Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:14, шпаргалка
19.Гражданское общество и государство
11.Движение и развитие
7.Учение о бытии
9.Понятия материального и идеального
10.Пространство и время.
3.Становление философии
2.Место и роль философии в культуре
8.Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
4.Основные направления в философии
6.Структура философского знания
1.Предмет философии
39-40.Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Отличительный признак научного знания по сравнению с другим, вненаучным - это его теоретический характер и непосредственная связь с опытом, посредством которого оно проверяется на истинность или ложность. Цель науки связана с получением новых, достоверных знаний о действительности, которые описывают, объясняют или предсказывают ее процессы и явления. Наравне с научными знаниями существуют и вненаучные. К ним относят, например, обыденные знания, необходимые в повседневном мире и связанные с удовлетворением естественных потребностей человека в пище, тепле, отдыхе и пр. Эстетические знания отличаются от научных отсутствием аргументированности и доказательности. Религиозные, мистические, эзотерические знания также не являются научными, поскольку не имеют однозначного эмпирического подтверждения. Существует и псевдонаучные знания, к числу которых относят: алхимию, астрологию, спиритуализм, уфологию, экстрасенсорику и т.п. Довольно специфическим является взаимодействие научных и философских знаний, которые по ряду признаков являются ненаучными. Так, философские знания абстрактны и теоретичны, они не имеют подтверждения опытом. Превращение философских знаний в научные отстаивалось позитивистами, которые игнорировали их мировоззренческие функции. Методологическая роль философии обусловливает ее связь с теоретическими проблемами наук. Критерии научности позволяют отделить научные знания от вненаучных. К их числу относят: систематичность, теоретическую полноту, логическую правильность, подтверждение опытом, использование научных методов.
38.Действительность, мышление, логика и язык. Философский спор о действительности уходит корнями в антиномию «мира по мнению» и «мира по истине», выявленную античным мудрецом Демокритом. В учении Платона действительность двояка: одна есть чувственный мир, другая - мир идеальных сущностей (эйдосов). По мнению Гегеля, «все действительное разумно, все разумное действительно». Совпадение «действительности» с «материей» обнаруживается в марксистской философии. В философских направлениях ХХ века действительность имеет антропологическую, психологическую, феноменологическую, семиотическую и пр. способы толкования. В понимании действительности следует учитывать ее онтологическую и гносеологическую составляющие. В онтологическом плане действительность представлена как совокупность материальных тел, существующих объективно в пространстве и времени, наглядно данных нам в представлении. В гносеологическом плане образ действительности возникает в результате деятельности мышления, которое с помощью языка логически упорядочено. Человек может выразить свои мысли двояким образом - в языке (в самом широком смысле слова, при помощи языка слов, цифр, жестов и любых иных знаков) и речи, с одной стороны, и в поступках и действиях тела, прежде всего в работе руки, с другой, но при этом он одинаково использует знаково-символическую функцию деятельности. Внеязыковых форм выражения действительности не существует, поскольку мышление без языка не существует. В философии и психологии довольно остро стоит проблема о взаимодействии языка и мышления с точки зрения их адекватности друг другу. Наша речь (или любой другой способ выражения языка через жест, позу, мимику и т.п.) не всегда тождественна мысли. В действительности, можно сказать, что речь недостаточна по отношению к мысли, которая изначально богаче смыслами. Поэтому в языке нам не всегда удается четко и правильно выразить то, о чем мы думаем. Следовательно, образ действительности так, как он возникает в мышлении и так, как он реализуется в языке, не одинаков. Логика демонстрирует правильность мышления, а соблюдение ее законов - тождества, недопустимости противоречия, исключенного третьего, достаточного основания - позволяет выразить в языке доказательные представления о действительности.
43.Рост
научного знания. Знание развивается
через непрерывное выявление и разрешение
противоречий, которые выступают источником
его роста. Любая научная проблема выступает
в форме противоречия - расхождения между
теорией и фактами, или конфликта разных
теорий, или парадокса, скрывающегося
непосредственно внутри самой теории.
Чем острее противоречие, тем интенсивнее
оно заставляет работать научную мысль.
Всякое противоречие должно как-то разрешаться.
Если противоречие возникло вследствие
ошибки в рассуждениях, от него можно и
нужно избавиться, соблюдая логические
законы, и исправить допущенную ошибку.
Если же ошибки нет, значит это противоречие
- объективное, и искать средства его разрешения
необходимо в самой действительности,
исследуя реальные факты. Таким образом,
через разрешение двоякого рода противоречий
совершается рост научного знания. В эпоху
индустриализации возникла проблема отрицательного
воздействия техногенной деятельности
человека, которая обусловлена ростом
научных знаний. Поэтому философия, а точнее,
этика науки призвана в настоящее время
разрешить противоречие между необходимостью
продолжающегося роста знаний, и их ограничением
в ряде областей, потенциально угрожающих
существованию и здоровью человечества,
например, в области генной инженерии.
Ключевой проблемой для философа здесь,
вероятно, является неравномерный рост
знаний: технические знания совершенствуются
и накапливаются значительно быстрее,
чем гуманитарные - последние все больше
вытесняются на периферию культуры. Техника
овладевает общественной жизнью и подчиняет
ее себе в ущерб главному интересу общества,
состоящему в гармоничном, всестороннем
развитии человеческой личности.
