Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 23:49, контрольная работа
Цель исследования – анализ и характеристика современной отечественной историко-философской литературы, посвященной теоретическому наследию славянофилов; систематизация полученных в ней результатов; определение основных черт трактовки современными авторами философии славянофилов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Цели и задачи славянофильства в русской философии 19 века………...5
Идеи российского западничества 19 века……………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в переломные времена Россия, ее интеллектуальная элита, стремясь найти адекватные ответы на вызовы истории и обрести достойное место в мире, неизбежно обращаются к истокам народной жизни и культуры, самобытным духовным началам и основаниям русского бытия. Лишь на этом пути может быть продолжен процесс развития национального самосознания и идентификации как условие достижения тех результатов, которые соответствуют высоким притязаниям.
Поэтому понятен устойчивый интерес к прошлому отечественной мысли и крупнейшим ее представителям, принадлежащим к различным идейным течениям и философским направлениям. Важное место среди них занимают славянофилы, творчество которых оставило ярчайший след в русской истории и культуре.
Та роль, которую играют идеи славянофильства в духовной жизни современного русского общества, острота вызываемых ими интеллектуальных дискуссий подтверждают актуальность темы данного исследования. За последние десятилетия к идейному наследию славянофилов обращались профессиональные отечественные и зарубежные философы, литературоведы, историки, культурологи, социологи, религиоведы, представители других областей знания и науки. В результате создан значительный массив литературы (монографий, статей, сборников), защищены десятки диссертаций, опубликованы новые источники. Исследованы самые различные стороны славянофильства. При этом редкое направление русской мысли вызывало столь разноречивые суждения и оценки.
Появилось немало трудов, в которых видно стремление глубоко разобраться в проблеме, освоить неизвестные источники и материалы, использовать новейшие методы исследования.
Цель исследования – анализ и характеристика современной отечественной историко-философской литературы, посвященной теоретическому наследию славянофилов; систематизация полученных в ней результатов; определение основных черт трактовки современными авторами философии славянофилов. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- дать анализ имеющихся интерпретаций истоков и сущности философии славянофилов в современной научной литературе;
- раскрыть специфику славянофильства как идейного течения в свете современных философских дискуссий, и вместе с тем рассмотреть своеобразие и индивидуальные особенности творчества ведущих славянофилов;
- исследовать предложенные российской философской мыслью последних десятилетий трактовки онтологии и гносеологии ведущих славянофилов, их ключевые категории, предложить собственное видение этой проблемы;
- выявить и систематизировать основные позиции и точки зрения современных исследователей на историософию и социальную философию славянофилов, дать обобщенную интерпретацию полученных результатов;
- рассмотреть славянофильство как явление русской общественной мысли в свете ключевых проблем современных дискуссий, подвести некоторые предварительные итоги его изучения отечественными исследователями за последние десятилетия.
Объектом исследования в диссертации
является философия ведущих славянофилов
А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. и И.С.
Аксаковых, Ю.Ф. Самарина, предметом
– процесс, состояние и результаты изучения
этой философии в современной российской
историко-философской литературе.
Славянофильство
- неотъемлемая органическая часть русской
общественной мысли и культуры 19 в. Постоянный
и резкий критик славянофилов В.Г.Белинский
писал: «Явление славянофильства есть
факт, замечательный до известной степени,
как протест против безусловной подражательности
и как свидетельство потребности русского
общества в самостоятельном развитии».
Члены славянофильского кружка не создали
законченных проекты освобождения крестьян,
автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист,
поэт и драматург, врач, живописец. Зимой
1838-1839 он познакомил друзей со своей работой
о старом и новом. Эта статья-речь вместе
с последовавшим на нее откликом И.В.Киреевского
ознаменовала возникновение славянофильства
как оригинального течения русской общественной
мысли. В данной работе Хомяковым была
очерчена постоянная тема славянофильских
дискуссий: «Что лучше, старая или новая
Россия? Много ли поступило чуждых стихий
в ее теперешнюю организацию?... Много ли
она утратила своих коренных начал и таковы
ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть
и стараться их воскресить?».1
Взгляды Хомякова тесно связаны
с его богословскими идеями и в первую
очередь с экклесиологией (учением о Церкви).
