, Россия топчется на месте. Либо, в лучшем случае, движется по инерции. Споры западников и славянофилов стали частью истории, а актуальность их просвечивает сквозь века. Можно отыскать множество источников противоречий между этими двумя философскими направлениями: возможность политического обустройства, и ход исторического развития, и положение религии в государстве, образование, ценность народного наследия и т.д. В несколько большей степени можно указать на обширность территории страны, которая производила на свет личностей с совершенно противоположными взглядами на жизнь и на собственное положение в ней.
Россия велика. Увлечь одной идеологией ее народ очень сложно. Один из самых сложных вопросов русской философской мысли является вычленение русской народности. Это, по-моему, главная причина неопределённости в развитии. Народу постоянно напоминают, что Россию населяют сотни народностей, все они самобытны, кто-то ближе к Востоку, а кто-то к Западу, указывая на разнообразие культур и традиций, но тем самым ещё больше увеличивают пропасть между взглядами. Ведь забывают об одном: русских в России 85%, а это не простое большинство, это почти абсолютное большинство, которые в своей основной массе имеют общие корни, культуру, традицию, историю, язык…. Этот список можно продолжать. Нельзя забывать, что именно русские несут на своих плечах весь груз государственности, и приравнивать их ответственность к ответственности, например, селькупов или лопарей не следует. Исходя из этого нужно, прежде всего, ориентироваться на интересы и насущные проблемы именно русского большинства, конечно не забывая и о других малых народностях. Именно “не забывать”, а не ставить их проблемы на первое место. А на основе этого большинства, сплочённого общими узами и родится единая, общая для всех, идея развития государства и народа в нём. И сразу же отпадут извечные русские вопросы “Кто виноват?” и “Что делать?”.
Список использованной литературы:
1 http://www.mirvn.ru/articles/
2 Текст и цитата приведены из “Истории русской критики” Издательство АН СССР 1958 года. Т.1 С. 327
3 Там же
4 Там же
5 там же
6 “Истории русской критики” Издательство АН СССР 1958 года. Т.1
7 http://www.mirvn.ru/articles/
8 там же
9 там же
10 там же
11 “Истории русской критики” Издательство АН СССР 1958 года. Т.1 С. 329
12 “Истории русской критики” Издательство АН СССР 1958 года. Т.1 С. 330
13 там же С.331
14 там же С. 333
15 там же
16 В. И. Кулешов “История русской критики”. “Просвещение”. М.-1978 год. С. 201-207
17 И. С. Тургенев. “Дым”. Собрание сочинений. Т. 4. “Художественная литература”. М.-1954. С. 33-34
18 Данилевский. “Западничество в России”. “Книга”. М.-1991. С. 114-115
19 http://www.mirvn.ru/articles/
20 Д. И. Олейников. “Славянофилы и западники”. “Механик”. М.- 1966. С. 10-11
21 там же. С. 14
Информация о работе Русская философия XIX века. Славянофилы и Западники