Русская идея в философии В. Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:28, реферат

Описание

Введение
Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье
известного русского историка, профессора Московского университета Сергея
Михайловича Соловьева. Его отец принадлежал по линии предков к
крестьянскому сословию, мать была родом из старинной малороссийской семьи,
где сплелись украинские и польские корни, интересно, что из этой же семьи

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3


Идея всеединства - центральная идея философии В. Соловьева………… 5

Русская идея в философии В. Соловьева………………………………….. 9

Общие черты социально-исторических изысканий………………………. 12

Заключение………………………………………………………………….. 14


Список использованной литературы………………………………………. 15

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)


Введение……………………………………………………………………...   3

 

 

Идея всеединства - центральная идея философии В. Соловьева…………      5

 

Русская идея в философии В. Соловьева…………………………………..     9

 

Общие черты социально-исторических изысканий……………………….   12

 

Заключение…………………………………………………………………..   14

 

 

Список использованной литературы……………………………………….   15

 

 

                                  Введение

 

    Владимир Сергеевич  Соловьев  родился  16  января  1853  года  в  семье

известного русского историка,  профессора  Московского  университета  Сергея

Михайловича  Соловьева.  Его   отец   принадлежал   по   линии   предков   к

крестьянскому сословию, мать была родом из старинной  малороссийской  семьи,

где сплелись украинские и польские корни, интересно, что из  этой  же  семьи

вышел видный украинский философ  Григорий  Сковорода.  Образование  Соловьев

получил в Первой Московской гимназии, затем учился на  физико-математическом

факультете  Московского  университета,  в  1872  году,  по  его  собственным

словам, он "вышел” из этого факультета  и  стал  вольнослушателем  историко-

филологического факультета, экстерном сдал  все  экзамены,  в  том  числе  и

кандидатские по курсу историко-филологического факультета уже  через  год  и

поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию.  В  1874  году  он

защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете по  теме

“Кризис западной философии (против  позитивистов)”.  Этой  защитой  Владимир

Соловьев заявил о себе как о зрелом самостоятельном  ученом  (хотя  ему  был

всего 21 год). По возвращении в Москву он был  избран  доцентом  Московского

университета по кафедре философии, но через полгода после  этого  отправился

в путешествие по святым местам в  надежде  обрести  собственный  мистический

опыт озарения.  В  дороге  его  ограбили  и  он  вынужден  был  вернуться  и

возобновить чтение лекций. В 1877 году Владимир Сергеевич оставил  службу  в

университете. В 1880 году защитил в Санкт-Петербурге в  качестве  докторской

диссертации свой труд “Критика отвлеченных начал” и начал  чтение  лекций  в

Санкт-Петербургском  университете.  Уже   в   первых   философских   работах

Владимира Соловьева в центре стоял вопрос об отношении Запада  и  Востока  -

противопоставление   западной   и   восточной   традиций   философствования,

религиозного  мировоззрения,  поиск  внутреннего  основания  для   всеобщего

единства. Его  богословские  сочинения  были  в  штыки  приняты  официальной

православной церковью, ему было запрещено после  опубликования  “Религиозных

основ жизни” печатать религиозно-богословские произведения.  В.  Соловьев  в

80-е  годы  активно  занимается  публицистической  деятельностью,   принимая

участие в полемике “западников” и “славянофилов”. В 1891 году он  становится

редактором  философского  отдела   в   большом   энциклопедическом   словаре

Брокгауза и Эфрона, помимо редакторской работы он был автором  ряда  крупных

статей, трудился над переводом Платона, начал работу над циклом  философских

трактатов,  излагающих  его   систему   философии,   открывающихся   работой

“Оправдание добра”. К сожалению, кроме этой работы ни одна больше не  вышла,

т.к. неожиданно в расцвете творческих сил Владимир  Соловьев  умер  30  июля

1900 года в возрасте 47 лет. Он  похоронен  рядом  с  отцом  в  Новодевичьем

монастыре в Москве.