Под Церковью он понимал, прежде всего,
духовную связь, рожденную даром благодати
и соборно объединяющую множество верующих
в любви и истине. В истории подлинный
идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению
Хомякова, только православие, гармонически
сочетая единство и свободу и тем самым
реализуя центральную идею Церкви - идею
соборности. Напротив, в католицизме и
протестантизме принцип соборности исторически
нарушен. В первом случае - во имя единства,
во втором - во имя свободы. Но и в католицизме,
и в протестантизме, как доказывал Хомяков,
измена соборному началу привела только
к торжеству рационализма, враждебного
духу Церкви.
Собственно, философия Хомякова - это,
в первую очередь, опыт воспроизведения
интеллектуальной традиции патристики,
претендующей скорее на верность духу
образца, чем на оригинальность. Существенное
значение имеет утверждаемая Хомяковым
неразрывная связь воли и разума, как божественного,
так и человеческого, что принципиально
отличает метафизическую позицию лидера
славянофилов от разнообразных вариантов
иррационалистического волюнтаризма
(А.Шопенгауэр, Э.Гартман и др.). Отвергая
рационализм, Хомяков обосновывает необходимость
цельного знания (живознания), источником
которого выступает соборность- совокупность
мышлений, связанных любовью. 2
Таким образом, религиозно-нравственное начало играет определяющую роль и в познавательной деятельности, оказываясь как предпосылкой, так и конечной целью познавательного процесса. Как утверждал Хомяков, все этапы и формы познания, т.е. вся лестница, получает свою характеристику от высшей степени - веры.
Эпигоны славянофильства оказались проповедниками национального эгоизма, и Соловьев выступил с критикой этого направления в нескольких статьях, особенно в статье “Славянофильство и его вырождение”. Основатели славянофильства И. В. Киреевский, Хомяков, К. Аксаков вели “прогрессивно-либеральную борьбу”, говорит Соловьев, “против действительных зол современной им России”, они отстаивали принцип человеческих, безусловного нравственного значения самостоятельной личности - принцип христианский и по историческому развитию преимущественно западноевропейский. Хомяков выразил учение о строе религиозной жизни в формуле церковь, как синтез единства и свободы в любви. Но, к сожалению, он противопоставлял католичеству и протестантизму этот свой идеал так, как будто он в России уже осуществлен, тогда как в действительности в России церковь была низведена к функции государственного организма. В том именно и заключается существенный порок славянофильства, что в основание своего учения они поставили не идеал, который необходимо осуществить в будущем творческими усилиями русского народа, а идеализацию прошлого Руси, именно идеализацию Московского государства, сущность которого Соловьев характеризует как татаро-византийскую.
Размышляя об исторической миссии России как примирительницы и объединительницы всего человечества, Соловьев полагал, что русский народ не имеет никаких специальных дарований и только потому может стать “посредником” между волею Божией и миром, что “свободен от всякой ограниченности и односторонности”. В письме к О. П. Пирлингу Соловьев приводит от первой части своей книги “Россия и вселенская церковь” следующие слова: “Нет основания верить в великое будущее России в области чисто светской культуры (общественные учреждения, науки, философия, искусство, литература).”3 В действительности уже в это время ясно обнаружилось, что русский народ обладает также и специальными дарованиями и начинает творить первоклассную культуру. Таковы русская музыка, русская литература, русский театр, русская форма православия, русский литературный язык, в области общественных учреждений - русский суд, земское и городское самоуправление. А после смерти Соловьева русский народ доказал, что и в области философии и науки он способен творить высокоценные произведения. Кроме того, следует заметить, что к концу своей жизни Соловьев в значительной степени по многим вопросам изменил свои взгляды.
Особенное значение XIX в. определяется тем, что после долгого бессмыслия русский народ, наконец, высказал себя в слове и мысли, и сделал это в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы. Бердяев говорит о внешней свободе, потому что внутренняя свобода была у русских велика. Как объяснить это долгое отсутствие просвещения в России, у народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры, как объяснить эту культурную отсталость и даже безграмотность, это отсутствие эсхатологическим по конечной цели. Поэтому неизбежен также выбор века, как наиболее характеризующего русскую идею и русское призвание. Таким веком Бердяев считает XIX в., век мысли и слова и, вместе с тем, век острого раскола, столь для России характерного, как внутреннего освобождения и напряженных духовных и социальных исканий.
Для русской истории характерна прерывность. В противоположность мнению славянофилов, она менее всего ограничена. В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия киевская, Россия органических связей с великими культурами прошлого.
