Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по "Философии".
Кроме западной философии, сложная система категорий была построена прежде всего индийской философией, а именно философскими учениями санкхья, вайшешика и ньяя.
В настоящее время проблема категорий разрабатывается в рамках онтологии.
Категориальный анализ - учение о категориях, исследующее природу и область применения категорий. Различает категории науки и познающего мышления (например, пространство и время), с одной стороны, и категории созерцания и переживающего сознания (например, субстанция, закономерность) - с другой.
Констатирует, что каждой области науки присущи свои категории (категориальный анализ считает число категорий очень большим, еще не выясненным) и что лишь немногие из них выполняют всюду одинаковые функции.
Иногда одна категория становится на место другой (например, в физике - причинность на место телеологии), иногда меняется содержание самой категории. Так, в отношени субстанции (как чего-то неизменного) процесс познания шел от материи к энергии, в отношении действительно всеобщего - от субстанциональных форм к закономерности, в отношении времени - от наивного взгляда на время к реальному времени» (Н. Гартман).
Часто понятие категория
В науке долгое время широкое
распространение имело
Мысль неотделима от мыслящей материи и является ее продуктом. Если это так, то не есть ли она разновидность материи? Именно так полагали вульгарные материалисты (Л. Бюхнер, О. Фогт, М. Молешотт). Они считали, будто мысль находится примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени.
Ни одному нейрохирургу еще не удалось с помощью скальпеля извлечь из вещества мозга ни одной самой захудалой мыслишки. Физиологическими исследованиями, а тем более техническими средствами можно лишь фиксировать распределение нервных процессов, а не содержание, которое в них зашифровано. В коре мозга мы находим не мысли, а лишь серое вещество.
Сознание - субъективный образ объективного мира. Субъективность образа - не произвольное привнесение чего-то от субъекта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями.
Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным. Образы вещей могут быть чувственными, наглядными (например, визуально сходными со своими оригиналами), но могут быть и понятийными, так что сходство носит уже не внешний, а внутренний характер (сходство по содержанию, по типу связи компонентов). Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиологическим процессам в мозгу.
Если в голове возникла мысль, то она обязательно есть мысль о чем-то. Мысли ни о чем в принципе быть не может. То, что в нашем сознании имеется содержание, не соответствующее оригиналу или даже вообще не имеющее никакого оригинала, совсем не означает, что может вдруг всплыть беспредметная мысль. Грезы и даже бред больного заимствуют свое призрачное содержание у реальности. Идеальное - это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу.
Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физических, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют материальную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические механизмы осуществляют не только разные, но и прямо противоположные мысли. Логические связи мыслей моделируются на мощных компьютерах, а состав физиологических процессов - нет.
В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное противоположны материальному, а за этими пределами их нельзя противопоставлять как абсолютные противоположности. Почему? Дело в том, что мысль принадлежит не какому-то потустороннему миру, а миру реальному, она не какое-то сверхъестественное начало, а естественная функция мозга и она неотторжима от него. Мысль, идея не имеют самостоятельного физического существования.
Нельзя отрицать реальности сознания: душа - это особая форма бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная культура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна.
Мир - в философии экзистенциализма мир есть то, что образует «мировость» существования, т.е. бытие человека в мире.
В частности, под миром понимают: 1) все сущее, которое может находиться в мире; 2) бытие этого сущего, могущего выступать в определенных группировках, например как «мир математика» и т.д., 3) то, в чем совершается человеческое существование, например общественный мир, «мы», или «собственная» и ближайшая (домашняя) среда; 4) «мировость», существующая одновременно в себе (априори) и как модус различных «миров»; по Хайдегеру, мир является видом бытия человеческого существования и проникновением в трансцендентальное состояние человеческого существования, делающим возможным преодоление понятия сознания и сопутствующего ему понятия отрешенности от мира и изолированности субъекта.
Важнейшими формами бытия являются пространство, время.
Основные точки зрения на время и пространство. 1) субстанциальная концепция. Время и пространство есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Отношение между ними как между самостоятельными субстанциями. независимость свойств пространства и времени от протекающих в них мат процессов. 2) реляционная. Пространство и время не сами сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой материальные объекты. Вне системы взаимодействий пространство и время не существуют.
Зависимость пространства и времени от взаимодействия материальных систем в античности начали рассматривать проблему. Парменид - движения не существует. Апории Зенона как проблематика непрерывности пространства и времени. В соответствии с Демокритом пространство до 20 в. отождествляется с пустотой, считается абсолютным и вечным. Его свойства изотропно, однородно.
Время однородно и
необратимо. Галилей основатель экспериментально-
Время и пространство рассматривались также как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм), как априорные формы чувственного созерцания, как категории абсолютного духа (Гегель).