    После него осталось собрание сочинений в 10 томах, не считая религиозно-

философских работ, вышедших  во  Франции  на  французском  языке,  три  тома

переписки и один том стихов.

    Владимиру  Соловьеву  принадлежит  особое  место  в   истории   русской

философии.  Он  стал  родоначальником  целого  направления,  школы   русской

идеалистической философии, вслед за которым шли Н. Бердяев, П. Флоренский  и

другие. Его роль в  развитии  отечественной  философской  мысли  сравнима  с

ролью Гегеля в  немецкой  философии  или  с  ролью  Аристотеля  в  античной,

поэтому трудно  переоценить  значение  его  творчества  для  национальной  и

мировой культуры.

                     Идея всеединства – центральная идея

                            философии В. Соловьева

 

    В  философии  термином  “онтология”  обозначается  учение  о  бытии,  а

“гносеология” – учение о познании. В философии Соловьева,  как  и  в  учении

Гегеля, онтология и гносеология, бытие и познание  неразделимы  и  опираются

на единую основу.

    Идея всеединства является центральной в философии В. Соловьева, поэтому

всю его систему часто называют философией  всеединства.  Она  оказалась  для

него столь значительной  по  многим  причинам,  одна  из  них  –  обостренно

бережное отношение философа к  культуре,  стремление  сохранить  в  ней  все

лучшее, добытое, не  потерять,  не  утратить  приобретенное.  По  словам  Н.

Бердяева, было даже совсем непонятно, “почему такой воздушный,  напочвенный,

не земляной человек  оправдывает  все  историческое,  из  почвы  выросшее  с

землей связанное”. В философии  всеединства  речь  шла  о  единении  Бога  и

человека;  идеальных  и  материальных  начал;  единого   и   множественного;

рационального,    эмпирического    и     религиозно-мистического     знания;

нравственности, науки, религии, эстетики.

    Создавая новую синтетическую философию, Соловьев  обратился  к  анализу

предшествующей философской. Он не отказывает ни  одной  теории  в  праве  на

существование,  по  словам  Н.  Бердяева   он   “все   оправдывает   и   все

обосновывает, всему находит место”.

    Философия,  по  мнению  Соловьева,  возникает  в  период   напряженного

кризиса,  когда  религиозная  социальная  роль  не  разрывает   человеческое

общество, сознание. Родиной ее он считал Древнюю  Индию,  где  появление  ее

было  ознаменовано  тезисом:  “Все  едино”.   Идея   всеединства   есть   та

цементирующая основа, которая предает целостность всей  философии,  несмотря

на ее бесконечную  вариативность  и  разнообразие.  Рационализм  европейской

философии,  хоть  и  односторонне,  служил  именно  этой  идее,  способствуя

становления  свободной  личности,  стремящейся  к  познанию.  С  панлогизмом

Гегеля, считает В. Соловьев, закончилась история философского  рационализма,

который в сочетании с философским натурализмом, материализмом  и  эмпиризмом

приблизил человека к пониманию органического,  всеобщего  единства  природы,

материи, духа и разума с высшим божественным началом. Человечество  достигло

такого состояния, когда разорванность, частичность в его  собственном  бытии

достигла  предела,  опасного  для   будущего   существования.   Одновременно

односторонни философские учения, берущие начало то от духа, то  от  материи,

то от умозрения или эмпирии  пришли,  по  мнению  Соловьева,  к  бесславному

завершению, потеряв связь с жизнью и уткнувшись в “абсолютное ничто”.

    Очевидно настало время новой философии, когда  опираясь  на  достижения

односторонних, частичных учений, можно создать философию,  охватывающую  все

жизненно важные сферы бытия и способную постичь их в органическом  единстве.

Именно такую философию создавал  Владимир  Соловьев,  опираясь  на  традиции

христианства,  хотя  его  трактовка  христианского   вероучения,   как   уже

говорилось, весьма отличалась от официальной.