41-42.Структура научного познания, его методы и формы. В понимании структуры научного познания философы разделились на две партии: эмпирики полагают, что в основании науки лежат факты чувственного опыта, а рационалисты утверждают, что научное знание покоится на аксиомах и постулатах. Таким образом, у эмпириков научное знание складывается по образу мозаики из множества отдельных опытных фактов, между которыми ученый ищет причинные связи. У рационалистов наука подобна дереву, вырастающему из немногих корней-аксиом, а факты опыта оказываются чем-то вроде листьев на ее ветвях. Эмпирики предпочитают индуктивные методы, а рационалисты отдают предпочтение методам дедуктивным. Латинское слово inductio означает «представление, приведение» (здесь: представление множества фактов в какой-либо общей форме; приведение данных опыта к общему знаменателю). Индукция - это обобщение опытных данных. Мы мыслим индуктивно всякий раз, когда, сравнивая разные предметы, приходим к заключению об их сходстве или различии. Дедукция же исходит из общих понятий, на основе которых мышление выносит суждение о тех или иных опытных данных. Эталоном научного знания среди эмпириков считается классическая механика; рационалисты в качестве образца научности рассматривают математику. Раздел философии, рассматривающий проблемы научного познания, его методы и формы, называется методологией, в которой принята классификация методов на общие, к числу которых относят: методы эмпирических исследований (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.), теоретических исследовании (восхождение от абстрактного к конкретному и др.), эмпирических и теоретических исследований (идеализация, формализация, анализ, синтез и др.) и специальные, определяемые каждой наукой в соответствии со своим предметом познания. В качестве форм научного познания отмечают: вопрос - это положение, требующее разрешения; проблему, вскрывающую противоречия между наличными, устаревшими знаниями, и недостаточностью новых; гипотезу, заключенную в доказательном предположении разрешения совокупности вопросов и проблем; теорию, систематизирующую знания, полученные в ходе решения вопроса, проблемы и доказательства истинности гипотезы.
45.Наука
и техника. Термин «техника» происходит
от многозначного греческого слова techne
(умение, искусство, профессия, хитрость,
средство, прием) и унаследовало от него
двойной смысл. Это, во-первых, всевозможные
средства, инструменты человеческой деятельности.
Технические средства, будучи, веществом
природы, призваны быть продолжением естественно
работающих органов человека. Как развитие
органов связано с их специализацией,
так и развитие техники идет по пути увеличения
функциональности технических средств.
Во-вторых, приемы и схемы этой деятельности
(техника письма, ремесла, удара и т.д.),
что часто именуется «технологиями».
История техники делится на несколько
этапов: первый был ознаменован господством
орудий ручного труда, второй - появлением
машин, третий - использованием автоматов.
Современная техника - продукт науки, которая
играет ведущую роль по отношению к ней,
что выражено в феномене научно-технической
революции. На развитие техники существенное
влияние оказывает общество, которое в
соответствии с насущными потребностями
человека осуществляет «заказ» на определенный
технический продукт или технологию для
облегчения труда, для повышения комфортности
жизни, для обеспечения здоровья и безопасности
людей и т.д. В свою очередь техника также
влияет на общество. Так, военная техника
ХХ века, связанная с развитием оружия
массового уничтожения, изменила характер
и формы политики. Изобретение техники
радио, кино, телевидения и пр. повлияли,
например, на возникновение новых видов
искусства, оказали воздействие на всю
культуру человечества. Философский
смысл проблемы технического развития
состоит в том, чтобы определить - как сказывается
научно-технический прогресс на человеческом
бытии, на характере личности и общественных
отношениях. В ХХ в. философы - Хосе Ортега-и-Гассет,
Льюис Мэмфорд, Мартин Хайдеггер и другие
- заговорили об отчуждении техники от
человека: о той огромной и загадочной
власти, которую техника приобрела над
ее творцом, об опасности, которую несет
с собой научно-техническая экспансия
для окружающей среды, и об угрозе самому
существованию человечества. В настоящее
время идея научно-технического прогресса
как позитивного явления современности
постепенно сменяется довольно критическим
взглядом на деструктивную силу технической
мощности человечества вне этических
ограничений.
46-47.Будущее человечества и глобальные проблемы современности. Различные аспекты проблемы будущего человечества рассматриваются в рамках футурологии и социального прогнозирования. Сама идея будущего интересовала человека на протяжении всей истории его существования, чаще всего имея форму эсхатологического учения. Научное осмысление будущего и возникновение сценариев перспективы человечества возникает лишь к середине ХХ века, когда общество осознает губительный характер технического прогресса в области вооружения. Одновременно с угрозой ядерной войны и разработкой сценариев по ее недопущению в будущем, выявляется глобальная проблема демографического кризиса, т.е. перенаселения земли в результате увеличения средней продолжительности жизни людей и приростом популяции, которая влечет за собой другую глобальную проблему - нехватку природных ресурсов (пресной воды, продуктов питания, природной энергии) и, как следствие выхода из последней путем наращивания технологий - экологическую проблему. В конце 60-х гг. ХХ века создается международная общественная организация «Римский клуб», призванная обсуждать и стимулировать исследования глобальных проблем, возникших в результате научно-технической революции и угрожающих в будущем существованию людей. Кроме того, во второй половине ХХ века начался очередной виток технологической революции, основанный на использовании электронно-вычислительных машин и информационных технологий. В экономически развитых стран мира идет интенсивный процесс интеллектуализации экономики. В наши дни рождается форма общества, которую уже нарекли «обществом знаний» (англ. knowledge society). В обществе будущего знание превратится в главный ресурс человеческой деятельности практически во всех ее сферах. Богатство общества уже сейчас во многом определяется не столько материальными ресурсами, которыми это общество располагает, сколько размерами его «интеллектуального капитала». Страны, которые по инерции или вследствие разных исторических обстоятельств продолжают жить за счет эксплуатации своих природных ресурсов, рабочей силы и классического, «материального» капитала, обречены историей на экономическое, и вообще социальное, отставание.