Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:28, реферат
Введение
Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье
известного русского историка, профессора Московского университета Сергея
Михайловича Соловьева. Его отец принадлежал по линии предков к
крестьянскому сословию, мать была родом из старинной малороссийской семьи,
где сплелись украинские и польские корни, интересно, что из этой же семьи
Введение……………………………………………………………………... 3
Идея всеединства - центральная идея философии В. Соловьева………… 5
Русская идея в философии В. Соловьева………………………………….. 9
Общие черты социально-исторических изысканий………………………. 12
Заключение………………………………………………………………….. 14
Список использованной литературы………………………………………. 15
Введение…………………………………………………………
Идея всеединства - центральная идея философии В. Соловьева………… 5
Русская идея в философии В. Соловьева………………………………….. 9
Общие черты социально-исторических изысканий………………………. 12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………. 15
Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье
известного русского историка, профессора Московского университета Сергея
Михайловича Соловьева. Его отец принадлежал по линии предков к
крестьянскому сословию, мать была родом из старинной малороссийской семьи,
где сплелись украинские и польские корни, интересно, что из этой же семьи
вышел видный украинский философ Григорий Сковорода. Образование Соловьев
получил в Первой Московской гимназии, затем учился на физико-математическом
факультете Московского университета, в 1872 году, по его собственным
словам, он "вышел” из этого факультета и стал вольнослушателем историко-
филологического факультета, экстерном сдал все экзамены, в том числе и
кандидатские по курсу историко-филологического факультета уже через год и
поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию. В 1874 году он
защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете по теме
“Кризис западной философии (против позитивистов)”. Этой защитой Владимир
Соловьев заявил о себе как о зрелом самостоятельном ученом (хотя ему был
всего 21 год). По возвращении в Москву он был избран доцентом Московского
университета по кафедре философии, но через полгода после этого отправился
в путешествие по святым местам в надежде обрести собственный мистический
опыт озарения. В дороге его ограбили и он вынужден был вернуться и
возобновить чтение лекций. В 1877 году Владимир Сергеевич оставил службу в
университете. В 1880 году защитил в Санкт-Петербурге в качестве докторской
диссертации свой труд “Критика отвлеченных начал” и начал чтение лекций в
Санкт-Петербургском университете. Уже в первых философских работах
Владимира Соловьева в центре стоял вопрос об отношении Запада и Востока -
противопоставление западной и восточной традиций философствования,
религиозного мировоззрения, поиск внутреннего основания для всеобщего
единства. Его богословские сочинения были в штыки приняты официальной
православной церковью, ему было запрещено после опубликования “Религиозных
основ жизни” печатать религиозно-богословские произведения. В. Соловьев в
80-е годы активно занимается публицистической деятельностью, принимая
участие в полемике “западников” и “славянофилов”. В 1891 году он становится
редактором философского отдела в большом энциклопедическом словаре
Брокгауза и Эфрона, помимо редакторской работы он был автором ряда крупных
статей, трудился над переводом Платона, начал работу над циклом философских
трактатов, излагающих его систему философии, открывающихся работой
“Оправдание добра”. К сожалению, кроме этой работы ни одна больше не вышла,
т.к. неожиданно в расцвете творческих сил Владимир Соловьев умер 30 июля
1900 года в возрасте 47 лет. Он похоронен рядом с отцом в Новодевичьем
монастыре в Москве.
После него осталось собрание сочинений в 10 томах, не считая религиозно-
философских работ, вышедших во Франции на французском языке, три тома
переписки и один том стихов.
Владимиру Соловьеву принадлежит особое место в истории русской
философии. Он стал родоначальником целого направления, школы русской
идеалистической философии, вслед за которым шли Н. Бердяев, П. Флоренский и
другие. Его роль в развитии отечественной философской мысли сравнима с
ролью Гегеля в немецкой философии или с ролью Аристотеля в античной,
поэтому трудно переоценить значение его творчества для национальной и
мировой культуры.
Идея всеединства – центральная идея
философии В. Соловьева
В философии термином “онтология” обозначается учение о бытии, а
“гносеология” – учение о познании. В философии Соловьева, как и в учении
Гегеля, онтология и гносеология, бытие и познание неразделимы и опираются
на единую основу.
Идея всеединства является центральной в философии В. Соловьева, поэтому
всю его систему часто называют философией всеединства. Она оказалась для
него столь значительной по многим причинам, одна из них – обостренно
бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все
лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенное. По словам Н.
Бердяева, было даже совсем непонятно, “почему такой воздушный, напочвенный,
не земляной человек оправдывает все историческое, из почвы выросшее с
землей связанное”. В философии всеединства речь шла о единении Бога и
человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного;
рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания;
нравственности, науки, религии, эстетики.
Создавая новую синтетическую философию, Соловьев обратился к анализу
предшествующей философской. Он не отказывает ни одной теории в праве на
существование, по словам Н. Бердяева он “все оправдывает и все
обосновывает, всему находит место”.