    Его  философия  начинается  с  понятия  не  бытия,  а  сущего.  Позиция

Соловьева явно противостоит Гегелю. Понятие бытия -  пустое  для  Соловьева,

т.к. включает  в  себя  лишь  противопоставление  небытию,  поэтому  строить

философскую конструкция можно только на содержательно богатом фундаменте,  а

именно, на понятии сущего, абсолютного первоначала, которое  “имеет  в  себе

положительную силу бытия”. Абсолютное начало  Соловьев  называет  абсолютно-

сущим, свободно-сущим Богом. “...  божественное  начало  является  здесь  (в

мировом  процессе)  как  действующая  сила  абсолютной   идеи,   стремящейся

реализоваться или воплотиться  в  хаосе  разрозненных  элементов...  мировая

душа, как сила пассивная, как чистое стремление, первоначально не  знает,  к

чему стремиться, т.е. не обладает идеей всеединства, божественный же  Логос,

как начало положительное, как сила действующая и образующая,  в  самом  себе

имеет  и  дает  мировой  душе  идею  всеединства  как  определяющую  форму”.

Фактически  речь  идет  о  новом  способе  обоснования   идеи   креационизма

(творения  Богом  мира),  которая  всегда  лежала  в  основе  онтологических

взглядов религиозных мыслителей. Абсолютное начало  мира  есть  Бог,  он  же

источник его единства, так можно пояснить это положение  Соловьева.  Природа

истинно-сущего, которое будучи началом бытия, заключает в  себе  все  бытие,

поэтому единичное удерживает множественное, цельное - частное. В  Абсолютном

сущем, по мысли Соловьева, содержаться два центра – абсолютное  начало,  как

таковое, и первоматерия. Эта идея сравнима с  идеей  Аристотеля  о  форме  и

материи,  как  двух  первоосновах  бытия.  Однако  Соловьев  иначе  понимает

соотношение этих двух начал, а точнее двух сторон всеобщего  первоначального

единства.  Для  первоматерии,  выражающей  начало   многообразия,   вводится

понятие София (мудрость). Первоматерия, разумеется, не имеет  ничего  общего

с тем, что современные ученые называют материей. Включенная в  абсолют,  она

не может быть ничем  иным,  как  мировой  душой.  София,  отождествленная  с

мировой душой, способна не только на должное развертывание заложенных в  ней

потенций, но и на искажения, если  мировая  душа  вдруг  увлечется  излишней

самостоятельностью и уклониться от  объединяющего  воздействия  Логоса.  Эти

собственно и объясняется несовершенство мира. София  -  это  преимущественно

материя  абсолютно-сущего,  прошедшая  путь,  на  котором  она   максимально

реализовала свойственное ей многообразие  и  вместе  с  тем  одухотворялась,

прониклась началом единства, обожествилась. София в таком значении  является

одним из центральных понятий онтологической  концепции  Соловьева.  “  София

есть  тело  Божие,  материя  божества,  проникнутое  началом   божественного

единства. Осуществляющий в  себе  или  носящий  это  единство  Христос,  как

цельный божественный организм – универсальный  и  индивидуальный  вместе,  –

есть  Логос  и  София”.  У  Софии,  являющейся  как  бы   представительницей

материального  мира,  но  мира  устремленного   к   духовному   единству   и

совершенству, особое место принадлежит идее человека. “София есть  идеальное

совершенно человечества”, - пишет Соловьев. Но  София  -  неразрывная  часть

Абсолюта и Бога, ибо без нее нет деятельности Бога.  В  Философии  Соловьева

человек “совечен” Богу, он отрицает утверждение, что Бог может  существовать

и без человека. Здесь речь идет не о человеке, как  биологическом  виде,  он

появился в процессе эволюции, а о человеке как идее бытия, которая  заложена

в  самой  основе  мира  в  целом.  Софийный  идеальный  человек  принадлежит

Информация о работе Русская идея в философии В. Соловьева