Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по "Философии".
Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Простая совокупность индивидов, понимавшихся как атомы. Чем более развиты индивиды, тем более развито и прогрессивно общество.
Спенсер. Органическая школа в философии. Проблема соотношения биологического и социального. Особая роль государству как мозгу и церкви (душа). Торговля - кровь, телеграф - нервы. В эволюции момент интеграции (развитие от простого к сложному), дифференциации (от однородного к разнородному), возрастание порядка (от неопределенного к определенному). В ходе эволюции развивается значение коллективной деятельности и корпоративности. При этом общество должно служить интересам индивида, а не поглощать его.
Марксизм. Общество есть совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов, что через систему общ отношений, условий производства, политических и социальных институтов определяет содержание и направленность деятельности людей. Материальные условия жизни и потребности и интересы социальных субъектов определяют идеальные побудительные силы.
Гражданское общество –
единство различных лиц, которое
живет в системе правого
Индивид - единичный представитель человечества, безотносительно к его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид становится личностью по мере того, как перестает быть единицей человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность.
Индивид есть существо общественное, и всякое проявление его жизни является проявлением общественной жизни. Это понятие общеродового признака. Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю человеческого рода, персонификации. Это и есть личность.
Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. Личность социальна, по сути, и индивидуальна по способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках окружающей социальной среды.
В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей, но она опосредована социальными факторами. Индивидуальность есть высокая ценность, так как их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни человека.
В настоящее время существует две концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция, однако, не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность. Сущностная концепция является более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведения, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность.
Личность - всегда в процессе формирования, застывшая личность есть деградация.
Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.
Одновременно с формированием личности складывается и характер личности - психолог стержень человека. "Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность" - Гегель.
Слово характер, как правило, означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов.
Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало.
Личностные качества обусловлены
не только внешним, но и внутренним,
духовным содержанием. Личность есть
категория религиозно-духовная, индивид
натуралистически-
Человек может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Социально-деятельная сущность лежит в основе социализации индивида, в процессе которого и формируется личность. Социализация есть процесс усвоения социального опыта, через включенность в жизнь общества. Социализация осуществляется в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества) и онтогенезе (форм конкретной личности).
Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравственные личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей "не-личности", т.е. неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл "Я".
Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Изоляция - страшное наказание. Еще страшнее есть навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Аналогично не личность, лишенный рассудка или разума. Они не могут нести ответственность за свои действия. Свобода и ответственность есть неотъемлемые атрибуты личности.
Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для достижения этой цели. Свобода, следовательно, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществленные возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Свобода воли есть необходимое условие любой целенаправленной деятельности.
Ответственность предполагает с одной стороны осознание должного, а с другой - возможность свободного выбора путей его реализации. Свобода есть специфически человеческий способ бытия: "Мера свободы входит в понятие человека".
Свобода есть относительное понятие.
Новая этическая проблема соотношения
свободы и ответственности
Свобода стала основной ценностью. Сартр: мы приговорены к свободе, человек всегда имеет возможность выбора и пытается переложить ответственность на других.
Общество – это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни.
Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Они носят объективный характер, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Система общ отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете, она прямо или косвенно обуславливает основное направление и содержание его деятельности. Даже самая выдающаяся личность действует под влиянием под влиянием сложившихся отношений, в том числе классовых, социальных, семейно-бытовых.
Общественные отношения есть одна из образующих в обществе. Произведение материальных благ есть основа и необходимое условие существования любого общества. Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы.
Решающим структурообразующим элементом всей системы общественных отношений являются производственные отношения. Производственные отношения, рассмотренные в разных аспектах, позволяют раскрыть различные типы связей, что фиксируется в категориях, позволяющих выразить эти многообразные связи. Для этого Маркс вводит понятия базиса и надстройки. Базис - экономический строй общества, система производственных отношений, над которыми возвышается надстройка, включающая общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации.
Базис воздействует на надстройку (государственное устройство), надстройка также влияет на базис. Другие общественные отношения возникают на основе прочих отношений. Например, по - отношения обмена деятельностью на основе разделения труда. Обмен результатами практической деятельности между представителями разных профессий. Отношения распределения материальных благ происходят из отношений собственности и условий оплаты. Социальная сфера - отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев. Здесь же социальная защита, условия жизни людей, условия образования, здравоохранения. отношения связаны с удовлетворением социальных потребностей, они отражают уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура семьи и принятые отношения в социальных группах. Политическая - производство политической деятельности классов, социальных групп, национальных общностей, движений, общественных организаций.
Митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Они определяются политическим устройством общества. Крайняя форма - революция.
В основе социальной структуры лежит Общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства. На базе общественного разделения труда появляются такие группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город - деревня, физический - умственный труд, сословия (социальные группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе социально-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), социально-демографические группы - молодежь, мужчины, женщины, подростки, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы. почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами. На это обращает внимание распространенная на западе теория стратификации, делящая общество на различные слои (старты) по разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации.
Усилия западной психологии направлены на изучение малых групп, склад на основе более-менее постоянных контактов между несколькими людьми. Они складываются внутри больших групп, нередко трансформируют в себе действие всей социальной структуры общества и оказывают существенное влияние на формирование мотивов поведения входящих в нее людей. Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип социальной сферы общества: наличие определенных классов и социальных групп (род, племя, народность, нация, семья).
Классовая дифференциация общества. Классы возникают на той ступени общественного развития, когда появление прибавочного продукта и разделение труда сделало экономически выгодным эксплуатацию рабочей силы. Марксистский метод требует выявлять в каждом классовом обществе наряду с основными классами и неосновные, которые либо связаны с сохранением остатков старого способа производства, либо с нарождением нового, а также различные слои внутри классов и прослойки между ними.
Теория классовой борьбы была разработана в марксизме как борьба между классами с несовместимыми интересами, противоречащими друг другу. В каждом обществе наряду с классами существуют также социальные группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению.