Славянофильство и западничество в русской философии 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 23:49, контрольная работа

Описание

Цель исследования – анализ и характеристика современной отечественной историко-философской литературы, посвященной теоретическому наследию славянофилов; систематизация полученных в ней результатов; определение основных черт трактовки современными авторами философии славянофилов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Цели и задачи славянофильства в русской философии 19 века………...5
Идеи российского западничества 19 века……………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Славянофильствои западн. в рус. философии 19 век-контр.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

    Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885), увлекавшийся в юности гегельянством и с почтением относившийся к славянофилам (в особенности к Хомякову), под влиянием Белинского, а позднее Герцена и Грановского стал убежденным западником. К трудам философского характера относятся, прежде всего, две его работы: Задачи психологии (1872) и Задачи этики (1884). Очень осторожный мыслитель, по характеристике В.В.Зеньковского, Кавелин был склонен к философскому релятивизму и скептицизму (в мире нет безусловных начал и принципов - все в нем условно и относительно). Он всегда стремился избегать крайностей как отвлеченного идеализма (метафизические миражи), так и последовательного материализма. Решающую роль в истории Кавелин отводил личностному началу. Соответственно и смысл русской истории он видел в становлении и укреплении  начал личности, что должно было, в конечном счете, привести к сближению России с Западом. Исторический прогресс был для него немыслим вне нравственного развития человечества.

    В духе либерализма интерпретировал гегелевское наследие русский юрист и историк Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Будучи одним из видных представителей государственной школы в русской историографии и сторонником конституционной монархии, он был убежден, что именно в последней может быть достигнуто гармоническое единство прочной государственности и общественной жизни, основанной на либеральной идее суверенных прав и свобод личности. Основные философские идеи Чичерина содержатся в его трудах Наука и религия (1879), Мистицизм в науке (1880), Основания логики и метафизики и др. Пережив в молодости глубокое увлечение гегелевской философией, он и в дальнейшем руководствовался ее фундаментальными принципами. В трактовке русского мыслителя подлинно философский подход к действительности состоит в сочетании противоположностей, прежде всего материального мира и мира мыслящих субъектов. Деятельность последних в истории определяет универсально-онтологический характер прогресса, поскольку, в конечном счете, эта деятельность коренится в абсолютном духе, который направляет диалектический процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет свое значение, так как человек изначально причастен Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом. Абсолютность и бесконечность человека определяется в первую очередь его разумом как реальной формой абсолютного духа. Верховной наукой, постигающей смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, история, а точнее - метафизика истории. В историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, которая и выражает суть данного процесса. Поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.  
 
 

Заключение 

     Славянофилов часто упрекали и упрекают в идеализации истории России и желании восстановить старое. Эти упреки совершенно несправедливы. Они прекрасно понимали, что возврата к прошлому нет, история не может пойти вспять, что, например, изменения, происшедшие вследствие петровских реформ, носят необратимый характер. Они проповедовали не возврат к прошлому, а восстановление жизнеспособных начал российского общества в изменившихся условиях.

     Иван Киреевский, Хомяков и другие славянофилы мечтали создать систему новой русской философии, как и система Григория Сковороды, построенной на религиозных идеях Православия. Если это им и не удалось, то, тем не менее, они оказались зачинателями, всего оригинального, что дала потом русская философская мысль. Основная их заслуга остается в том, что они круто и убежденно повернулись к Православной Церкви, как к единственному источнику Истины и окончательному судье всех человеческих помыслов и домыслов.

   Гоголь, Киреевский, Хомяков, Константин Леонтьев вот крупнейшие русские строго церковно-православные мыслители и в то же время яркие религиозные личности, которые глубоко поняли первенствующее значение Русской Православной Церкви в истории русской духовной культуры и которые отдали все свои, полученные от Бога, высокие таланты на служение этой Церкви, пишет проф. Ив. Андреев в статье «Религиозное лицо Гоголя».

     Виднейшие из славянофилов достигли той же духовной гармонии и целостности. Эту целостность души они приобрели, изучая духовную философию Восточных Отцов Церкви, которая осталась почти неизвестной философам XIX столетия, и у которых духовные воспитатели русского народа Сергий Радонежский и другие русские святые приобрели целостность духа, которую они и передали русскому народу.

     Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России прямым продолжением славянофильства выступило почвенничество. Большое влияние оказали их идеи и на философию всеединства. Учение славянофилов, как и сами славянофилы не имеют ничего общего с учением их идейных противников западников людей потревоженного духа. Учение славянофилов исходит из основной духовной традиции Православия борьбы с умственным безмерием. Славянофилы не только на словах боролись с душевной раздвоенностью русского образованного человека со времен Петровской революции, но личным примером доказали, что Православие способно вернуть душе образованного человека былую целостность.

      Тем не менее, и десятилетия спустя, вплоть до наших дней, имели и имеют место попытки (насколько основательны и с какой целью — вопросы особые) усматривать в конфронтации западничества и славянофильства главный стержень всей идейно-политической борьбы в России. Говорят иногда, что неумение выражавших их политических сил сговориться между собой и предопределило победу большевизма в начале XX века, что в конце нынешнего столетия западничество олицетворяется, точнее, символизируется академиком А. Сахаровым, а славянофильство — А. Солженицыным. 
 
 
 
 
 

        
 
 

Список  литературы 

  1. История России с древности до наших дней // Под ред.Зуева М.Н. - М., Высшая школа, 1997.
  2. История философия: Учебник для ВУЗов // Под ред. А.Н.Волкова, В.С.Горнев - М., Приор, 1997.
  3. Киреевский И.В. Избранные статьи. - М., 1984.
  4. Киреевский И.В. Обозрение русской словесности - М., 1979.
  5. Лишаев С.А. История русской философии. Часть I: С древнейших времен до середины XIX века. Курс лекций: Учебное пособие. - Самара, 2004.
  6. Лосев А.Ф. Русская Философия -  М., 1991.
  7. Устрялов Н.  Национальная проблема у первых славянофилов – М., Русская мысль, 1996.
  8. Флоровский Г. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов - М., 1998.
  9. Философия: Учебник для ВУЗов // Под ред.проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова - М., Культура, 1998.
  10. Хомяков А.С. Полн.собр.соч. - М., 1986.

Информация о работе Славянофильство и западничество в русской философии 19 веке