Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:14, шпаргалка
19.Гражданское общество и государство
11.Движение и развитие
7.Учение о бытии
9.Понятия материального и идеального
10.Пространство и время.
3.Становление философии
2.Место и роль философии в культуре
8.Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
4.Основные направления в философии
6.Структура философского знания
1.Предмет философии
19.Гражданское общество и государство. Гражданское общество) возникло в античности, как формально-правовой способ примирения индивидуальных интересов. По словам Гегеля, в гражданском обществе каждый для себя - цель, а все другие суть для него ничто. Гражданское общество - форма политико-правового взаимодействия массы граждан-индивидуалистов. Оно приводит разнонаправленные частные интересы к относительному балансу. Вместе с тем гражданское общество противостоит государству, у которого тоже имеются собственные частные интересы, отличные как от интересов отдельных граждан, так от их коллективного интереса. Гражданское общество - это негосударственная структура общества, защищающая автономию личности от давления безличных государственных институтов. Гражданское общество, правовое государство и развитая индустриальная экономика тесно связаны между собой. Современная Россия стоит на пути построения гражданского общества и становления правового государства.
5.Школы философии и этапы ее исторического развития. Философия существует свыше двух тысяч лет, за которые сформировалось множество направлений и школ. К историческим типам философии относят: античную, средневековую, философию эпохи Возрождения и Просвещения, философию Нового времени, Немецкую классическую философию, неклассическую философию и постнеклассическую.
Античная философия представлена ионийской (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийской (Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл), атомистической философия Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические школы (Антисфен, Аристипп, Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля и эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики). Античная философия восходит к проблеме поиска первопричины мира и места человека в нем, изучает логические формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья. На всех она стремилась к предельной свободе духа.
Средневековая философия превратилась в инструмент религиозных споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде), креационизме (учении о творении мира Богом) получила официальное признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божественной сущности. Основной задачей философии становится обоснование религиозных догматов, как-то: доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души, оправдание Бога за существование зла в мире. Среневековая ф. делится два периода и соответствующие им направления - патристику (учение отцов церкви), включающую в себя школы гностицизма, манихейства, апологетики, богословское наследие Аврелия Августина и схоластику (учение монастырских школ), когда, собственно, философия служила теологии в поиске рациональных путей истинности доказательств Бога и веры через спор об универсалиях (номинализм и реализм). В это же время на Востоке, получает развитие арабская и еврейская философия (Авиценна, Аверроэс и др.).
В эпоху Возрождения философы возвращаются к «исследованию человеческого» в противоположность схоластическому «исследованию божественного», и потому зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпанацци и др.). Философия в ту эпоху проникается духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, Джордано Бруно) - уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и потребности научного постижения природы. Получают развитие социальные (утопические) теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым путем обеспечить человеку счастье в государстве (Никколо Макиавелли, Жан Боден).
В Новое время получают развитие: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, (затрагивают опыт, разум, чувства). Эмпиристы (Фрэнсис Бэкон) - всякое знание начинается с чувственных восприятий,опыта, препятствующий ошибкам в познании. Рационалисты (Ренe Декарт) - истинное знание начинается с интуитивно ясных понятий и аксиом, как в математике, исходящих из субстанции «мыслящей» (res cogita), мир же «протяженных», т.е. физических вещей (res extensa).Между этими мирами (субстанциями) существует тесная связь, т.к. «мыслить» и «существовать», означает одно и тоже. Сенсуалисты (Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм) были за правоту чувственного постижения мира, который дан человеку в потоке «ассоциаций» и до конца непознаваем.
Немецкая классическая философия - вершина систематизаций своего времени, философия обретает структуру знаний о бытии, познании, мышлении, человеке, ценностях, обществе, культуре, истории. Иммануил Кант, избрал критический метод для объяснения основ разумной деятельности человека, и сформулировал три важнейших вопроса в прагматической антропологии: «чего я хочу?», «отчего это зависит?», «к чему это ведет?», определяющие максимы для мыслителя: «думать самому», «мыслить себя на месте любого другого» и «всегда мыслить в согласии с самим собой». Такой способ вопрошания о возможности был ключевым в его учении о трансцендентальных сущностях. Антропологическое направление ( Фихте и Шеллинг). Философская систематизация Гегеля основывается на диалектическом учении, раскрытом в трактате «Феноменология духа» и очерке «Наука логика». Философия (логика), по Гегелю - поступательное развитие «абсолютного духа», который через нее познает самое себя. Диалектический метод заключается в способности мышления выделять тезис (представлять предмет в реальности таким, каков он есть), затем ставить по отношению к нему антитезис (открывать накопившийся опыт, противоречащий исходному знанию о предмете) и в заключении объединять их (примирив знание и незнание о предмете). Таков путь диалектического развития духа, который воплощен в различных формах познающего разума: религии, науке, философии.