Философия, по мнению Соловьева, возникает в период напряженного
кризиса, когда религиозная социальная роль не разрывает человеческое
общество, сознание. Родиной ее он считал Древнюю Индию, где появление ее
было ознаменовано тезисом: “Все едино”. Идея всеединства есть та
цементирующая основа, которая предает целостность всей философии, несмотря
на ее бесконечную вариативность и разнообразие. Рационализм европейской
философии, хоть и односторонне, служил именно этой идее, способствуя
становления свободной личности, стремящейся к познанию. С панлогизмом
Гегеля, считает В. Соловьев, закончилась история философского рационализма,
который в сочетании с философским натурализмом, материализмом и эмпиризмом
приблизил человека к пониманию органического, всеобщего единства природы,
материи, духа и разума с высшим божественным началом. Человечество достигло
такого состояния, когда разорванность, частичность в его собственном бытии
достигла предела, опасного для будущего существования. Одновременно
односторонни философские учения, берущие начало то от духа, то от материи,
то от умозрения или эмпирии пришли, по мнению Соловьева, к бесславному
завершению, потеряв связь с жизнью и уткнувшись в “абсолютное ничто”.
Очевидно настало время новой философии, когда опираясь на достижения
односторонних, частичных учений, можно создать философию, охватывающую все
жизненно важные сферы бытия и способную постичь их в органическом единстве.
Именно такую философию создавал Владимир Соловьев, опираясь на традиции
христианства, хотя его трактовка христианского вероучения, как уже
говорилось, весьма отличалась от официальной.
Его философия начинается с понятия не бытия, а сущего. Позиция
Соловьева явно противостоит Гегелю. Понятие бытия - пустое для Соловьева,
т.к. включает в себя лишь противопоставление небытию, поэтому строить
философскую конструкция можно только на содержательно богатом фундаменте, а
именно, на понятии сущего, абсолютного первоначала, которое “имеет в себе
положительную силу бытия”. Абсолютное начало Соловьев называет абсолютно-
сущим, свободно-сущим Богом. “... божественное начало является здесь (в
мировом процессе) как действующая сила абсолютной идеи, стремящейся
реализоваться или воплотиться в хаосе разрозненных элементов... мировая
душа, как сила пассивная, как чистое стремление, первоначально не знает, к
чему стремиться, т.е. не обладает идеей всеединства, божественный же Логос,
как начало положительное, как сила действующая и образующая, в самом себе
имеет и дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму”.
Фактически речь идет о новом способе обоснования идеи креационизма
(творения Богом мира), которая всегда лежала в основе онтологических
взглядов религиозных мыслителей. Абсолютное начало мира есть Бог, он же
источник его единства, так можно пояснить это положение Соловьева. Природа
истинно-сущего, которое будучи началом бытия, заключает в себе все бытие,
поэтому единичное удерживает множественное, цельное - частное. В Абсолютном
сущем, по мысли Соловьева, содержаться два центра – абсолютное начало, как
таковое, и первоматерия. Эта идея сравнима с идеей Аристотеля о форме и
материи, как двух первоосновах бытия. Однако Соловьев иначе понимает
соотношение этих двух начал, а точнее двух сторон всеобщего первоначального
единства. Для первоматерии, выражающей начало многообразия, вводится
понятие София (мудрость). Первоматерия, разумеется, не имеет ничего общего
с тем, что современные ученые называют материей. Включенная в абсолют, она
не может быть ничем иным, как мировой душой. София, отождествленная с
мировой душой, способна не только на должное развертывание заложенных в ней
потенций, но и на искажения, если мировая душа вдруг увлечется излишней
самостоятельностью и уклониться от объединяющего воздействия Логоса. Эти
собственно и объясняется несовершенство мира. София - это преимущественно
материя абсолютно-сущего, прошедшая путь, на котором она максимально
реализовала свойственное ей многообразие и вместе с тем одухотворялась,
прониклась началом единства, обожествилась. София в таком значении является
одним из центральных понятий онтологической концепции Соловьева. “ София
есть тело Божие, материя божества, проникнутое началом божественного
единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как
цельный божественный организм – универсальный и индивидуальный вместе, –
есть Логос и София”. У Софии, являющейся как бы представительницей
материального мира, но мира устремленного к духовному единству и
совершенству, особое место принадлежит идее человека. “София есть идеальное
совершенно человечества”, - пишет Соловьев. Но София - неразрывная часть
Абсолюта и Бога, ибо без нее нет деятельности Бога. В Философии Соловьева
человек “совечен” Богу, он отрицает утверждение, что Бог может существовать
и без человека. Здесь речь идет не о человеке, как биологическом виде, он
появился в процессе эволюции, а о человеке как идее бытия, которая заложена
в самой основе мира в целом. Софийный идеальный человек принадлежит