Ответственность за то, что западная культура подпала под власть рационализма, он (как и все славянофилы) возлагал, прежде всего, на католицизм. Но, критикуя Запад, Хомяков не был склонен к идеализации, ни прошлого России (в отличие, например, от К.С.Аксакова), ни тем более ее настоящего. В русской истории он выделял периоды относительного духовного благоденствия (царствования Федора Иоанновича, Алексея Михайловича, Елизаветы Петровны). Выбор был связан с отсутствием в эти периоды великих напряжений, громких деяний, блеска и шума в мире. Речь шла о нормальных, в понимании Хомякова, условиях для органического, естественного развития духа жизни народа, а не о канувших в Лету великих эпохах. Будущее России, о котором мечтал лидер славянофилов, должно было стать преодолением разрывов русской истории. Он надеялся на воскресение Древней Руси, хранившей, по его убеждению, религиозный идеал соборности, но воскресение - в просвещенных и стройных размерах, на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий.4
Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), так
же как и Хомяков, был склонен связывать
отрицательный опыт западного развития,
прежде всего с рационализмом. Оценивая
попытки преодоления рационализма (Паскаль,
Шеллинг), он считал, что их неудача была
предопределена: философия зависит от
характера господствующей веры, и на католическо-протестантском
Западе (обе эти концессии, согласно Киреевскому,
глубоко рационалистичны) критика рационализма
приводит либо к обскурантизму и невежеству,
либо, как это случилось с Шеллингом, к
попыткам создать новую, идеальную религию.
Киреевский ориентировался на православный
теизм, и будущая новая философия виделась
ему в формах православного, истинного
осуществления принципа гармонии веры
и разума, в корне отличного от его католической,
томистской модификации. В то же время
Киреевский отнюдь не считал бессмысленным
опыт европейского философского рационализма.
Все ложные выводы рационального мышления
зависят только от его притязания на высшее
и полное познание истины.
В религиозной антропологии Киреевского
главенствующее место занимает идея цельности
духовной жизни. Именно цельное мышление
позволяет личности и обществу (все, что
есть существенного в душе человека, вырастает
в нем только общественно) избежать ложного
выбора между невежеством, которое ведет
к уклонению разума и сердца от истинных
убеждений, и отделенным логическим мышлением,
способным отвлечь человека от всего в
мире, кроме его собственной физической
личности. Вторая опасность для современного
человека, если он не достигнет цельности
сознания, особенно актуальна, полагал
Киреевский, ибо культ телесности и культ
материального производства, получая
оправдание в рационалистической философии,
ведет к духовному порабощению. Философ
считал, что принципиально изменить ситуацию
может только перемена основных убеждений.
Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский
связывал возможность рождения нового
философского мышления не с построением
систем, а с общим поворотом в общественном
сознании, воспитанием общества.
Российское
западничество 19 в. никогда не
было однородным идейным
П.Я.Чаадаев (1794-1856), несомненно, считал
себя христианским мыслителем. Столь характерная
для русской мысли обращенность к теме
истории обретает в его творчестве новые
черты. Чаадаев утверждал в своих сочинениях
культурно-историческую роль христианства.
Он писал, что историческая сторона христианства
заключает в себе всю философию христианства.
В историческом христианстве находит,
по Чаадаеву, выражение сама суть религии,
которая является не только нравственной
системой, но действующей универсально
божественной силой. Можно сказать, что
для Чаадаева культурно-исторический
процесс имел сакральный характер. Остро
чувствуя и переживая священный смысл
истории, Чаадаев основывал свою историю
на концепции провиденциализма.
Для него, несомненно, существование
божественной воли, ведущей человечество
к его конечным целям. В своих работах
он постоянно подчеркивал мистический
характер действия божественной воли,
писал о Тайне Промысла, о таинственном
единстве христианства в истории и т.д.
Тем не менее, рационалистический элемент
присутствует в его мировоззрении и играет
достаточно существенную роль, соседствуя
с мистицизмом. Апология исторической
Церкви и Промысла Божия оказывается средством,
открывающим путь к признанию исключительной,
едва ли не абсолютной ценности культурно-исторического
опыта человечества. Конечно, не все в
европейских странах, - писал Чаадаев,
- проникнуто разумом, добродетелью, религией,
далеко нет, - но все в них таинственно
повинуется той силе, которая властно
царит там уже столько веков. Западный
путь, при всем его несовершенстве, есть
исполнение сакрального смысла истории.
Информация о работе Славянофильство и западничество в русской философии 19 веке