С середины ХIХ века наступает время неклассической философии, а с середины ХХ века - постнеклассической философии. Марксистская философия основывается на материалистическом понимании объективного хода развития истории и общества, законы которого открывает философия. Позитивизм исходит из методологической роли философии. Феноменология рассматривает философию как учение о реальности, доступной исключительно нашему сознанию, открывающему мир в направленности на предметы. Экзистенциализм как философия существования учит о пограничной ситуации в бытии человека, в которой мир внешних вещей соприкасается с нашим сознанием. Философия психоанализа является учением о роли бессознательного в жизни человека как индивидуального и коллективного субъекта. Структурализм и лингвистическая философия утверждают языковую реальность мира как единственно доступную мышлению. Постмодернизм рассматривают, и как эпоху упадка и деградации культуры, и как декаданс классической философии, построенной на ценностях логоса. целом постмодернизм иронически свел к абсурду философский рационализм.
12. Диалектика. Диалектика - логическое учению о том, как разрешаются объективные противоречия, Гегель ( греч. dialektike - искусство вести беседу, спор). Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В философии сложились три формы диалектики: Античная диалектика,(наивная и стихийная, поскольку опиралась на житейский опыт ;Гераклит («всё течёт, всё изменяется»), Платон (диалектику как искусство диалога), Зенон (реальные противоречия в логике понятий), немецкая классическая диалектика, которая была разработана Кантом, Фихте, Л. Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, материалистическая диалектика, основы которой были заложены классиками марксизма и которая представляет собой целостную систему принципов, категорий и законов. Диалектический метод: если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Важнейший принцип диалектики - историзм (рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении, изменении). Окружающий нас мир представляет собой единое целое, систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости следует один из принципов материалистической диалектики – всесторонность рассмотрения. Кроме историзма и всесторонности, диалектический метод включает в себя и другие принципы – объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (принцип противоречия) и др. Основные категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др. Связь и взаимодействие определённых философских категорий выступают как законы диалектики, главный - закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей). Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (переход качества в количество). Закон отрицания отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия».При этом развитие предстаёт как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе.
13.Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм- (от лат. determino - определяю) философское учение, где всякое событие в мире имеет свою причину и совершается согласно вечным законам природы. В истории человечества детерминизм означает, что все исторические события подчиняются скрытым от человеческого сознания причинам и законам, что существует объективная, независимая от воли людей логика истории. Партию детерминистов в разное время возглавляли Демокрит, Спиноза, Гегель. Классическое обоснование индетерминизма дал шотландский философ-скептик Дэвид Юм. Он доказывал, что вера в причинную взаимосвязь вещей проистекает из привычки человеческой души увязывать события, регулярно следующие одно за другим во времени и смежные в пространстве, в единый ассоциативный ряд. В дальнейшем школой, отвергавшей понятие причинности как «метафизическое», стал позитивизм (Конт, Рассел). В философском споре детерминистов с индетерминистами приняли участие и ученые. Хорошо известны дебаты Эйнштейна с Бором о действии законов природы. Эйнштейн доказывал, что «Господь Бог не играет в кости», имея в виду что законы природы не оставляют места для случайностей, и предлагал взять в судьи «старика Спинозу». Нильс Бор, со своей стороны, отстаивал вероятностную интерпретацию действия законов квантовой физики. Особенно широкое распространение индетерминистские воззрения получили в области исторических наук. Большинство историков во все времена держались мнения, что человек свободно творит свою историю и у нее нет никаких раз навсегда заданных законов, подобных законам природы.
14.Динамические
и статистические закономерности.
Человеческий разум не безграничен, он
в состоянии охватить мыслью лишь бесконечно
малую долю событий и вещей, которые существуют
в природе. Этого достаточно, чтобы понять
законы природы, но не достаточно, чтобы
с абсолютной точностью описать хотя бы
одну единичную вещь. Ибо существование
всякой вещи в той или иной мере зависит
от действия всех прочих вещей, т.е. от
конкретного состояния бесконечной Вселенной
в целом. По этой причине человеческий
разум обречен «играть в кости» с матерью-природой,
довольствуясь вероятностным знанием
о существовании вещей, данных в чувственном
опыте. Имея дело с сущностями вещей, разум
получает знание, выражаемое строгими
и всеобщими законами, которые иногда
называют «динамическими». Относительно
же существования предметов чувственного
опыта знание такого рода невозможно,
поэтому разум может приобрести здесь,
в лучшем случае, вероятностные, или «статистические»,
закономерности. Динамические закономерности
сопряжены с абстрагированием от множества
второстепенных и случайных факторов,
научные предсказания здесь имеют достоверный
характер. Однако в большинстве физических,
биологических и социальных процессов
обнаруживаются множество случайных факторов,
совокупный результат которых вскрывает
определенную тенденцию, выражаемую статистическими
закономерностями. Предсказания таких
закономерностей имеют лишь вероятностный
характер, обусловленный действием случайностей.
15.Научные, философские и религиозные картины мира. Религиозно-мифологические представления о мире уже существовали за тысячи лет до появления на свет философии. Важным отличием их от научной картины мира является отсутствие эмпирического подтверждения и наличие сверхъестественных объяснений в вопросах о происхождении мира и человека. Источником всего существующего провозглашается сверхчеловеческая сила, которая организует порядок в космосе и устанавливает законы в обществе. В большинстве религиозных картин мира присутствует учение о конце (эсхатология). Религиозно-мифологические представления соответствуют особому стилю мышления, названному символическим. В отличие от него, философское мышление - логическое, рассматривающее вещи сами по себе, согласно их природным законам и свойствам. Мифологическое мышление безлично, автор мифов никогда не бывает известен. Философское мышление всегда является личностным. Философ говорит от своего имени, высказывает собственное мнение. И очень гордится оригинальностью своих идей. Философское мышление возникает из лона мифологии и, вместе с тем, мало-помалу разрушает ее. Однако и по сей день мифологическое мышление остается весьма и весьма распространенным - в политических идеологиях, в религии и оккультных учениях, в различных приметах, суевериях и гаданиях. Философская картина мира доказательно объясняет сущность и существование действительности, устанавливает законы и закономерности развития, выявляет различные способы и приемы познания окружающего мира и человека в нем, раскрывает смысл ценностей и идеалов. В отличие от научной картины мира, философская не нуждается в полном эмпирическом подтверждении, рассматривая описываемые явления на абстрактном уровне. Философские знания составляют лишь часть научной картины мира. Однако эта часть остается самой значительной. Каждая из наук вносит свой вклад в развитие представлений о действительности как природном, социальном, культурном бытии. Научное мышление рационально, поэтому знания о мире нуждаются в процедуре их проверки на истинность, путем опытного подтверждения, установления фактов, систематизации. Существенное влияние на изменение научной картины мира оказывает смена типов рациональности, которые происходят в результате научных революций и возникновения новых парадигм.
16.Человек, общество, культура. Среди ученых-гуманитариев и ученых-естественников ведется давний спор о том, какая сущность в человеке - социальная или биологическая - является определяющей его становление и развитие. В ХХ веке к этому спору добавилось еще одно измерение - культура. Таким образом, человек предстал в нескольких измерениях - общества, природы и культуры, в каждом из которых он рассматривается как часть окружающей его среды, формирующей базовые качества личности. Человек от рождения вовлекается в общение с людьми, благодаря чему он становится равноправным членом общества, усваивая правила и нормы совместной жизнедеятельности. «Общество», в простейшем значении этого слова, есть объединение людей на каком-либо общем для всех основании, точнее, это совокупность отношений, складывающихся между людьми по поводу каких-либо значимых для них предметов. Характер общественных отношений определяется конкретным предметом, вокруг которого они завязываются. В зависимости от предмета социальные отношения могут принимать экономическую, политическую, моральную, религиозную и другие формы. Одновременно с обществом, на человека воздействует культурная среда, посредством которой формируется ментальность, т.е. специфический этно-национальный стиль мышления, определяющий ценностную иерархию, идеалы и т.п. Общество регулирует совместную деятельность людей, культура придает ей индивидуальную значимость. Культура является уникальным способом существования человека, она создается в результате знаково-символического обмена между людьми. Развитие культуры и общества имеет исторический характер, выраженный в различных формах деятельности человека, изменяющихся по своему содержанию с течением времени, что получило название социокультурогенеза.