Термодинамика, электромагнитное поле, закон сохранения энергии, преодоление механистического взгляд, СТО. Характеристики времени и пространства по-разному выглядят в разных системах отсчета. Пространство и время по сути существуют не сами по себе, а находятся в универсальной взаимосвязи, выступая как стороны единого целого. ОТО связывает с ними также и материю через гравитацию. Течение времени, и протяженность тел зависят от скорости их движения, а свойства пространства зависят от скоплений массы и гравитационных взаимодействий. Теория пространства может порождаться неевклидовой геометрией.
Вопрос о многомерности пространства. Трехмерность евклидова пространства, и реальность многомерных пространств не как математических абстракций. Одномерность и необратимость времени, что связано с фундаментальными физическими законами. Тут же закон возрастание энтропии. Существует также биологическое, психологическое, социальное время. На основе ОТО разработана теория расширяющейся Вселенное (Фридман, Хаббл). Таким образом, идея не постоянного космоса, как в античности, а постоянно раз Вселенной.
Движение - в широком смысле - всякое изменение, в узком смысле - изменение положения тела в пространстве.
Об абсолютном движении можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя. Действительное движение всегда относительно, оно есть движение в соотнесении с какой-либо точкой пространства, находящейся в (относительном) движении или в (относительном) покое (Теория относительности).
В психологии созерцание движения (Вертхеймер Макс, 1880-1943, немецкий психолог) имеет своей предпосылкой тождество как одну из категорий связи, состояния, при котором наблюдаемый предмет равен самому себе во времени. Движение как таковое (а не как появление подобного предмета в другой точке пространства) можно наблюдать с наибольшей отчетливостью, если оно совершается непрерывно, не слишком быстро и не слишком медленно, на равном отрезке пути, если тело движется так, что оно в глазах наблюдателя сохраняет одну и ту же форму, величину, одни и те же свойства и т.д.
По т.н. закону Карпентера (Уильям Бенджамен Карпентер, английский физиолог; род. 29 октября 1813, Эксетер - ум. 19 ноября 1885, Лондон), всякие восприятия движения или представления о движении вырабатывают в нас слабый импульс к совершению данного движения.
Развитие, также эволюция, генезис - закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; собственно «развертывание» до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию, особенно в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному. Развитие бывает или экстенсивным, т.е. проявлением и увеличением уже имевшегося, или интенсивным (эпигенез), т.е., возникновением качественно новых форм.
С другой стороны, развитие бывает или экзогенным, т.е. ненастоящим, неподлинным развитием, определяемым только извне, окружающим миром, или эндогенным, т.е. настоящим развитием, источник которого находится внутри самого развивающегося.
В противоположность «творению», появлению из ничего, а также в противоположность спонтанному формированию из хаоса, понятие «развитие» употребляется для обозначения поступательного движения, перехода от одного состояния к другому. Отличают также индивидуальное развитие, развитие какого-либо отдельного существа, от всеобщего развития (природы, Солнечной системы, Земли, жизни, человечества, расы, народа).
Уже в древности и в средние века можно проследить попытки, правда несовершенные, раскрытия понятия развития. Понятие развития в современном его смысле возникает уже в наше время, около 18 в., вместе с расцветом современной биологии, Бюффон (Жорж Луи Леклерк Бюффон, 1707-1788, французский естествоиспытатель, издатель "Естественной истории") употребляет его в связи с объяснением истории Земли и живых существ, Кант - для объяснения происхождения космоса, Гердер (1744-1803, нем. философ) - для объяснения истории культуры, Ламарк (в начало 19 в.) - специально для объяснения истории живых существ. В философии немецкого идеализма развитие означало саморазвертывание божественного в мире, саморазвертывание живого в божественное, а также мировой процесс как creatio continua. Понятие развития стало основным принципом биологии (включая антропологию и психологию) с середины 19 в. благодаря работам Спенсера, Дарвина, Геккеля. Относительно развития в области истории культуры.
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движутся превращаясь в другие и ни один вид не берется ниоткуда.
Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическое, физическое (атом), химическое (молекула), биологическое (белок), социальное (общество) ... Качественное разнообразие одного уровня не может быть объяснено качественным разнообразием другого. Точное описание движения частиц воздуха не может объяснить смысл человеческой речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные всем уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выражается в том, что высшее включает низшее. (ДНК - химическое соединение) Однако высшие формы не включены в низшие (нет жизни в химических соединениях). Это не только формы движения, но и типы структурной организации материи. Физически - различны виды взаимодействия, электромагнитное, сильное, слабое (атомные), гравитационное, тепловые процессы, звук, колебания, химическое, биологическое, общественное.
Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя., проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя.