Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:14, шпаргалка

Описание

19.Гражданское общество и государство
11.Движение и развитие
7.Учение о бытии
9.Понятия материального и идеального
10.Пространство и время.
3.Становление философии
2.Место и роль философии в культуре
8.Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
4.Основные направления в философии
6.Структура философского знания
1.Предмет философии

Работа состоит из  1 файл

Философия. Шпоры Солдтакиной.docx

— 85.15 Кб (Скачать документ)

1.Предмет философии. «Философия» - греч. «любовь к мудрости». Сначала «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был весь мир. В средневековье философия была связана с богословием, предметом были представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, предметом стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. До эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки вообще. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались её разделами. Но со временем науки одна за другой отделились от нее, встала проблема: что осталось на долю философии от ее прежнего предмета - целого мира? Представители позитивистской философии говорят, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира». В целом философия определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира. Сегодня философия рассматривается через социальные и культурные аспекты своего развития. Т.к. область объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженной в знаково-символических формах деятельности.

2.Место  и роль философии  в культуре. Западно-европейское, рациональное мышление считает, что философия - это самосознание культуры, или она есть «рефлeксия» культуры (reflexio лат. «загибание, поворот к себе»). На Востоке философия - неотъемлемая часть мистического откровения о мире и человеке. В русской культуре ХVII-XVIII философия воспринималась в духе просвещения, в XIX в. она развивалась в лоне христианской религиозной мысли, а в советскую эпоху она стала идеологическим оружием. Происходящий сегодня гуманистический ренессанс философии означает смену ценностных ориентаций в культуре. В ситуации «кризиса» культуры философия оказывается источником знаний и опыта, дающего путь к диалогу культур. Культура имеет свою историю, характер в разные времена и у разных народов. Какова культура, таково и ее отражение в «зеркале» философской мысли. Отмечая историчность последней, Гегель писал, что философия - это «эпоха, схваченная в мысли».

3.Становление философии. Первичными формами мировоззрения были: магия, мифология, религия, из которых произошла философия. В отличие от мифа, основанного на устном предании о возникновения мира и человека, философия учит разумному постижению реальности, в этом заключается превосходство логоса над мифом. Благоприятные условия для появления на свет философии сложились одновременно, к середине I тысячелетия до нашей эры, в греческих торговых городах, рассеянных по побережью Средиземного моря, и далеко на востоке - в Китае и Индии. Но там философия не получила самостоятельности, оставаясь частью религии (в индуизме), или разновидностью политического учения о власти (в конфуцианстве). В Греции философии удалось одержать верх, т.к. существовала частная собственность и полисная демократия. В сфере политической жизни частная собственность приняла форму полисной демократии, где верховная власть принадлежит общему собранию граждан полиса. Демократия, в сущности, всегда была рынком слов и идей, только роль денег играет там всеобщий эквивалент - голоса избирателей. Демократия стала матерью философии, поскольку нуждалась в профессиональных ораторах, умеющих убеждать народ словом. Там же возникла диалектика - искусство речи, узаконившая свое философское право в античном мировоззрении.

9.Понятия материального и идеального. Слово «материя» сначала означало «лес, древесина», а материальное понималось как вещественное. Вещество - упорядочено, имеет какую-то структуру и форму. Этот порядок и форму материальных вещей Платон назвал «идеей» (греч. idea, eidos, лат. forma - «вид, облик»). Материя у него была пассивным и хаотическим началом бытия. Вещи, вселенная существуют благодаря соединению материи c идеей - с активной, деятельной субстанцией, которая приводит материю в порядок и, как всеобщий закон, управляет материальными вещами. У человеку это означало, что душа, идеальная субстанция, управляет телом. Свойствами идеального являются: непротяженность и невещественность, содержательное сходство образа и сопряженного с ним предмета, способность образа становиться единицей субъективного мира человека, объяснение же природы образа зависит от позиций философа. Чаще всего «идеальное» противопоставляют «реальному», т.е. протяженному и вещественному. В марксистской теории познания идеальное - это субъективный образ объективного мира. Проблема в том, как связать материальное и идеальное, показать, как дух происходит из материи или материя возникает из духа. Платон не сумел этого объяснить, позднее философы либо ограничились констатацией существования материального мира (Аристотель, Декарт, Гегель), либо принялись доказывать, что этот мир тел - плод моего воображения (Беркли, Юм, Фихте). Кант утверждал, что человеческому разуму не дано знать, существует ли нечто материальное по ту сторону моего сознания. Материалистическое объяснение природы идеального предложил К. Маркс. Под «идеальным» он понимал форму представления сущности одной материальной вещи в натуральном теле какой-либо другой вещи. Деньги, например, идеальны, поскольку они представляют природу любого товара, эквивалентно выражая ее в весовых частях золота, в ассигнациях или хотя бы в электронных полях. Идеальны любые (не только денежные) знаки, выражающие сущность тех или иных материальных вещей, событий, процессов. Так идеальное существует лишь в «пространстве» человеческой деятельности и в вещах, созданных трудом человека.

6.Структура  философского знания. В первые столетия  существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии «метафизика»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; ещё Аристотель писал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их разделами философии. Позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось  до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала стала особым разделом теория чувственного познания, которой дали имя «эстетика». Потом кантианцы изобрели учение о ценностях - «аксиология», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». В XX веке на свет появились: философская антропология, герменевтика, грамматология и др. Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания сегодня не существует. В учебной литературе фигурируют 4 отдела: собственно философия (изучающая законы и категории мышления и бытия); логика (учение о формах умозаключения и доказательства); эстетика (учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном); и этика (теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни). В отечественной философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры.

8.Монистические  и плюралистические  концепции бытия,  самоорганизация  бытия. Монистические - (греч. monos - один) философские теории, утверждающие внутреннее единство мира. Таких теорий в философии большинство. Дуалистические (лат. dualis - двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции. Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать. К числу плюралистических концепций можно отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом, каждая замкнута в самой себе. Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием. Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиным мирозданием считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы). Учение о самоорганизации бытия входит в содержание синергетики (изучает особенности развития сложных неравновесных систем - природа, общество, культура, человек). Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии( увеличению степени внутренней хаотичности и нарушению порядка). Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т.е. порядок. Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.

7.Учение о бытии. Бытие и небытие (ничто) - две самые абстрактные категории философии. Классическая философия начинает с вопроса о первопричине бытия. Затем спрашивает, какие из вещей, о которых мы мыслим, обладают истинным бытием. И финальный вопрос философии тоже описывается категориями бытия и небытия. Бытие может пониматься как предмет (субъект), обладающий различными признаками, т.е. бытие мыслится как единое, вечное и бесконечное начало (субстанция), лежащее в основе всех вещей. Или как признак (предикат), который приписывается предметам, т.е. бытие оказывается особым свойством, которое принадлежит одним вещам и отсутствует у других (например, когда говорят, что эта вот вещь «есть», она «существует», а другая «нет»). На заре философской мысли были продуманы возможные отношения категорий бытия и небытия: есть только бытие, а небытия нет (Парменид), существует и бытие и небытие (Демокрит), бытие и небытие - это одно и то же (скептики), всякое изменение (становление) как взаимное превращение бытия и небытия (Гераклит). Все позднейшие учения об отношении бытия и ничто в той или иной мере восходят к этим античным теориям и представляют собой их дальнейшее развитие в иных, более сложных и конкретных формах. Речь идет уже не столько о бытии как таковом, сколько о том, что следует считать истинным бытием.

11.Движение  и развитие Движение - единство двух противоположносией пространства и времени. Превращение пространства и времени в процессе движения может происходить в различных конкретных формах. Простейшая форма это понятия скорости движения (s/t), а наиболее сложная это чувственное восприятие. Движение органа чувств по контуру предмета выстраивает его точки в последовательный временной ряд, дифференцируя и разворачивая пространственный контур тела во времени, а мозг проделывает обратную операцию, интегрируя эти точки в «моментальный» чувственный образ данного тела. Развитие - усложнение форм движения, переход вещи от более простой формы движения к более высокой и сложной. Источником является столкновение противоположных начал, заставляющее вещь усложнять и совершенствовать формы движения ради сохранения своего бытия.

4.Основные  направления в  философии. В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления: материализм - идеализм, и эмпиризм - рационализм.

Материализм ("линия Демокрита") — направление в философии, считалось, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Особенности: • материя реально существует независимо от сознания; • материя - самостоятельная субстанция не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; • материя существует и развивается по своим внутренним законам; • сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); • сознание - не самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей;  •Демокрит; Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. + опора на науку, в особенности на точные и естественные, логическая доказуемость многих положений материалистов. - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции ,Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм ("линия Платона") — направление, где первичным считали сознание (идею, дух). Делится на:

  объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); Характеристки: • реально существует только идея; • идея первична; • вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей"; • "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле);• "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей"; • каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной; • большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец; • отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

субъективный  идеализм (Беркли, Юм). Характеристика: • все существует только в сознании познающего субъекта (человека); • идеи существуют в разуме человека; • образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; • вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует. Минусы: отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм кгосподствовал в платоновской Греции, средние века, сегодня в США, Германии, других странах Западной Европы. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: эмпиризмом (сенсуализм) - в основе лежат опыт и чувственные ощущения (Ф. Бэкон); рационализмом - истинное знание может быть выведено только из разума и не зависит от чувственного опыта (Р. Декарт). Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве - "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем часть".

10.Пространство  и время. Пространство и время являются условиями возможности чувственного восприятия вещей. Мы не можем чувствовать что-то, иначе как существующее в пространстве и времени, здесь и сейчас. Но принадлежат ли определения пространства и времени лишь нашим чувствам или же это реальные формы бытия вещей? По сути, единственным аргументом в пользу реальности пространства и времени является предметная деятельность людей. В процессе деятельности человек наталкивается на объективные препятствия, пространственно-временные ограничения, которые противостоят его деятельности на стороне самих предметов. Внешние тела правдиво «рассказывают» нам о себе языком пространства и времени. Другое дело, как чувства «понимают» эти пространственно-временные «речи». Среди философов, доказывавших объективную реальность пространства и времени, одни понимали пространство геометрически, (абсолютная пустота, где совершается взаимодействие тел;  время - последовательность их перемещений в пространстве). Другие считали их собственными формами движения тел, из чего следовало, что свойства пространства и времени должны меняться в зависимости от характера движения. Эта, динамическая концепция, по-видимому, одержала верх в истории науки. Пространство и время - это две прямо противоположных формы отношений между телами. Пространство - внешнее отношение между двумя разными телами. Время - внутреннее отношение между двумя разными состояниями одного и того же тела. Пространство есть отношение к иному, а время - отношение к самому себе. После возникновения теории относительности А. Эйнштейна пространство и время стали рассматриваться континуально, (как неразрывное единство существования материальных тел).

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"