Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:28, реферат
Введение
Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье
известного русского историка, профессора Московского университета Сергея
Михайловича Соловьева. Его отец принадлежал по линии предков к
крестьянскому сословию, мать была родом из старинной малороссийской семьи,
где сплелись украинские и польские корни, интересно, что из этой же семьи
Введение……………………………………………………………………... 3
Идея всеединства - центральная идея философии В. Соловьева………… 5
Русская идея в философии В. Соловьева………………………………….. 9
Общие черты социально-исторических изысканий………………………. 12
Заключение………………………………………………………………….. 14
Список использованной литературы………………………………………. 15
вечности, а она ему, поэтому он едино с Богом.
Разорванное эмпирическое существование человека противопоставляет
человека человеку, человека природе, скрывая от нас подлинную сущность
человеческого бытия, а именно, бытия в Боге, в Абсолюте, в единстве. Для
достижения всеединства разобщенность абсолютно необязательно рассматривать
как непреодолимое препятствие. В определенном смысле она даже необходима
для истинного плодотворного всеединства, которое предполагает синтез
многогранных, многокачественных индивидуальностей. Поэтому процесс
дифференциации, отделения элементов от единосущего очень нужен для
плодотворного синтеза, и полезен до тех пор, пока он не угрожает хаосом и
полным небытием.
Принципы онтологии, которые лежат в основе философской концепции
Владимира Соловьева неразрывно вязаны с его гносеологическим учением. В
своей основе единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на
платоновской идее единства истины, добра и красоты. “... благо истина и
красота суть различные образы или виды единства, под которыми для
абсолютного является его содержание, или все, – или три различные стороны,
с которых абсолютно-сущее сводит все к единству... всякое внутреннее
единство... есть любовь”.
На основе этой идеи Соловье разрабатывает концепцию целостного знания,
которое предполагает постепенный синтез религии, философии, науки. Процесс
объединения происходит сначала в рамках философии, где достигается единство
между ее тремя направлениями: мистицизмом, рационализмом и эмпиризмом.
Каждое из них представляет участников будущего универсального синтеза.
Главный смысл новой теории познания – достичь понимания универсального во
всем объеме его с сохранением индивидуального во все его своеобразии.
Органическая логика Соловьева предлагает обратить внимание на те формы
познания, которые оставались на периферии рационалистических систем, а
именно, на роль интуиции, непосредственного умственного созерцания. Эти
формы знания близки мистическому и в то же время художественному видению
мира, которое успешнее, чем понятийное мышление справляется с задачей
охватить все в единстве. Интуиция и непосредственное умосозерцание должны
стать связующими звеньями между научным, художественным и религиозным
видением мира. В концепции цельного знания подробно прорабатывается мысль о
единстве познавательной и этической деятельности (истина и добро). Соловьев
считает, что невозможно без опоры на нравственность получит критерий
истины. В нравственном сознании познающего заключено единственно стоящее
свидетельство истинности полученных им результатов. Убедиться в их
истинности со стороны, как правило, невозможно: безнравственное сознание
легко находит убедительно звучащие аргументы в пользу своей мнимой
истинности. Только высоконравственная личность познающего субъекта является
гарантом истинности добытых им знаний. Органическая логика предусматривала,
что для познания человеку необходим не только логический инструментарий, но
и угол зрения, жизненная позиция.
Человек в современном его состоянии далеко отстоит от центра
всеединства, находясь в периферийных его областях, где силы обособления,
разъединения преобладают над силами объединениями. Периферийное сознание не
в состоянии охватить единый идеальный, сущностной космос, возвысится до его
понимания. Редкую возможность для этого предоставляют редкие вспышки
вдохновения, озарения близки к тем, которые испытывают истинные художники,
поэты, пророки. В такие моменты открывается подлинность мира, его единство.
Среди вдохновенных чувств помогающих периферийному сознанию преодолеть его
слепоту, первое место принадлежит любви. В ней запечатлен отблеск
могущественных, всеохватывающих сил единения. В теории познания Соловьева,
как и у Платона, в качестве одного из существенных элементов выступает
Эрос. Благотворны даже низшие стадии любви, соединяющие разнополые существа
и подтверждающие существование часто неосознаваемого единения. Но эта
любовь является слабым и искаженным намеком на те возвышенные и всемогущие
силы любви, которые господствуют в идеальном сущностном бытии, создавая его
единство. Познание невозможно без любви, ощущаемой как стремление к
достижению всеединства. Эгоистическая замкнутость противопоказана
познающему субъекту, лишь его любовь и открытость другим людям, ко всему
миру дают необходимый угол зрения для истинного понимания, формируют ту
нравственную основу, без которой познание рано или поздно окажется
бессильным, а то и опасным.
Познание у Соловьева связано с этикой, с эстетическими чувствами, но,
главным образом, с реальным “собирательным творчеством”. Подобно искусству,
идеал которого не в “предварении”, а в “осуществлении” – в подвиге
Пигмалиона, оживившего камень, Орфея, потрясшего своды Аида – познание
становится истинным и плодотворным, включаясь в реальное творчество -
свободную “теургию”, как его называет Соловьев. В реальном творчестве
преобразуются общество, земная природа, универсум. Средством для решения
этих колоссальных проблем Соловьев предлагает единение свободно-
нравственного человечества, развивающегося благодаря нравственному
совершенствованию каждой личности и всего общества.
Русская идея в философии Владимира Соловьева
Владимиру Соловьеву принадлежит заслуга теоретического обоснования
“русской идеи”, которая кратко может быть охарактеризована как идея
богоизбранности русского народа. Что есть русская идея? Об этом он говорит
в большой работе Национальный вопрос в России и ряде других работ, первая
часть которой вышла в 1888 году, а в 1989 появилась вторая часть этого
сочинения. Находясь во Франции, Соловьев прочитал лекцию на тему “Русская
идея”. “Идея нации, -сказал он в этой лекции, – есть не то, что она сама
думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности”. Соловьев
уверен, что у каждой нации есть в мире свое предназначение, возложенное на
нее Богом, или, как он его называет, ее “вселенская функция”, ибо
человечество представляет собой некий большой организм ,где все части
связаны воедино и только на первый взгляд может показаться, что одна из них
может быть вполне самостоятельной и независимой. В чем же предназначение
русского народа? Именно России отведена роль “строителя” Вселенской церкви,
а русскому народу, в силу его промежуточного положения между Западом и
Востоком, – роль основного, базисного народа для последующего всеобщего
объединения народов. Истинная русская идея, считает Соловьев, – это идея,
“засвидетельствованная религиозным характером народа, преобразованная и
указанная важнейшими событиями и величайшими личностями нашей истории”.
Идеи, высказанные Соловьевым в его сочинениях и устных выступлениях,
были ответом на оживившиеся в конце века дискуссии, которые оказались как
бы продолжением старого спора западников и славянофилов. Еще в магистерской
диссертации Соловьев отрицает крайности обоих этих направлений. С годами
его стремление отмежеваться от традиционного славянофильства, сохранив дух
патриотизма и любви к своему народу становится все сильнее. Соловьев
понимал патриотизм не как национальное бахвальство, а как долг нации и ее
интеллигенции осуществлять самокритику. “ Истинная любовь к народу желает
ему действительного блага, которое достигается только исполнением
нравственного закона, путем самоотречения. Такая истинная любовь к народу,
такой настоящий патриотизм тем более, для нас, русских, обязателен, что
высший идеал самого русского народа (идеал “святой Руси”) вполне согласен с
нравственными требованиям и исключает всякое национальное самолюбие и
самомнение”. Например, подлинная любовь к русскому народу абсолютно
несовместима, по его мнению, с антисемитизмом. Усиленное возбуждение
племенной религиозной вражды, как указывал Соловьев, “ в корне развращает
общество и может привести к нравственному одичанию, особенно при ныне уже
заметном упадке гуманных идей и при слабости юридического начала в нашей
жизни. А вот почему из одного чувства национального самосохранения
следовало бы решительно осудить антисемитское движение не только как
безнравственное, но и как крайне опасное для будущности России”.
Антисемитизм был, в глазах Соловьева, одним из тягчайших грехов русского
национализма, но далеко не главнейшим. Не менее отрицательным было его
отношение к национальной “китайщине”, национальному самодовольству и
самопревознесению, к самодовольному третированию культурных достижений
других народов Недостатком этим в полной мере впавшие в национализм
“младшие” славянофилы. Соловьев отмечал, что в их теориях мы имеем дела не
с национальностью, а с национализмом. Если национальность “есть факт,
который никем не игнорируется”, то национализм - “ то же факт – на манер
чумы или сифилиса. Смертность сего факта особенно стала чувствительна в
настоящее время, в противодействие ему вполне своевременно и уместно”.
Национализм славянофильства таил в себе противоречие между восхвалением
народности и подспудным барством, высокомерием по отношению к теоретически
превозносимому народу. Одним из самых явных его обнаружений Соловьев считал
мысль, что русский народ не способен к государственно-политической
деятельности и потому предоставляет эту деятельность правительству, не
нуждаясь ни в каких политических правах, не требуя их для себя. Приведя с
негодованием ряд цитат из славянофильской “Руси”, утверждавшей, будто
русский народ есть народ негосударственный, не стремящийся к
государственной власти, не желающий для себя политических прав, не имеющий
в себе даже зародыша народного властолюбия, а посему он предоставляет
правительству неограниченную власть государственную. Соловьев в разрез
подобным рассуждениям доказывал, ссылаясь на опыт русской истории, что
русский народ с самого начала русского государства “нисколько не
отказывался от деятельного участия в политической жизни”. Проповедь
аполитизма для русского народа Соловьев отвергал как реакционную утопию,
неверную по существу и не соответствующую ни характеру, ни достоинству
русского народа.
Безоговорочно отрицая Запад, но в то же время, страдая от общественно-
политических зол русской жизни, славянофилы, по его мнению, не замечали,
что их борьба против этих зол могла приобрести положительное значение,
только если бы она велась средствами, выработанными историческим развитием